ЮНГЕР Эрнст

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЮНГЕР Эрнст
философ и писатель; p. 29. 3. 1895 (Гейдельберг) — ум. 17.2.1998 (Вильфлинген); работал над философским толкованием военных событий. Для философии существования является важной его книга «Der Arbeiter. Herrschaft und Gestalt» (1932, 1941) (рус. пер.: Рабочий. Господство и гештальт, 2000), в которой он изображает рабочего как представителя техники и как прототип будущего человека, находящегося во власти техники. Как лингвист, Юнгер в 1934 выступил с работой «Lob der Vokale» ( 1963 под названием «Geheimnisse der Sprache»). В сочинении «Sprache und Körperbau» (1947, 1949) он исследует связь известных понятий ценности с правои левосторонностью тела, с прямостоянием (голова и ноги) и с природой органов чувств. Кроме указанных к основным его работам относятся: Strahlungen, 1949; Über die Linie, 1950; Der Waldgang, 1951; Der gordische Knoten, 1953; An der Zeitmauer, 1959; Der Weltstaat, Organismus und Organisation, 1960; Typus, Name, Gestalt, 1963; Subtile Jagden (Naturphilosophie), 1967; Ad hoc, 1970; Annäherungen, 1970; Sinn und Bedeutung, ein Figurenspiel, 1971; Zahlen und Götter, 1974; Eumeswil, 1977; Siebzig verweht, 2 Bde., 1981. Собр. соч.: Sämtliche Werke, 18 Bde., 1978—1982. — Библиография: H. P. des Coudres, H. Mühleisen. Bibliographie der Werke Emst Jüngers, 1970, 1985. E. Brock. Das Weltbild E. J.s, 1945; G. Loose. E. J., 1957; C. Graf v. Krockow. Die Entscheidung. Eine Unters, über E. J.f Carl Schmitt und M. Heidegger, 1958; K. O. Paetel. E. J. in Selbstzeugnissen u. Bilddokumenten, 1962; G. Kranz. E. J.s Symbol. Weltschau, 1968; К. H. Bohrer. Die Ästhetik des Schreckens, 1978; F. Baumer. E. J., 1980; W. Kaempfer. E. J., 1981; M. Meyer. E. J., 1990; E. J. (Text und Kritik 105/106), 1990.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЮНГЕР Эрнст

