ВЗАИМОЗАВИСИМОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Найдено 1 определение
ВЗАИМОЗАВИСИМОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ
перевод с санскрита названия важнейшего буддийского учения о причинности, постигнутого Буддой под древом Просветления (бодхи). Другое название — «Колесо жизни, или бытия» (бхава-чакра) — имеет большее отношение к буддийскому изобразительному искусству, живописующему это учение о сцеплённости причин и условий, необходимых для порождения даже мимолётного акта мысли в постоянно меняющемся потоке сознания особи. Эти изображения предельно облегчают понимание сути доктрины и особенно характерны для стран Махаяны и Ваджраяны. На картинах колесо сжимает своими клыками и лапами чудовищный бог смерти Яма, а это значит, что сфера действия описываемых законов причинности ограничивается сферой страстей (кама-дхату), нижней частью буддийской вселенной. На ступице колеса рисуют трёх животных (свинью, змею и петуха), хватающих друг друга за хвост и символизирующих невежество, гнев и похоть как триединство источника страдания, двигателя кармической череды рождений. На 5–6 сегментах между спицами изображаются сценки из жизни существ этой сферы: тварей ада, ненасытных духов (прета), людей, богов и, иногда, полубогов (асура). Всё это виды бесчисленных рождений каждой особи. Порядок же рождений отображается 12 картинками на ободе колеса, которые представляют собой 12 звеньев цепи В. п. в качестве формулы данного учения, описывающей цикл рождений из трёх жизней (прошлой, настоящей и будущей) существа в сансаре. Так, любое рождение свидетельствует, что в прошлой жизни эта особь была охвачена вихрем страстей, пороками и пребывала в неведении (авидья), в незнании благородного Закона и Пути освобождения (1). Всё совершённое (санскара) в прошлой жизни, в том числе сказанное и передуманное, накапливает определённую силу кармы, которая обусловливает новое рождение (2). Последнее начинается с пробуждения сознания (виджняна), которое происходит ещё в эмбриональном состоянии индивида (см. Бардо) (3). Там же, соответственно карме, закладываются основы образного и чувственного (нама-рупа) познания (4) и формируются источники или способности познания (шад-айятана), т.е. 5 органов чувств и мышление (5), после чего сознание особи уже в состоянии вступить в контакт (спарша) с объектами восприятия (6). Далее считается, что на втором году жизни детёныш или ребёнок уже испытывает чувственные переживания (ведана) (7), понимая, что для него является приятным, неприятным и безразличным. Развитие особи приводит к возникновению жажды (тришна) обладания, вожделения, самоутверждения и т.д. (8), что закладывает семена устойчивых устремлений к достижению целей (упадана) (9), и индивид приобретает определённый образ жизни, существования (бхава), погружаясь всё больше в заблужде- ния и совершая неправильные действия (10). Это даёт основания для вывода о том, что индивида в будущем опять ждёт рождение (джати) (11), опять старение и смерть (джара-марана) (12). Таково круговращение существования особи, выраженное законом В.п. Этот процесс отражает постоянно текущий, динамичный поток бытия, в котором нет ни случайных причин, ни случайных следствий, а причины, кажущиеся малыми, могут порождать большие последствия. Поскольку всё взаимозависимо, то нет ничего самостоятельного, независимого, самосущего. Отсутствие же самосущего (них-свабхава) — это и есть пустота (шуньята) независимого существования. В знаменитой махаянской «Щалистамба-сутре» («Сутра о зерне и ростке риса») говорится: «О монахи, кто видит взаимозависимое происхождение, тот видит Закон (дхарма), кто видит Закон, тот видит Просветлённого (буддха)». См. также «Пратитья-самутпада-хридайя-карика».

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.