Взаимодействие
взаимное влияние и воздействие объектов друг на друга.
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
Взаимодействие
соотношение сущих в динамике, процесс воздействия сущих друг на друга.
Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.
Взаимодействие
понятие, отражающее процесс и итог воздействия различных объектов друг на друга, вследствие чего изменяется их первоначальное состояние.
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
Взаимодействие
философская категория, отражающая воздействие предметов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого, а также изменений в воспринимающем воздействие объекте. Взаимодействие – это объективная и универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы.
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
Взаимодействие
действие вещей друг на друга, в результате которого проявляются "их" свойства - внутренние свойства системы. По [1] взаимодействие - всеобщая форма связи тел или явлений, осуществляющаяся в их взаимном изменении. Два и более взаимодействующих тела или явления составляют систему, в которой совершается процесс превращения движения, причины в действие и обратно.
Ассоциативный блок.
Напоминание - Взаимодействие порождает свойство.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
Взаимодействие
1) развертывающийся во времени и пространстве процесс воздействия одних объектов на другие путем обмена материей и движением; 2) (в философии Канта) категория отношения, которое порождает единство вещей и процессов чувственного мира; 3) (в психологии) представляет собой взаимное влияние души и тела, психического и физического; каждый физический, нервный процесс, так же как и каждый психический процесс, имеет двойную — физическую и психическую — причину и соответственно следствие.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
1. То же, что и контакт культур и языков. 2. Один из четырех типов межкультурных контактов, характеризующийся использованием участниками общения моделей поведения, принятых в соответствующих культурах коммуникантов. Решающее значение в процессах взаимодействия культур приобретает изменение состояний, качеств, областей деятельности, ценностей той и другой культуры, порождение новых форм культурной активности, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей под влиянием импульсов, идущих извне.
Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
процесс взаимного влияния тел друг на друга путем переноса материи и движения, универсальная форма изменения состояний тел. В. определяет существование и структурную организацию всякой материальной системы, ее свойства, ее объединение наряду с др. телами в систему большего порядка. Без способности к В. материя не могла бы существовать. В этом смысле Энгельс определял В. как конечную причину всего существующего, за к-рой нет других более фундаментальных определяющих свойств. Во всякой целостной системе В. сопровождается взаимным отражением телами свойств друг друга, в результате чего они могут меняться. В объективном мире существует множество форм В. (Всеобщая связь явлений, Движение, Изменение, Функциональная зависимость).
Источник: Философский энциклопедический словарь
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
процесс взаимовлияния друг на друга физических объектов, в т.ч. полей и частиц. Наиболее детально этот процесс описывается в квантовой теории поля. Считается, что взаимодействующие объекты обмениваются квантами, особыми частицами, например фотонами. Кванты взаимодействия выступают проявлениями соответствующих полей. Таким образом, физическое В. реализуется вполне определенным образом. Согласно одному из постулатов специальной теории относительности В. не может распространяться со скоростью, большей скорости света в вакууме. В 1950—1960-х гг. часть физиков полагала, что наступило время отказаться от концепта В., механизм которого не поддается четкому пониманию. Успехи квантовой теории поля вынудили отказаться от этого представления. См. взаимовлияние.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
Взаимодействие
философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами. Понятие «взаимодействие» находится в глубокой связи с понятием «структура». Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определённый тип целостности. Оно носит объективный и универсальный характер; в силу универсальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира. Принцип взаимодействия конкретизируется в учении о причинности.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
Взаимодействие
процесс взаимного влияния тел друг на друга, всякая связь и отношение между материальными объектами и явлениями. В. определяет существование и структурную организацию всякой материальной системы, ее объединение наряду с другими телами в систему большего порядка, свойства всех тел, процессов и явлений. Без способности к В. материя не могла бы существовать. В этом смысле Энгельс определял В. как конечную причину всего существующего, за которой ничего нет и не может быть. Во всякой целостной системе В. выступает как такое отношение, в к-ром причина и следствие постоянно меняются местами. Физически В. выступает как близкодействие (Бливкодействие и дальнодействие), скорость распространения к-рого в предельном случае равна скорости света в вакууме. Не в природе существует множество др. форм В., не сводящихся к физическому В. (Всеобщая связь явлений, Функциональная зависимость).
