(р. 1936, Ла Гроаз, Сев. Франция) – философ, историк философии, индолог, специалист по сравнительной философии. Заслуженный профессор Сорбонны. Его работы посвящены монистическим системам индийской философии сознания (адвайта-веданта, кашмирский шиваизм), а также эпистемологическим и метафизическим проблемам, возникающим при ее сопоставлении с европейскими философскими концепциями сознания. Ю. родился в семье ремесленника. Учился в лицее г. Камбрэ (1947–1954) и в подготовительном классе лицея Людовика Великого в Париже (1954–1956). Высшее образование получил на философском факультете Высшей нормальной школы (1956–1961), прошел повышение квалификации (агрегацию) в 1961. Это был период тесного сближения философии и политики, которое приобрело широкий размах во Франции в связи с гражданской войной в Алжире (1954–1962) и драматическими событиями, приведшими к падению 4-й республики и приходу к власти генерала Шарля де Голля (1958). Фигурой, воплощавшей союз философии и политики, был Л. Альтюссер, считавший, что традиционная философия выполнила свою задачу интерпретации мира и теперь должна уступить место более научным и практическим дисциплинам, среди которых – помимо марксизма – важную роль играли психоанализ (Ж. Лакан) и структурализм (К. Леви-Строс). Интерес Ю. к Индии был своеобразным протестом против подобной «политизации» философии, попыткой найти философские горизонты вне той европейской рационалистической традиции, которая, в сущности, и привела философию к ее настоящему кризису. Проходя стажировку во Фрайбурге (1959–1960), Ю. посещал домашние семинары М. Хайдеггера, личность и идеи которого произвели на него сильнейшее впечатление. Он даже получил согласие немецкого философа на перевод его знаменитого труда «Бытие и время», но был призван на военную службу и не сумел осуществить этот проект. Если влечение к Индии было у Ю. скорее интуитивным, то интерес к философии Хайдеггера носил совершенно четкий концептуальный характер. Долгое время оба этих увлечения развивались параллельно, но, когда его исследования индийской традиции приобрели более глубокий и систематический характер, увлечение Хайдеггером отошло на второй план. Первая книга Ю. «Гегель и Восток» (1968) носит отпечаток влияния немецкой интеллектуальной культуры. Как индолог Ю. учился у Луи Рену, Армана Минара, Оливье Лакомба, Жана Филльоза и других авторитетных специалистов 1950–1970-х, однако решающим погружением в профессию стала стажировка во Французском институте индологии в Пондишери (1969– 1971). В Индии он начал читать санскритские философские тексты под руководством традиционных индийских ученых (пандитов). После возвращения во Францию работал над диссертацией «Принцип аханкары в индийской классической философии», которую защитил в Сорбонне в 1977 и опубликовал в 1978. С 1973 Ю. – доцент кафедры сравнительной философии Сорбонны (Париж-4), которую возглавлял О. Лакомб; в 1981–1998 – профессор этой кафедры. Он сыграл важную роль в подготовке специалистов-индологов не только для Франции, но и других стран мира. Под его научным руководством было защищено около 50 докторских диссертаций. Несколько поколений франкоязычных читателей знакомились с индийской философией по его переводам с санскрита таких текстов, как «Мригендра агама» (Mrgendragama, Section de la connaissance et du yoga, 1980), «Йога Васиштха» («Семь эзотерических рассказов из «Йога Васиштхи», Sept recits initiatiques tirés du Yoga Vasishtha, 1987), «Трипурарахасья, или Тайная доктрина богини Трипуры» (La doctrine secrète de la Déesse Tripura, 1979), «Тысяча наставлений Шанкары» (Upadesha Sahasri ou Le Traité des mille enseignements, 1995), а также антологии индийских текстов о йогическом опыте «Индия мудрецов» (2000). В течение многих лет Ю. принимал участие в ежегодных собраниях общества «Эранос», объединявшего историков религии, философии, культуры, а также ученых разных специальностей в Асконе (Швейцария); начало собраниям было положено К.Г. Юнгом. Под общей редакцией Ю. была осуществлена подготовка индийской части «Словаря философов» (Dictionnaire des philosophes, 2-е изд., 1993), «Универсальной философской энциклопедии» (Encyclopédie philosophique universelle, 1990), «Универсального атласа религий» (Grand Atlas des Religions, 1988). В центре философского интереса Ю. – опыт измененных состояний сознания и его интерпретация в разных культурах. Его книга «Скрытый лик времени» (La face cachée du temps. L’imaginaire de l’au-delà. P., 1985) посвящена философскому анализу представлений о жизни после смерти в египетской, месопотамской, еврейской, исламской, христианской и индийской культурах. В течение многих лет Ю. изучал документы и свидетельства о мистическом опыте, который переживали вне рамок религиозных традиций обычные люди, попадавшие в необычные обстоятельства, что легло в основу его книги «Спонтанный мистический опыт» (La mystique sauvage. P., 1993), принесшей ему широкую известность во Франции и переведенной на итальянский, польский и испанский языки. В этой книге он рассматривает спонтанный мистический опыт как свободный от догматических теологических интерпретаций, а потому более адекватно выражающий глубинную, сущностную природу человеческого сознания. В настоящее время, работая над продолжением этой книги, Ю. обращается к самим основаниям мистического опыта, развивая теорию транс-индивидуального сознания, вдохновленную его знакомством с системами индийской философии (особенно адвайта-веданты и кашмирского шиваизма). Большое внимание он уделяет критике доминирующей в современных нейронауках парадигмы, объясняющей феномен мистического опыта в терминах нейропатологии, а также пересмотру триады разум–опыт–откровение в контексте современного планетарного столкновения «исторических» религий.
Соч.: Природа и культура в индийской теории стадий жизни (ашрама) // Бог – Человек – Общество в традиционных культурах Востока. М., 1993; Память и бессознательное в «Йога-сутрах» и в психоанализе // История философии. 2000. № 7; Сравнительная философия: методы и перспективы // Сравнительная философия. М., 2000; Идея переселения душ в 20 в. // Сравнительная философия. Моральная философия в контексте многообразия культур. М., 2004; О падении в горах // История философии. 2003. № 10; Душа вчера и сегодня // Историкофилософский ежегодник. М., 2004; Чувственные качества (qualia) — вызов материалистическим теориям сознания? // Вопросы философии. 2005. № 3; Статус Веды в двух мимансах // Сравнительная философия: знание и вера в контексте диалога культур. М., 2008; Нейрологическая концепция сознания: диапазон и границы // Сравнительная философия. Философия и наука в культурах Востока и Запада. М., 2013; Воспоминания о Хайдеггере // История философии. 2015. Т. 20. № 1; Hegel et l’Orient (avec un essai sur la Bhagavad-Gîtâ). P., 1979; La Face cachée du temps: l’imaginaire de l’au-delà. P., 1985; Qu’est-ce que l’ignorance métaphysique (dans la pensée hindoue)? Sankara. P., 1994; La Mystique sauvage. P., 1993; Shankara et la non-dualité. P., 2001; Comment la philosophie indienne s’est-elle développée?: la querelle brahmanes-bouddhistes. P., 2008; Michel Hulin – Victoria Lyssenko. Classical Indian Philosophy Reinterpreted. New Delhi, 2007; La Bhagavad-Gita: Suivie du Commentaire de Sankara. P., 2010. Лит.: Dortier, J.-F. L’unité de la pensée indienne. Entretien avec Michel Hulin // Sciences humaines. 7/2001 (N°118). В.Г. Лысенко