ЮНОНА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Юнона
Супруга царя богов Юпитера, покровительница родов, начала, юности. В ней соединяются черты двух богинь — греческой Геры и этрусской Уни.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

ЮНОНА
в римск. мифологии одна из верховных богинь, сестра и супруга Юпитера. Почиталась как покровительница женщин, а также (вместе с Юпитером и Минервой) — Римск. гос-ва. Соответствует Гере в греч. мифологии.

Источник: Атеистический словарь

ЮНОНА
(Juno) - др.-италийская богиня, сестра и супруга Юпитера, царица неба и богов. Ю. вместе с Юпитером и Минервой составляла триаду богов-покровителей Римского гос-ва. Первоначально Ю. почиталась как богиня луны и охранительница женщин. Под опекой Ю. считались обряд бракосочетания и рождение ребенка. 1 марта устраивался праздник женщин (матроналии). Мужья в этот день делали подарки женам, женщины угощали рабов. Римляне полагали, что у каждой женщины была своя Ю., как у каждого мужчины свой «гений». Позже Ю. была отождествлена с греч. богиней Герой.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Юнона
рим.)  – римская богиня брака и материнства, покровительница замужних женщин, супруга Юпитера, отождествлявшаяся с греческой Герой. Считалось, что Ю. обеспечивает плодородие, дарует дождь и урожай, успех и победу. Вместе с Юпитером и Минервой Ю. входила в капитолийскую троицу, которой на Капитолии был посвящен общий храм. Ей приносили жертвы при заключении брака и после родов. Праздник Ю. – матроналии отмечали весной (1 марта). В храм Ю. допускали только замужних женщин (матрон), а содержанкам запрещалось прикасаться к ее алтарю. Считалось, что каждая женщина имеет свою юнону (как каждый мужчина – своего гения). Ю. изображали величавой женщиной зрелого возраста, иногда в короне, со щитом и копьем.

Источник: Мифологический словарь

ЮНОНА
1. Римская богиня брака, материнства, женщин и женской плодовитости, супруга Юпитера. Считалось, что каждая женщина имеет свою юнону (как каждый мужчина — своего гения). У Юноны множество эпиклес: Регина («царица»), Луцина («светлая»), Соспита («помогающая»), Календария — богиня начала каждого месяца (календ), Румина («кормилица»), Фульгура («молниемечущая»), Монета («советница»), в храме которой чеканились деньги, Оссипага («дающая скелет зародышу»).
 
 
 
Вместе с Юпитером и Минервой Юнона входила в капитолийскую триаду, которой был посвящен храм на Капитолии. Женскими праздниками считались посвященные Юноне Луцине Матроналии и ноны Капротины. Юнону призывали при заключении браков, ей приносили благодарственные жертвы после родов, а приближавшиеся к ее храму не должны были иметь на себе узлы, как затрудняющие роды. Овидий в «Фастах» говорит:
 
Чтите богиню цветами! Цветы желанны богине!
Нежным цветочным венком все обвивайте чело.
Так говорите: «Ты нам, Луцина, свет жизни открыла»,
Так умоляйте: «Ты нам муки родов облегчи».
А коль беременна ты, умоляй, волоса распустивши:
«Дай мне без боли родить плод мой, что я понесла».
 
В поздней античности имена Юноны и греческой Геры употреблялись без различия.
2. У континентальных кельтов богини-матери, покровительницы конкретных племен или территорий, «позаимствованные» у римлян, которые наделяли каждого мужчину духом-хранителем (гением), а каждую женщину — небесной покровительницей (юноной). Кельтские юноны часто изображались втроем; классический пример подобной триады — богини Сулевии, посвящения которым обнаружены в Галлии, Германии, Венгрии и Британии.
 
