концепция, наиблее ярко развитая в философии Гегеля и используемая в диалектическом материализме. Согласно Гегелю категории бытие и ничто, полностью переходя друг в друга , образуют становление. Точно так же происходит с другими категориями – пара противоположностей, исчезая друг в друге, формируют новую категорию, являющуюся их синтезом. Материализм, естественно, переносит этот процесс в сферу взаимодействия объективных противоположностей. Действительно в процессе становления что-то возникает, превращается в новое бытие, а что-то преходит, превращается в ничто. Но именнно что-то конкретное, а не бытие и ничто вообще. Иными словами, любое сущее в разных соотношениях оказываетя и бытием и ничто, и причиной и следствием, и качественным и количественным изменением и т.д. Но в одном и том же соотношении сущее (т.е для одного и того же другого сущего) не может и быть и не быть. Если вы на работе (бытие, присутствие), то вас нет дома (небытие, отсутствие) и наоборот. Таким образом, В.п.п. ессть не что иное, как смена категориальных характеристик на противоположные в различных конкретных ситуациях. Полное тождество противоположностей возможно только в той сфере, где вообще отсутствуют какие-либо свойства, т.е. в трансцендентной реальности, которая непредикативна (лишена конкретных свойств) по определению. В объективной и субъективной реальности имеет место единство и борьба противоположностей, образующие отношение противоречия, в ходе развития которого противоположные атрибуты меняют своих носителей.
Ист.: Сагатовский В.Н. Диалектическая логика или алогическое становление? /Credo new.2011. № 2. См.: также: http://vasagatovskij.narod.ru