ЗА МОРАЛЬ ДВУСМЫСЛЕННОСТИ
ЗА МОРАЛЬ ДВУСМЫСЛЕННОСТИ
(«Pour une morale de I'ambiguite», 1947) — философское эссе Симоны де Бовуар, написанное в острой полемической форме, посвященное изложению основных этических идей экзистенциализма, прежде всего учения Ж.П.Сартра, и опровержению выдвигавшихся в адрес экзистенциализма обвинений в имморализме и неспособности сформулировать собственную этическую концепцию. Бовуар характеризует экзистенциализм как философию непредопределенности и творчества. Человек с неизбежностью сталкивается с абсурдностью мира, бессмысленностью бытия, условностью и неистинностью существующих нравственных норм. Задачей философии является прояснение этого состояния, поскольку лишь через осознание абсурдности возможно прийти к созданию подлинной морали. Бовуар различает два понятия морали: «неопределенную мораль» (la morale ambigue) и «мораль непредопределенности» (la morale de l'ambiguite). Неопределенная мораль — это традиционная нормативная мораль, практическим примером к-рой является обыденная общественная нравственность, а теоретическим выражением — этика классической философии, основывающаяся на принципах универсального детерминизма, абсолютной рациональности мира, гарантированности социального прогресса и конструктивного содержания человеческой деятельности. Нормативная этика, побуждающая индивида поступать согласно общезначимым нормам, ориентирующая его на всеобщие и неизменные ценности, разрушает человеческую свободу, превращает субъекта в пассивного агента мира необходимости, навязывает ему мораль рабства и лицемерия. По отношению к неопределенной морали Бовуар занимает позицию имморализма как честного и мужественного отказа от несостоятельных, искусственно навязанных человеку указаний. Бовуар ставит своей целью обоснование иной, подлинной морали — морали непредопределенности, соответствующей этике мира свободы. Эта мораль принципиально отвергает идею существования объективных и абсолютных норм и отказывается от противопоставления добра и зла как схемы нравственной оценки. Мораль непредопределенности требует от человека быть свободным и быть личностью, т.е. не зависеть от естественной причинности, внешнего принуждения, влияния фактически сложившихся нравственных ориентиров. Личности вменяется в обязанность преодолеть понятия и критерии традиционной этики, совершить бросок в сферу свободы, осмелиться на творческое созидание собственных ценностей и при этом никогда не считать свой выбор завершенным и общезначимым. Человек призван к вечному трансцендированию, он стремится восполнить своей активностью недостаток бытия, и именно посредством этой безнадежной попытки сделаться абсолютом индивид реализует себя как личность. Проектируя себя в мире, человек выражает готовность принять на себя ответственность за этот мир. Т.о., согласно Бовуар, мораль непредопределенности является особой формой преодоления абсурдности бытия, поскольку через созидание новых ценностей, к-рые по своему характеру в принципе не могут быть всеобщими и безусловными, человек привносит смысл в мир. См. «Записки о морали». Лит.: De Beauvoir S. Pour une morale de l'ambiguite. Paris: Gallimard, 1947; Jeanson F. Simone de Beauvoir ou 1'Entreprise de vivre. Paris: Le Seuil, 1966. О.И.Монульская
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001