(р. 29 марта 1895) – нем. писатель, критик культуры, автор ряда филос. соч., представитель позднебурж. нигилизма. До 1923 – офицер рейхсвера. Взгляды Ю. сформировались в 20-х гг. в результате переживания войны (как средства "самоосуществления и самораскрытия" человека и в то же время – дисциплинирования), а также восприятия совр. технич. цивилизации одновременно как механической, "бесчеловечной" (в духе традиц. критики капитализма) и как необходимой и даже вызывающей восхищение своей непреодолимостью и универсальностью (в духе ницшеанского "рока") ("Борьба как внутр переживание" – "Der Kampf als inneres Erlebnis", В., 1922, 7 Aufl., В., 1938). Пессимистич. социальная утопия Ю. ("Рабочий. Господство и облик" – "Der Arbeiter. Herrschaft und Gestalt", В., 1932, 4 Aufl , Hamb., 1941) строится на предвидении "технич. империализма". Согласно Ю., прообраз грядущего человека – "рабочий-солдат", объект функционального манипулирования. Путь к этому будущему Ю. обнаруживает в радикальном отказе от "бурж.-романтич. индивидуальности", в полном господстве над собой (включая преодоление любой боли, вплоть до абс. бесчувственности) и культивировании предельной эффективности и результативности ("Тотальная мобилизация" – "Die totale Mobilmachung", В., 1931). Идеи Ю. сыграли определ. роль в подготовке идеологии национал-социализма (см. Фашизм), хотя сам Ю. от прямого политич. сотрудничества с нацистами уклонился. В романе "На мраморных скалах" ("Auf den Marmor-Klippen", Hamb., 1939) содержатся даже завуалированные выпады против нацистского режима. В послевоен. произведениях Ю. подвергает критике совр. технич. цивилизацию с нигилистич. позиции, созвучной экзистенциализму, с позиции "децисионизма" (филос. решимости). Проживает в ФРГ. Соч.: Werke, Bd 1–10, Stuttg., 1961–65 Лит.: Brock E., Das Weltbild E. J?ngers, ?., 1945, Stern J. ?., ?. J?nger, Camb., 1953, Loose G., E. J?nger. Gestalt und Werk, Fr. / ?., 1957, Paetel K. ?., ?. J?nger in Selbstzeugnissen, Hamb., 1962, Schwarz ?.-?., Der konservative Anarchist. Politik und Zeitkritik ?. J?ngers, Freiburg, 1962 Ал. В. Михайлов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЮНГЕР Эрнст
29 марта 1895, Гейдельберг— 17 февраля 1998, Вильфлинген) — немецкий философ и писатель. Родился в семье химика и аптекаря, посещал школу в 1анновере. Участвовал в юношеском движении «Перелетные птицы» (вместе с братом Фридрихом 1еоргом Юнгером), в 1913 предпринял неудачный побег в Иностранный легион. После объявления мобилизации в августе 1914 досрочно сдал экзамены и записался в 73-й пехотный ганноверский полк. Весной 1915 первый раз принял участие в военных действиях, после прохождения офицерских курсов командовал ротой и руководил штурмовым отрядом. Участвовал в сражениях на Сомме, при Камбрэ, во Фландрии, был много раз ранен. Осенью 1918 в чине младшего лейтенанта удостоен высшей прусской награды — ордена Pour le merite («За заслуги»). В 1919— 23 — офицер в рейхсвере. В 1923—25 в Лейпциге изучает зоологию у Г. Дриша, слушает философию у Ф. Крюгера, занимается в зоологическом институте в Неаполе. С 1925 — свободный писатель. После переезда в Берлин в 1927 становится активным участником движения, выступает как публицист, издает журналы «консервативной революции» («Штандарты», «Арминий», «Наступление»), сотрудничает с Эрнстом Никишем, Фридрихом Хилыиером. После 1933 отходит от политики, переселяется сначала в Гослар, потом в Кирхорст под Ганновером, много путешествует, пишет роман «На мраморных утесах» (Auf den Marmorklippen, 1939). В 1941—44 состоит при штабе германского командования в Париже, работает над трактатом «Мир» (Der Friede, 1945) и дневниками, Сближается с кругами Сопротивления. После снятия в 1949 запрета на публикации ведет активную писательскую деятельность до конца жизни, получает несколько литературных премий, путешествует по всему миру. С 1950 жил в городке Вильфлинген в Верхней Швабии.
Отсутствие систематических построений, преобладание непосредственных наблюдений и чуткость к историческим изменениям составляют специфику эссеистики Юнгера. В центре ее — «диагноз эпохи» и философия истории, что позволяет рассматривать Юнгера как одного из наиболее значительных свидетелей 20 века, фиксирующего наподобие «сейсмографа» радикальные изменения во всех областях жизни. Определяющим для его творчества на протяжении более 70 лет явился опыт 1-й мировой воины, которая подвела для него итоговую черту под всей «бюргерской эпохой». Именно здесь берут начало его размышления о технике, которая создает новый образ мира и планетарное господство гештальта рабочего. В ранних книгах Юнгера — знаменитый дневник «В стальных грозах» (In Stahlgewittem, 1920), «Штурм» (Sturm, 1923), «Перелесок 125» (Das Waldchen 125, 1924), «Огонь и кровь» (Feuer und Blut, 1925) — война осмысливается не с точки зрения политики или морали, а как некий феномен жизни, «стихийный» природный процесс. В труде «Борьба как внутреннее переживание» (Der Kampf als inneres Erlebnis, 1922) Юнгер проводит своеобразный феноменологический анализ войны как некоей «первозданной» ситуации человека, которым движет «воля убивать», а также моментов внутреннего опыта воина («ужас», «эрос», «отвага», «страх»).
Для Юнгера 20—30-х гг., находившегося под большим влиянием Ницше и Шпенглера, особенно важно осмысление новых форм борьбы — «сражения военной техники» и «планомерного механического сражения», где главную роль играет солдат-рабочий — новый героический «тип». В основе трех наиболее значительных эссе этого периода — «Тотальная мобилизация» (Die totale Mobilmachung, 1930), «Рабочий. Господство и гештальт» (Der Arbeiter, 1932), «О боли» (Ober den Schmerz, 1934) — лежит констатация наступления переходной эпохи с ее ситуацией нигилизма, когда старые ценности разрушены, а новые еще не установились. Задачами «тотальной мобилизации», выступающей сущностей чертой мировой войны, являются «приведение мира в состояние безграничного движения» и «превращение жизни в энергию», служащую единственной цели — вооружению. Скрытым «метафизическим» центром этого «физического» процесса выступает, по Юнгеру, «гештальт рабочего», претендующий на подлинное господство над миром: в противоположность бюргерскому индивидуализму он характеризуется тотальностью отношений, где решающую роль играет техника как «способ, каким гештальт рабочего мобилизует мир». Ключом к пониманию этой действительности оказывается боль: в отношении к ней раскрывается сущность возникающего нового антропологического типа, для которого тело предстает не как ценность (противоположность боли), а как некий «форпост», которым можно пожертвовать в борьбе. В современных практиках аскезы и дисциплины, благодаря дистанцированию от собственной телесности, происходит «опредмечивание жизни», внедрение приказа и подчинения, скрывающего в себе «переход к будущему порядку» — к иерархии ценностей рабочего.
В посвященном М. Хайдеггеру более позднем эссе «Через линию» (Uber die Linie, 1950), Юнгер пытается понять миссию современности как преодоление нигилизма, или «пересечение линии», проведенной между исчезающим и становящимся. Утверждение новых ценностей связывается им теперь не с функционером технического мира — рабочим, а с человеческим индивидом, обращенным к своему внутреннему существу Возможность нового опыта нравственности, утрачиваемого в тотальном государстве, дает противопоставляемый активизму «тотальной мобилизации» «лесной путь» (Der Waldgang, 1951). юнгеровский «странник» — это не политический партизан или борец сопротивления, а поэт, обретающий в лесу мифическое «место слова», которое становится для него «творческой силой», «тождественной с бытием».
В философско-историческом эссе «У стены времен» (An der Zeitmauer, 1959) Юнгер, исходя из концепции «гештальта рабочего», очерчивает контуры грандиозного поворота планетарного масштаба. Метафора «стены времен» призвана обозначить пограничную линию между мировой историей и историей земли, которой соответствует наступление совершенно нового «зона» Конец истории отдельных людей, государств и наций ознаменован переходом к новой глобальной модели истории, где человек вопрошающе обратится к земле и из этой «первоосновы» будет черпать новый смысл своей собственной деятельности Исследованию языка и его «тайн» посвящены работы Юнгера «Похвала гласным» (Lob der Vokale, 1934) и «Язык и строение тела» (Sprache und Korperbau, 1947).
Соч.: Samtliche Wsrke, 18 Bde Stuttg , 1978-83 Лит.: Козловски П Миф и эпос XX века — «ВФ», 1997, № 12; Bohrer К-H Die Asthetik des Schreckens Munch , 1978, Brock E Das Wfeltbild Ernst Jungers Z , 1945, Kampfer W Ernst Junger Stuttg , 1981; Krockow С Graf v Die Entscheidung Eine Untersuchung uber E Junger, С Schmitt, M Heidegger Stuttg, 1958, Loose G Ernst Junger Fr/M, 1957, Patel K -0 Ernst Junger in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek bei Hamburg, 1962, SchwilkH (hrsg ) Ernst Junger Leben und Werk in Bildern und Texten Stuttg , 1988, Muller H-H, Segeberg H. (hrsg ) Ernst Junger im 20 Jahrhundert Munch , 1995
А. В. Михайловский