Источник: Философский словарь. 1963
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
(Wechselwirkung) — в философии Канта категория отношения, которое порождает единство вещей и процессов чувственного мира. В окказионализме, в философии Лейбница и Лотце взаимодействие понимается метафизически. В психологии взаимодействие представляет собой взаимное влияние души и тела, психического и физического (см. Души и тела проблема). Согласно гипотезе «двойная причина—двойное следствие» (принадлежащей К. Штумпфу и Э. Бехеру), каждый физический, нервный процесс, так же как и каждый психический процесс, имеет двойную — физическую и психическую — причину и соответственно следствие. Эта гипотеза обладает преимуществом теории психофизического параллелизма и не испытывает ее теоретических затруднений. Сторонниками этой гипотезы являются Э. Гартман, У. Джеймс, О. Кюльпе, Э. Бехер, А. Венцль.
Busse. Die W. zwischen Leib und Seele, 1900; R. Reininger. Das psychophysische Problem, 1916.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
всеобщая форма связи тел и явлений, выражающаяся в их взаимном влиянии друг на друга и изменении. Без В. невозможно существование каких-либо материальных объектов, систем. Оно связывает воедино их элементы, определяет их состав, структурную организацию и происходящие в них изменения. В материальных системах В. выступает как такая диалектическая связь, где причина и следствие постоянно меняются местами. В истории науки известны две точки зрения на механизм передачи взаимодействий. Согласно первой, действие передается от одного тела к другому, из одной материальной системы в другую мгновенно с помощью каких-то таинственных сил, действующих вне времени и независимо от расстояния, разделяющего эти системы (дальнодействие). Согласно второй, одна материальная система может воздействовать на другую только через определенную среду, к-рая и передает действие от точки к точке (близкодействие). Вторая точка зрения завоевала всеобщее признание с развитием теории электромагнитного поля. В современной физике В. понимается как передача вещества, энергии и информации из одной материальной системы в другую. Этот процесс осуществляется с помощью физических полей, причем скорость распространения В. не может превысить скорости распространения света в вакууме.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
философская категория, отражающая процессы взаимодействия различных объектов друг с другом, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут проявляться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности, организация структуры. Каждая форма движения материи имеет в своей основе определенные типы взаимодействия структурных элементов.
Взаимодействие определяет отношение причины и следствия. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. Взаимодействие противоположностей, противоречие являются самыми глубокими источниками, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития объектов.
Современное естествознание показало, что всякое взаимодействие связано с материальными полями и сопровождается переносом материи, движения и информации. Познание вещей означает познание их взаимодействия и само является результатом взаимодействия субъекта и объекта.
А. Г. Спиркин
Источник: Новая философская энциклопедия
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
филос. категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, вааимопереход, а также порождение одним объектом другого. В. представляет собой вид непосредств. или опосредованного, внеш. или внутр. отношения, связи. Свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во В. с др. объектами. «Взаимодействие - вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 546). Понятие В. находится в глубокой связи с понятием структуры. В. выступает как интегрирующий фактор, посредством к-рого происходит объединение частей в определ. тип целостности.
В. носит объективный и универсальный характер; в силу универсальности В. осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира. Принцип В. конкретизируется в учении о причинности. Именно В. определяет отношение причины и следствия. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. В. обусловливает развитие объектов. Именно В. противоположностей, противоречие, является самым глубоким источником, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития объектов. Каждая форма движения материи имеет в твоей основе определ. типы В. структурных элементов.
Сложные формы В. характеризуют жизнь общества. По определению Маркса, общество - это «продукт взаимодействия людей» (см. там же, т. 27, с.402). Классич. примеры исследования многообразных В. в обществе как целостной, внутренне дифференцированной, саморазвивающейся системы - «Капитал» Маркса, «Развитие капитализма в России» В. И. Ленина. Категория В. является существ. методологии, принципом познания природных и обществ. явлений. Совр. естествознание показало, что всякое В. связано с материальными полями и сопровождается переносом материи, движения и информации. Любой объект может быть понят и определен лишь в системе отношений и В. с др. окружающими явлениями, их частями, сторонами и свойствами. Познание вещей означает познание их В. и само является результатом В. между субъектом и объектом.
