Юшкевич Павел Соломонович
(1873—1945) —публицист, переводчик философской литературы. Социал-демократ, меньшевик, в 20-х гг. отошел от политической деятельности. В книге «Материализм и критический реализм» (1908) выступил с критикой философии марксизма как махист и субъективный идеалист. Проповедовал эмпириосимволизм. В работе «Мировоззрение и мировоззрения» (1912) пытался оправдать мифы идеализма специфическим характером философского творчества. Философия, по 10., не наука, а результат полухудожественного, эмоционально-интеллектуального видения, «форма коллективного мышления и чувствования». В этом он близок Джемсу, Дильтею, Ницше. Критика взглядов Ю. дана в книге Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».
Источник: Философский словарь. 1963
ЮШКЕВИЧ Павел Соломонович
(1873 - 1945) - специалист по гносеологии, социальной философии, истории философии, метафшгософии; переводчик зарубежной философской литературы. Родился в Одессе. Еще в гимназии занимался в марксистском кружке. Находился в заключении и ссылке, где продолжал занятия математикой, написал работу по механике в пространстве Лобачевского. После ссылки уехал в Париж; окончив Сорбонну, возвратился в Одессу. Участник революции 1905 г. Опубликовал ответ на критику своей концепции В. И. Лениным в «Материализме и эмпириокритицизме» в 1910 г. в брошюре «Столпы философской ортодоксии». С 1906 г. занимался в Петербурге публицистической деятельностью, публиковал статьи по философии. С 1922 г. - в Москве. Сотрудник Института Маркса и Энгельса. Занимался в основном переводам» сочинений Гельвеция, Гольбаха, Дидро и др. философов, был первым переводчиком «Диалектики природы» Ф. Энгельса. Имя Юшкевича тесно связано с одним из ведущих направлений в гносеологии первой четверги XX в. - символизмом («эмпириосимволизмом»), Он внес существенный вклад в обоснование его правомерности. Заметен интерес Юшкевича к выяснению взаимоотношений между философией как специфической формой духовной деятельности и марксизмом. Согласно Юшкевичу, марксизм соединяет в себе научное мировоззрение, дух свободного творчества и политическую программу, вероучение, требующее следования ортодоксии. В дальнейшем Юшкевич обращается к изучению феномена философии, расширяя представления о природе философского знания («Мировоззрение и мировоззрения». СПб, 1912).
Источник: Краткий философский словарь 2004
ЮШКЕВИЧ Павел Соломонович
(1873–1945) – рус. философ. Участник с.-д. движения, впоследствии меньшевик. В годы реакции выступил с ревизией марксистской философии, пытаясь заменить ее одной из разновидностей махизма – эмпириосимволизмом. После Октябрьской революции Ю. сотрудничал на Украине в меньшевистском журн. "Объединение". После 1919 отошел от политич. деятельности и занимался в основном филос. переводами (до 1930 – в Ин-те Маркса и Энгельса). Согласно эмпириосимволизму Ю., данные "чистого опыта" (ощущения), как и конструкции "чистого разума", суть эмпириосимволы. Объективного материального мира не существует, ибо нет реального пространства и времени. Следовательно, нет и познания в традиц. смысле; оно возможно только в виде накопления эмпириосимволов – от простейших (ощущения) до высших ("вещь в себе", реальность, время, пространство, масса и т.п.). Сам по себе "поток данного", по Ю., лишен к.-л. упорядоченности и смысла – их вносит в "поток данного" наше сознание. Стремясь избегнуть солипсизма, Ю. рядом с разумом человека ставит сверхчеловеч. разум – Логос – носитель "предельных эмпириосимволов" (законов природы). Филос. взгляды Ю. подвергались резкой критике со стороны Ленина, к-рый назвал их "...плодом незнания диалектики" (см. Соч., т. 14, с. 249). Соч.: Материализм и критич. реализм, СПБ, 1908, Совр. энергетика, в сб. Очерки по философии марксизма, СПБ, 1908, Новые веяния, СПБ, 1910, Мировоззрение и мировоззрения, СПБ, 1912 Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14 (см. Именной указат.)