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
1.79 мб

Эрнст Юнгер: земля и миф

Колесников Илья Дмитриевич
В статье рассматривается утверждение Эрнстом Юнгером нового способа истолкования мира возвращение мифа. Любое истолкование исходит из стихий и проходит через человека, который не является субъектом.
Читать PDF
204.44 кб

Этос постистории в «Эвмесвиле» Эрнста Юнгера

Гладилин Никита Валерьевич
Роман «Эвмесвиль» закономерная ступень мировоззренческой эволюции немецкого писателя Эрнста Юнгера.
Читать PDF
245.77 кб

Концепция «Рабочего государства» Эрнста Юнгера и современность

Павкин Л. М.
Статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов концепции «рабочего государства» Эрнста Юнгера. В частности, речь идёт о взглядах Эрнста Юнгера по вопросу преобразования либерального государства в «рабочее государство».
Читать PDF
10.60 мб

Миф, история, техника: размышления Эрнста Юнгера у «Стены времени»

Михайловский Александр Владиславович
Немецкий философ и писатель Эрнст Юнгер (1895-1998) известен прежде всего как автор политико-философского манифеста «Рабочий» (1932) и как теоретик «консервативной революции», оказавший известное влияние на М.Хайдеггера.
Читать PDF
736.04 кб

Фотография и Тотальная мобилизация. Фотоальбомы Эрнста Юнгера о войне

Михайловский Александр Владиславович
В статье исследуется ряд фотоальбомов о первой мировой войне, издававшихся в годы Веймарской республики правоконсервативным интеллектуалом Эрнстом Юнгером.
Читать PDF
2.52 мб

Вариации консервативной критики современной западной цивилизации в поздних работах Эрнста Юнгера

Казаков Сергей Оганович
В данной статье изложена критическая позиция немецкого консервативного мыслителя Эрнста Юнгера (1895-1998) по отношению к современной западной цивилизации.