яп. будд. школа, основанная в нач. 12 в. монахом Ренином. Являясь амидоистской по своим исходным догматич. посылкам, учение Ю.вобрало в себя нек-рые важнейшие положения философии школ Хуаянь-цзун (КЭГОН-СЮ) и Тяньтай-цзун (Тэндай-сю), поэтому и число канонич. текстов Ю. н.-с. входят не только сутры о будде Амиде, но и Аватамсака-сутра (базисный текст Хуаянь-цзун) и Саддхарманундарика-сутра (базисный текст Тяньтай-цзун). Согл. основополагающей доктрине школы, обращение к будде Амиде (нэмбуцу) о возрождении после смерти в «чистой земле», произносимое одним человеком, помогает спастись не только ему самому, но также и другим людям, в чем прослеживается влияние учений Хуаянь- цзун об отсутствии сущностных различий между феноменами и Тяньтай-цзун о взаимопроникаемости «миров дхармы». Такой подход к нэмбуцу отразился и в названии школы: «юдзу» слияние, сплав, проникновение друг в друга. «Чистая земля» толковалась Ренином как некое психич.состояние, достичь к-рого было возможно, находясь в этом мире. Др. словами, утверждалась неразделимость «чистой» и «грязной» земель, что является модификацией фундаментального положения буддизма махаяны о тождестве сансары и нирваны. Отличие интерпретации нэмбуцу и «чистой земли» от традиционно амидаистских обусловило своеобразное положение Ю. н.-с. среди других школ данного направления: с одной строны, непризнание со стороны ортодоксальных амидаистов, с другой — весьма стабильный круг приверженцев на протяжении всей истории яп. буддизма. В наст. вр. в Японии 350 храмов Ю. н.-с., количество адептов достигает 100 тыс. чел. А. Н. Игнатович