Источник: Советский философский словарь
взаимодействие
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. В. — универсальная форма движения и развития, оно определяет существование и структурную организацию любой материальной системы. Оно носит объективный и универсальный характер, благодаря чему осуществляется связь всех структурных уровней бытия. Принцип В. конкретизируется в учении о причинности. Каждая форма движения материи имеет в своей основе определенные типы В. структурных элементов. В классической физике в трактовке В. попеременно доминировали концепции близкодействия и дальнодействия. Из идеи близкодействия исходил в своей физической теории Р. Декарт. В механике И. Ньютона взаимное действие тел друг на друга, количественно характеризуемое силой, осуществляется мгновенно и непосредственно через пустое пространство, которое не принимает участия в передаче В. В этом состояла концепция дальнодействия. Эти представления были оставлены после открытия и исследования электромагнитного поля, когда было доказано, что В. электрически заряженных тел осуществляется не мгновенно, а перемещение одной заряженной частицы приводит к изменению сил, действующих на другие частицы, не в тот же момент, а лишь спустя конечное время. В. предается через «посредника» — через электромагнитное поле, скорость распространения которого равна скорости света в пустоте. Эта концепция близкодействия затем была распространена и на другие В. Согласно этой концепции, В. между телами осуществляется посредством тех или иных полей, непрерывно распределенных в пространстве. После появления квантовой теории поля представление о В. существенно изменилось. Согласно этой теории, поле является не непрерывным, а имеет дискретную структуру. Вследствие корпускулярно-волнового дуализма, каждому полю должны соответствовать определенные частицы. В современной физике известны четыре типа фундаментальных В.: сильное, электромагнитное, слабое и гравитационное. Разработана объединенная теория электромагнитного и слабого В. (электрослабое В.). Современной теорией сильного В. является квантовая хромодинамика. Делаются попытки объединения электрослабого и сильного В., а также включения в единую систему гравитационного В. О.Е. Баксанский
Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
всеобщая форма связи тел или явлений, осуществляющаяся в их взаимном изменении. Два и более взаимодействующих тела или явления составляют систему, в к-рой совершается процесс превращения движения, причины в действие и обратно. Причина в качестве активной стороны В. выступает первоначально в виде движения того тела, в к-ром сосредоточивается движение всей системы, и вызывает в другом теле или явлении изменение, а вместе с ним обратно направленное действие, т.е. противодействие. Пассивная сторона В. при этом превращается, в свою очередь, в активную и обратно. Эта формальная схема В. осуществляется даже в простейшем из возможных случаев – в механич. системе двух соударяющихся упругих тел. Однако В. вообще не исчерпывается простейшей формой В., заключающейся в переносе извне полученного движения без существ. превращения формы этого движения. Если схему механич. В. перенести на всю проблему В. в целом, придать этой схеме всеобще-логич. значение, отождествить ее со схемой В. вообще, то это приведет к допущению первотолчка извне как "первопричины" движения универсума. Такое понимание В. сложилось в естествознании 17–18 вв. (напр., Ньютон) и оттуда было перенесено в философию. Диалектико-материалистич. понимание В. как всеобщей формы движения и изменения предполагает такую систему причинно-следств. связей, к-рая не нуждается в "первотолчке", в привнесении движения извне. В. – это способ движения такой системы, внутри к-рой причина выступает в конце концов как следствие существования ее же самой. Такой системой В. является бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Вне ее нет и не может быть причин, приводящих ее в движение. Причины ее движения суть одновременно следствия ее же собств. движения. Такой характер В. прекрасно выражается формулой Спинозы: "субстанция есть причина самой себя" (causa sui). Механич. форма В. представляет собой не всеобщий, а лишь частный случай универсальной формы В. как бесконечной цепи причинно-следств. отношений. Характеристика В. как взаимного изменения сторон системы, при к-ром движение приобретает "круговой" характер, относится и к любой конкретной системе взаимодействующих явлений. Такая конкретная система также выступает в качестве "причины самой себя", т.