ЮЛИАН Флавий Клавдий

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЮЛИАН Флавий Клавдий (Отступник)
римск. император (361-363). Сделал попытку восстановить почитание старых богов и выступил против христианства. Он возвратил языч. храмам отобранное при его дяде императоре-христианине Констанции имущество, вернул на родину сосланных противников христианства, запретил учителям-христианам преподавать в школах и т. д. По своим филос. взглядам Ю. примыкая к неоплатоникам. Погиб в 363 в битве с персами. Его преемник восстановили христианство в качестве гос. религии Римск. империи. Церковь прозвала Ю. «отступником».

Источник: Атеистический словарь

ЮЛИАН Флавий Клавдий
Flavins Claudius Julianus) (331, Константинополь -26.6.363, Месопотамия, погребен в Тарсе), рим. император, племянник Константина Великого, за обращение из христианства в язычество получил у церк. историков прозвище Отступник. Учился у риторов Константинополя, в Никомедии слушал знаменитого Либания, позднее стал учеником Эдесия и вошел в круг последователей Ямвлиха - представителей пергамской школы неоплатонизма. В 355 был посвящен в Элевсинские мистерии. Став императором в 361 и стремясь быть «философом на троне», Ю. предпринял попытку возродить языч. политеизм в качестве новой гос. религии, избегая при этом прямого преследования христиан. Восстанавливая старые культы, Ю. считал необходимым создать иерархию жречества по типу христ. церкви, намеревался разработать символику и догматику новой религии и на основе неоплатонизма построить ее теологию. Различая, по образцу Ямвлиха, миры умопостигаемый, мыслящий и чувственный, Ю. средоточием каждого из них считал богасолнце; солнце чувственного мира было для него только отражением солнца умопостигаемого мира. Автор речейгимнов, бесед, писем и др.

Источник: Советский философский словарь

ЮЛИАН ФЛАВИЙ КЛАВДИЙ
Flavius Claudius Juliamis, греч. ) (331, Константинополь — 26 июня 363, Месопотамия, погребен в Тарсе) — римский император, племянник Константина Великого, за обращение из христианства в язычество получил у церковных историков прозвище Отступник (). В 355—367 в ранге цезаря в Галлии побеждает франков и алеманнов. В 360 солдаты провозглашают его «августом». В 361 после внезапной смерти императора Констанция признан единодержавным императором. В 363 умирает от раны, полученной во время военных действий против Персии. Его сочинения — речи, гимны, беседы, письма.
Воспитатели Юлиана — Евсевий, епископ арианского толка, и евнух Мардоний, эллинизированный скиф, прививший ему любовь к греческой языческой культуре. Юлиан учился у риторов Константинополя, в Никомедии слушал знаменитого Лчбания, позднее стал учеником Эдесия и вошел в круг последователей Ямвлиха — представителей Пергамской школы неоплатонизма, из которых на него особенное влияние оказал Максим Эфесский. В 355 с образовательными целями посетил Афины и был посвящен в Элевсинские мистерии. Став императором в 361 и стремясь быть «философом на троне», предпринял попытку возродить языческий политеизм в качестве новой государственной религии, упорядочив его средствами неоплатонической философии. При этом Юлиан избегал прямого преследования христиан, проводил политику веротерпимости, надеясь разгромить христианство идейно. Восстанавливая старые культы, он считал необходимым создать иерархию жречества по типу христианской церкви, намеревался разработать символику и догматику новой религии и на основе неоплатонизма построить ее теологию. Различая, по образцу Ямвлиха, миры умопостигаемый, мыслящий и чувственный, Юлиан средоточием каждого из них считал бога-солнце; солнце чувственного мира было для него только отражением солнца умопостигаемого мира.