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ЮШКЕВИЧ Павел Соломонович
1873, Одесса - 6.12.1945) - философ,. переводчик. Еще в гимназии Ю. занимался в марксистском кружке, находился в заключении и ссылке (в Кишиневе), где продолжал занятия математикой, к-рой увлекался и ранее. После ссылки Ю. уехал в Париж для продолжения образования. Окончив Сорбонну, возвратился в Одессу, занимался публицистической деятельностью; примкнул к фракции меньшевиков РСДРП; участвовал в революции 1905 г. Ответ на критику своей концепции Лениным в "Материализме и эмпириокритицизме" Ю. опубликовал в 1910 г. в брошюре "Столпы философской ортодоксии" (раздел "Если прикажут - акушером стану"). Совместно с А. В. Васильевым он выпустил в 1912-1917 гг. 10 сб. "Новые идеи в математике". В Петербурге, где Ю. находился с осени 1906г., он занимался публицистической деятельностью, публиковал статьи по философии. После 1917 г. работал в Одессе, служил в статистическом отделе горсовета, читал лекции по философии. С 1922 г. - в Москве. Сотрудник Ин-та Маркса и Энгельса. Занимался в осн. переводами (им переведены мн. соч. К. А. Гельвеция, П. Гольбаха, Д. Дидро, Г. В. Лейбница и др. философов; был первым переводчиком "Диалектики природы" Ф. Энгельса). Имя Ю. тесно связано с одним из направлений в гносеологии 1-й четверти XX в. - эмпириосимволизмом; Ю. внес существенный вклад в его обоснование. Он различал понятия "истина-копия" и "представления-символы", а также промежуточные ("экспликативные") суждения. В предметном мире явления есть символы тех или иных сущностей и требуют расшифровки; сущности первого порядка есть символы сущностей второго порядка и т. д. Чтобы углубить свое познание, субъект постоянно изобретает новые средства и все больше связывает себя с символами, конвенциями. В эмпириосимволизме Ю. видел концепцию, утверждающую творческий характер познания. Ю. полагал, что марксизм как экономическая и политическая доктрина может быть связан не с материализмом (под последним он понимал материализм, признающий только "истины-копии"), а с концепцией, близкой к взглядам Р. Авенариуса, Э. Маха, А. Пуанкаре.
Источник: Русская философия: словарь
ЮШКЕВИЧ Павел Соломонович
29 июня 1873, Одесса — 6 декабря 1945, Москва) — русский переводчик, публицист, философ. Образование получил в Одесской гимназии и Сорбонне. С гимназических лет участник социал-демократического движения; примыкал к фракции меньшевиков; после 1917 работал в Одесском горсовете; в нач. 1920-х гг. отошел от политической деятельности, работал в Институте Маркса и Энгельса в Москве (до 1930), занимался гл. о. переводами философской литературы (в частности, был первым переводчиком «Диалектики природы» Ф. Энгельса).
Согласно Юшкевичу, марксизм — это не только социальнополитическое учение; в нем есть тенденция стать целостным мировоззрением. Но пока нет одной марксистской философии, а есть несколько «марксистско-образных» философий. Понятие диалектического материализма нужно сузить, доведя его до эволюционистского и релятивистского позитивизма. Идеологически марксизм близок к махизму, поскольку оба они являются разветвлениями одного учения об эволюции форм жизни. В историческом материализме разработан «социально-психологический» аспект, но его нужно дополнить «социально-космическим» аспектом. Решение этой проблемы Юшкевич видел в «эмпириосимволизме»: человек является символообразующим животным; понятие и идеи — это эмпириосимволы разной степени общности; всякое познание — символическое познание. Следует отказаться от создания объективной картины мира. Эмпириосимволическая точка зрения, согласно Юшкевичу, — это «философская транскрипция социально-космического разреза исторического материализма».
Соч.: О материалистическом понимании истории. СПб., 1907; Материализм и критический реализм (О философских направлениях в марксизме). СПб., 1908; Столпы философской ортодоксии. СПб., 1910; Мировоззрение и мировоззрения (Очерки и характеристики). СПб., 1912; Теория относительности и ее значение для философии.— В кн.: Теория относительности Эйнштейна и ее философское истолкование. М.,1923.
Лит.: ДеборинА. Диалектический материализм и эмпириосимволизм.— В кн.: Он же. Введение в философию диалектического материализма. Пг., 1922; Плеханов Г. В. Трусливый идеализм.— Избр. философ, произв., т. 3. М., 1957.
Источник: Новая философская энциклопедия