е. заключает внутри себя источник своего собственного движения. Понимаемая так причина совпадает с внутр. противоречием данной конкретной системы. В. всегда носит конкретный характер в том смысле, что оно есть всегда отношение сторон определ. целостной системы, напр. солнечной системы, растительного, животного царств, человеч. общества, определ. общественно-экономич. формации. Содержание В. обусловлено природой составляющих его моментов, взаимное изменение к-рых и выступает как конкретное движение данной системы. Примерами такого диалектич. В. может служить любая конкретная система, напр. живые организмы. Живые организмы преломляют воздействия внешней среды через специфич. организацию своего тела и взаимоотношения особей данного вида. Ярким примером самосохраняющейся, самовоспроизво-дящейся и самодвижущейся системы взаимодействующих явлений может служить человеч. общество в его развитии, основанном на специфич. социальных закономерностях. В. есть процесс, внутр. единство к-рого осуществляется в непрерывном изменении его элементов, сторон. Воспроизведение явления на основе В. его собств. элементов и выступает как его развитие (саморазвитие). В саморазвивающейся системе причина ее существования в конечном счете оказывается ее же собств. следствием. Цепь причин и действий замыкается здесь уже не только на "кольцо", но и на "спираль". Образцом такой формы В. является система В. экономич. явлений, научно воспроизведенная в "Капитале" Маркса. В аналогичном отношении В. находятся между собой теория и практика человека. Теория есть не только следствие практики. Возникая на основе практики и получая в ней активный стимул своего развития, теория оказывает обратное воздействие на практику. В. выражается, напр., в отношениях наемных рабочих и капиталистов внутри товарно-капиталистич. отношений произ-ва. Капитал есть столько же следствие существования наемного труда, сколько и причина его данного, конкретно-историч. существования. При всей зависимости сторон В. диалектика обязывает всегда иметь в виду, что одна из сторон этого В. является ведущей. Такой ведущей стороной является та, с которой начинается каждый новый круг развития. Так, например, в отношении В. теории и практики ведущей стороной выступает практика. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1–3, М., 1955; его же, К критике политической экономии, М., 1953; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38; Гегель Г., Наука логики, Соч., т. 5, М., 1937. Э. Ильенков, Г. Давыдова, В. Лекторский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
понятие для обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами, для характеристики форм человеческого со-бытия, человеческой деятельности и познания. В понятии В. фиксируются прямые и "обратные" воздействия вещей друг на друга, обмены веществом, энергией и информацией между различными объектами, между организмами и средой, формы кооперации людей в различных ситуациях сотрудничества. В. охватывает прямые и опосредованные отношения между объектами и системами. Примерами прямых В. оперирует классическая механика, когда рассматривает соударения и отталкивания, передающие движение от одного тела к другому. В области общественной примером В. может быть непосредственное общение между человеческими индивидами.
Зачастую В. отождествляют именно с непосредственным В. Такое отождествление, как правило, чревато переносом механических схем движения на описание различных сфер действительности (органических или социальных), не поддающихся подобной схематизации. В социальном анализе подобные же упрощения могут возникать при попытках трактовать общественные процессы по схемам непосредственного В. между людьми. Механицизм в объяснении природы и психологизм в описании социальной эволюции во многом провоцируются именно подменой развернутой трактовки конкретных систем В. упрощенными представлениями о прямых и непосредственных В. Понятие В. является в познавательном смысле исходным для определения понятий движения, изменения, становления, развития, процесса. Вместе с тем конкретизация понятия В. осуществляется через эти понятия. В. обретает определенность как передача движения от одних объектов к другим, как изменение качеств вступивших в реакцию химических веществ, как трансляция сообщений в человеческих контактах или как синтез различных человеческих сил, порождающий новые знания, вещи, организационные структуры. В социальных процессах В. оказывается точкой замыкания и размыкания социальных связей. Иначе говоря, В. т. о. оказывается не исходным, а повторяющимся моментом, поддерживающим устойчивость социальных форм. Учитывая именно этот план рассмотрения В., можно говорить уже не об отдельном В., а об их рядах, последовательностях, системах, обеспечивающих непрерывность сложных процессов не только в пространстве, но и во времени. Отдельное В. тогда выступает лишь зафиксированным пунктом многомерных взаимосвязей между объектами или человеческими деятельностями, своего рода "стоп-кадром", представляющим нашему наблюдению взаимосвязь вещей или человеческих действий.