Источник: Новая философская энциклопедия

Юлиан, Флавий Клавдий
Flavius Claudius Iulianus; 331, Константинополь, — 26.VI.363, дер. Фригия у р. Тигр) римский император (с 361 г.), писатель и философ-неоплатоник. Прозван «Отступником» за возврат к язычеству после крещения и воспитания в христианстве. Вся государственная и литературная деятельность Ю. посвящена одной цели — возрождению языческих культов, понимаемых как средоточие старой греко-римской духовной культуры, и торжеству их над христианством. Стремясь создать некую языческую церковь и возглавить ее, он приписал текстам Гомера, Платона и других старых авторов такой же «боговдохновенный» характер, какой христиане приписывали Библии. Утраченный трактат Ю. «Против христиан» содержал обстоятельную критику ветхозаветных и новозаветных представлений (напр., сотворение мира предлагалось представлять не по Книге Бытия, а по «Тимею» Платона). Нечто среднее между гимном в прозе и проповедью представляют собой восторженные речи «К царю Солнцу» и «К Матери богов», популярно излагающие мистическое мировоззрение неоплатонизма в формах позднеантичной риторики. Обличению отклонений от «истинного» содержания греческой философии посвящены речи «Против невежественных киников» и «Против киника Гераклия». Два сатирических сочинения — «Пир, или Сатурналии» и «Ненавистник бороды, или Антиохиец», подражающие манере Лукиана, косвенно также связаны с антихристианской борьбой Ю. Из литературного наследия Ю. сохранились также политические речи и панегирики, стихотворные упражнения в жанре эпиграммы, риторически отделанные письма. Писательская манера Ю. отличается неподдельной страстностью и в то же время вычурностью, сбивчивостью плана, несколько тяжелым юмором. Личность Ю. уже при жизни и вскоре после смерти стала предметом изображения и обсуждения в языческой и христианской литературе. Трагическая борьба Ю. против исторической неизбежности привлекла внимание Г. Ибсена («Кесарь и Галилеянин» 1873) и Д. Мережковского («Смерть богов», 1896). Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ЮЛИАН Флавий Клавдий

(Flavius Claudius Julianus) (332–363) – рим. император (с 361), прозванный христианами за возврат к язычеству "Отступником"; представитель пергамской школы др.-греч. неоплатонизма. Был страстным приверженцем антич. философии, лит-ры и религии и прославился своей попыткой реставрировать уже погибшие в то время языч. верования и культы, объединить их в противовес христианству в единую языческую гос. церковь во главе с императором. Будучи ближайшим учеником Ямвлиха, резко отличался от основателя неоплатонизма Плотина своим пренебрежением к чисто спекулятивным построениям и приверженностью к аллегорич. и моралистич. толкованию древней мифологии, а также к культовой практике. Как философ Ю. мало оригинален, его концепции матери-земли и солнца (гл. объектов его умозрит. мифологии) весьма неясны в сравнении с разработанной диалектико-мифологич. системой неоплатоников. Мать богов – это, очевидно, общая субстанция идеального мира, а "царь" Гелиос (солнце) – середина между идеальным и материальным миром. Кроме речей-гимнов к матери-земле и солнцу, Ю. написал ряд трактатов, писем и поэтич. произведений. Соч.: Juliani imper. quae supersunt, rec. F. С. Hertlein, 1–2, Lipsiae, 1875–76; The works of Julianus with an English translation by W. G. Wright, v. 1–3, L., 1913–23; то же, L., 1949–54; Epistulae, leges, poematia fragmenta varia. Colleg. rec. J. Bidez et F. Cumont, P., 1922; Oeuvres compl?tes. Texte ?tabli et trad. par. J. Bidez, v. 1–2, P., 1924–32. Лит.: Вишняков ?., Император Ю. Отступник..., Симбирск, 1908; Ар. Л-в, Религ. и филос. убеждения императора Ю., "Странник", 1915, No 5–6, с. 643–89; Розенталь Н. Н., Ю. – отступник, П., 1923; Strauss D. Fr., Julian der Abtr?nnige, Mannheim, 1847; Gardner ?., Julian philosopher and emperor and the last struggle of Paganism against Christianity, L., 1895; France W. C., The Emperor Julian. Relation to the New Sophistic and Neo-Platonism with a study of his style, L., 1896 (Diss.); Mau G. D., Die Religionsphilosophie Kaiser Julians in seinen Reden auf K?nig Helios und die G?ttermutter, Lpz.–В., 1907; Geffcken J., Kaiser Julian, Lpz., 1914; Negri G., L´Imperatore Guiliano l´Apostata, 5 ed., Mil.–Varese, 1954. А. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.