(userism and antiuserism; от англ. user, пользователь; по модели слов «расизм», «сексизм»). Узурпаторское, эксплуататорское отношение человека к вещам, к предметам потребления – и критика такой позиции с точки зрения защиты прав артефактов. Юзеризм, идеология превосходства пользователей над объектами пользования, может рассматриваться как такое же посягательство на права и достоинство «других», как идеология превосходства одной расы, пола, возраста или состояния здоровья над другими (аgeism, ableism).
Эта техноэтическая проблема заостряется в связи с быстрым развитием Интернета вещей, когда все предметы, наделенные компьютерными чипами, станут участниками всеобщего круговорота информации, обзаведутся своими электронными адресами и правом сообщать о своем состоянии, об условиях своего хранения. Автомобиль сможет подавать жалобы в Агентство по соблюдению прав артефактов на недостаточную чистоту в салоне, а пищевой продукт – на плохие условия хранения; с нерадивого пользователя будет взиматься штраф. Можно предвидеть, что юридические кодексы пополнятся статьями о неотчуждаемом праве вещей на достойное существование, на охрану от порчи. Возникнет общество охраны прав потребляемых (commodity rights), которое будет конфликтовать с обществом охраны прав потребителей (consumer rights). Их лоббисты будут осаждать парламенты развитых стран, предъявляя свои взаимоисключающие требования. Найдутся и свои агуманисты (ahumanists), готовые заявлять протест против страданий неповинных вещей и собирающие факты их притеснения с электронных чипов.
Философская мысль тоже совершает радикальный поворот, причем в русле «корректности», которую в данном случае уместно именовать не политической, а онтологической (бытийной). В статье-манифесте «Освобождение артефактов» Билл Капра задается вопросом: «Быть может, артефакты сами имеют права и обязанности. Может быть, велосипед имеет право на то, чтобы его шины были надутыми, а в его спицы не совали палки. … Нет ли здесь ранее непризнанной нами формы угнетения?» [377] С развитием Интернета вещей идеология «онтокорректности» (ontocorrectness) становится все более осуществимой. С одной стороны, она воспринимается как метафизическая шутка, пародия на политическую корректность, с другой – перекликается с древней религиозно-этической интуицией достоинства вещей. Египетский старец авва Дорофей (VI в.) призывал род человеческий «хранить совесть по отношению к вещам» [378]. Еще определеннее высказывается старец Зосима у Достоевского: «Любите всё создание божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч божий любите».
Слово «вещь» этимологически родственно понятию голоса (лат. vox, англ. voice), а в русском – понятию «весть». Интернет вещей предоставляет человеку технические возможности не только «блюсти совесть» по отношению к вещам, но и вступать в общение с ними, предоставить им право вещать.
*Веществование, Лирический музей, Реалогия, Реизм, Самобытие, Техномораль, Человекомерие
Умный мусорный бак и судьбы цивилизации // Частный корреспондент. 25.11.2014.
ЮЗЕРИЗМ и АНТИЮЗЕРИЗМ
ЮЗЕРИЗМ и АНТИЮЗЕРИЗМ
Источник: Проективный словарь гуманитарных наук. Новое литературное обозрение. 2017 г.