В простейшем анализе В. предположена взаимосвязь двух объектов или двух субъектов. Так, многие социологические учебники начинают рассмотрение социальных В. с В. двух или более индивидов; т. е. имеется в виду, что там, где взаимодействует более двух, В. строится все равно по простой схеме субъектсубъектной взаимосвязи. Однако при более внимательном анализе выявляется, что "чистое" В. двух - это идеализация, оставляющая за рамками "скрытых" посредников: нормы, стереотипы, ориентации, выходящие "за границы" непосредственного контакта. В сфере анализа природных объектов и систем также приходится при характеристике В. учитывать разного рода временные, ансамблевые, популяционные зависимости, не фиксируемые в рамках непосредственных взаимодействий. Человек, т. о., оказывается втянут в цепочки и серии В. Проблемой его опыта становится уже не фиксация отдельных В., а контакт с системами В. Собственно, это и отличает современную "неклассическую" ситуацию познания от классической, образованной "вокруг" отдельного В. вещей, предполагающей отдельного субъекта с отдельным актом фиксации В. Но чем заметнее это отличие, тем яснее, что определение познавательной ситуации схемой отдельного В. было своего рода идеализацией, акцентированной на привычных и устойчивых формах человеческого опыта. Простота опыта человеческих В. оказалась предзаданной, обусловленной, потребовавшей дополняющих обычный опыт объяснений.
Непосредственные В. выявляют отдельные свойства объектов, но далеко не всегда могут характеризовать их особенности, определенность присущих им форм движения. Конкретизация представлений о типах движения, об особых совокупностях взаимосвязанных объектов, об их качествах достигается человеком за счет создания средств измерения, понятий о мерах, знаний о категориях явлений и способах их сопоставления. Этот опыт закрепляется в познании, которое принято называть научным. Однако именно благодаря последнему выясняется, что и обыденный опыт человека насыщен схемами, позволяющими ему включать в восприятие и осмысление непосредственных В. обобщающие и ориентирующие формы.
В плане собственно философском понятие В. оказывается одним из самых важных в выяснении отношений между феноменологией и метафизикой. Ключевым является вопрос о соотношении данности человеку ситуации его бытия и необходимости для человека выходить за пределы этой данности, учитывать эту необходимость в характеристиках своего бытия. В. являются исходными пунктами разного рода познавательных ситуаций постольку, поскольку они обнаруживают сдвиги и изменения в состояниях и движениях предметов, в позициях, действиях и восприятиях человека. В., "открывая" свойства включенных в него объектов, вместе с тем косвенным образом определяет ситуацию познания, фиксирует познавательные способности субъекта, его "помещенность" в ситуацию, его причастность В., а стало быть, и его собственные свойства. В. содержит в себе познавательный парадокс. С одной стороны, оно проявляется благодаря "вписанности" познающего человека в ситуацию, с другой стороны - оно указывает на факторы, силы и причины, выходящие за рамки познавательной ситуации, не зависящие от субъекта, обусловливающие несовпадение В. и его обнаружения человеком. Данность В. ставит человека перед необходимостью считаться с их объективными свойствами, не зависящими от его познавательной установки и его воздействия на логику вещей. Эта парадоксальность В. связана с тем, что человек существует не в отдельных актах события с людьми и вещами, а в последовательностях, рядах, переплетениях таких актов. Ему постоянно приходится переходить от отдельных В. к их сцеплениям и цепочкам, а следовательно, и менять свои познавательные позиции, средства и инструменты. Фактически ему необходимо делать это для того, чтобы за непосредственными В. видеть В. опосредованные, чтобы осваивать или создавать средства, включающие его в системы взаимосвязей более широких, чем те, что ему непосредственно даны. В. Е. Кемеров
Источник: Современный философский словарь