 
 

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

Юнона
Юнона (Juno) – древнеиталийская богиня, параллельное Юпитеру женское божество, связанное с ним по имени (Juno, из Jovino; существует также название богини – Jovia) и в культе. Так, культом Юпитера заведовал flamen Dialis, культом Юноны – его жена flaminica; Юпитеру приносились в жертву белые быки, Юноне – белые коровы; Юпитеру были посвящены иды, Юноне – календы; Юпитер имел прозвание, между прочим, Lucetius, Юнона – Lucetia или Lucina; Юпитер и Юнона посылали дождь, олицетворяли воинственную отвагу и победу, и оба божества носили царский титул. Мало-помалу первоначальное слияние их в культе ослабевало, и наконец Юнона обособилась как богиня-покровительница женщин и их жизни, поскольку эта последняя, по верованию древних италийцев, находилась под влиянием луны. Наряду с многочисленными празднествами, существовавшими в честь Юпитера, в римском календаре не было ни одного общегосударственного праздника, прямо относящегося к Юноне; посвященные Юноне календы считались присутственными днями, тогда как иды (дни Юпитера) относились к числу праздников (feriae). Культ Юноны был распространен по всей Италии, включая Этрурию. В общем своде римских религиозных представлений и обрядов нашли себе место все особенности отдельных местных культов Юноны, отчасти как пережиток, сохраненный населением от древней доисторической эпохи, отчасти как заимствование, явившееся следствием завоевания городов-хранителей того или иного культа. Пережитком древнего культа Юноны в Риме является обряд объявления народившейся новой луны и нон, совпадавших с первой ее четвертью. На вершине Капитолия находился храм Юноны Монеты (Советницы, по другому толкованию – Невесты; впоследствии при храме был устроен монетный двор, причем эпитет богини стал употребляться для обозначения как самого здания, так и монет), освященный в 344 г. до Р. Х. и сооруженный, по-видимому, на месте старого. День основания этого храма приходился на 1-е июня – месяца, посвященного Юноне (Junius, из Junonius). Другой древний храм богини находился на Эсквилине, где первоначально стояла роща Юноны Люцины. Здесь 1 марта происходил носивший семейный характер праздник женщин Matronalia: приносились жертвы и возносились молитвы за брачное счастье, мужья делали подарки женам, женщины угощали рабов. Третьим местом культа Юноны в Риме был Капитолийский храм, где Юнона Царица имела свою нишу рядом с Юпитером и Минервой. В честь Юноны Царицы в 179 г. был сооружен самостоятельный храм при Фламиниевом цирке. Как богиня небесного и в частности лунного света (Lucina), Юнона имела особое влияние на жизнь женщины, размеренную по месяцам, и в период беременности; ей же приписывали силу помогать родильницам; под покровительством ее стоял обряд бракосочетания, с которого начиналась жизнь женщины. Богиня приводила невесту в дом жениха (Iterduca, Domiduca); ее призывали при намазывании мазью дверных косяков в доме новобрачных (J. Unxia), при распускании пояса невесты (J. Cinxia) и вообще при заключении брака (J. Juga); как Fluviona она облегчала кровотечение во время менструаций; как Ossipago помогала развитию зародыша; как Lucina призывалась женщинами (подобно греческой Илифии) при разрешении от бремени. В ее кассу при Эсквилинском храме вносили за новорожденных детей определенную сумму денег (stips). Юнона посылала плодородие: отсюда роль козлиной шкуры – символа страсти – в культе Юноны (и Фавна). В октябрьские ноны (7 октября) на Марсовом поле приносили жертву J. Сuritis как богине плодородия и воинственной отваги, представительнице и покровительнице семейного и родового быта, государственными органами которого были курии. Позднее, с проникновением греческих религиозных представлений и культов в Рим, греческая Гера ассимилировалась с Ю. Со второй Пунической войны Авентинская Юнона Царица участвует наряду с греческими божествами в священнодействиях, которые назначались в отдельных случаях блюстителями греческой религии и обрядности – децемвирами sacris faciundis. Под влиянием греческих религиозных представлений Марс стал именоваться сыном Юноны и Юпитера. H. О.
Литература. Preller, «Romische Mythologie» (Берлин, 1881, 3 изд., стр.271 и сл.); Roscher, «Studien zur vergleichenden Mythologie der Griechen und Romer. II. Juno und Hera» (Лейпциг, 1875); Aust, «Die Religion der Romer» (Мюнстер, 1899, стр. 125 и сл.); G. Wissowa, «Religion und Kultus der Romer» (Мюнхен, 1902, стр. 113 и сл.).

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.