ЮКТИ-ШАШТИКА

Найдено 1 определение
 "ЮКТИ-ШАШТИКА"
(санскр. yukti-s as tika-ka–rika-na–ma, тиб. rigs pa drug cu pai tshig leur byas pa zhes bya ba, «Шестьдесят строф о доводах [разума]») — одно из главных произведений Нагарджуны и ранней мадхьямаки. Труд дошёл до нас в китайском и тибетском переводах, а также в санскритских цитатах (12 строф) из других сочинений. В основополагающие задачи труда входило: 1) указать на то, что правильное понимание взаимозависимого происхождения не предполагает двойственности понятий типа «бытие» и «небытие»; 2) обучить такому проникновенному пониманию (праджня), которое было бы свободно от двойственной природы познания, и тогда знание пратитья-самутпады будет способствовать Пути к освобождению, к нирване. Нагарджуна критикует в «Ю.-ш.» как обыденные представления простых людей (притхак-джана, бала), так и взгляды философов. Но, судя по аргументации и рассматриваемой тематике, сочинение создано для монахов буддийской сангхи, т.е. «для внутреннего пользования». Таким образом, наряду с большинством доктринальных компендиумов нагарджунизма «Ю.-ш.» призвана дать махаянское обоснование общему буддийскому учению о причинности (пратитья-самутпада), являющемуся кардинальным пунктом идейных расхождений мыслителей буддизма с представителями других религиозно-философских систем Индии. Несмотря на то что мадхьямики старались придать определённую новизну этому учению Будды Шакьямуни, оно оставалось для них аксиоматичным. Посредством его они определяли философский аспект категорий своей школы, например таких, как шуньята, а религиозный аспект определялся посредством традиционной буддийской доктрины — Срединного Пути (мадхьяма-пратипат). По сравнению с другими произведениями этого вида текстовой деятельности «Ю.-ш.» выделяется активным использованием доводов ещё одного собственно махаянского учения — майя-вады, или учения об иллюзорности явленного существования. Это учение встречается практически во всех трудах мадхьямиков, но чаще всего играет вспомогательную или иллюстративную роль. В «Ю.-ш.» (строфы 7, 15–17, 27–29, 35–36, 53–56) оно представлено наиболее полно и потому обнажает не только сущность майя-вады, но и махаянскую суть других учений. Согласно К. Линдтнеру, «Ю.-ш.» — это собрание афоризмов, тесно связанных общим предметом (пратитья-самутпада), который пропускается через доводы разума (юкти), и иногда подтверждается ссылками на Слово Просветлённого (агама). Центральная же идея трактата заключается в том, что «высшая реальность (таттва) находится вне любой онтологической и эпистемологической двойственности (двайя), поскольку эмпирический мир возникновения, разрушения и т.п. — иллюзия и вызван просто неведением. Из-за этого человечество подчиняется тирании страстей (клеща) и бесчисленных зол. Буддизм есть практическая система, единственное назначение которой — преодолеть такие клещи». По мнению Ф. Толы и К. Драгонетти, «Ю.-ш.» «рассматривает все вопросы с центральной точки зрения о шуньяте в прекрасных стихах, в логически точной и ясной экспозиции». Особенностью «Шестидесяти доводов» является ещё и то, что по сравнению с «Шуньята-саптати» и «Виграха-вьявартани» это независимый текст, не имеющий непосредственных параллелей с «Мула-мадхьямака-карикой». Кроме того, «Ю.-ш.» содержит фундаментальный анализ учения о взаимозависимом происхождении, которое находится вне крайних воззрений на вечность и всеобщую уничтожимость, на истину и ложь; без правильного понимания этого учения невозможно постичь, «почему восприятие пустотности есть Великая колесница… Срединный Путь и практика просветлённых существ (бодхисаттва-чарья)» (Бхиккху Пасадика). Пер. и исследование см.: Андросов В.П. Учение Нагарджуны о Срединности…

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.