ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович
Соч.: Этика преображенного эроса. М., 1994; Соч. М., 1995. Лит.: Архив Б. П. Вышеславцева.—«Вестник РСХД», 1954, № 35; Зенысовский В. В. Вышеславцев как философ.—«Новый журнал», 1955, N» 40; ГулыгаА.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995, с. 222-234.
В. В. Лазарев
Источник: Новая философская энциклопедия
А.А. Грицанов
Источник: Новейший философский словарь
Источник: Русская философия: словарь
«Все силы души – на созидание!»
Жизнь. Русский философ, правовед, публицист. Родился в Москве, где и получил начальное образование, а затем и высшее, окончив юридический факультет Московского университета. Несмотря на открывавшиеся возможности карьеры юриста, Вышеславцева больше увлекала философская сторона юриспруденции. Поэтому вскоре он отправляется в Германию, где основательно изучает историю философии и философию права в Марбургском университете. По возвращении в Россию Вышеславцев принимает активное участие в научной и общественной жизни Москвы. В 1914 г. он защищает докторскую диссертацию «Этика Фихте», которую по достоинству оценили в научнофилософских кругах Москвы и Петербурга. После этого он становится экстраординарным профессором и читает курс «История политических учений» на юридическом факультете Московского университета.
Однако Первая мировая война и последовавшая за ней революция прервали так успешно начавшуюся карьеру Вышеславцева, а в 1922 г. он был вынужден эмигрировать изза своих социальнополитических взглядов и убеждений. В эмиграции он ненадолго поселяется в Берлине, где преподает в Религиознофилософской академии. Вскоре Вышеславцев перебирается в Париж, где становится редактором издательства «YMCAPress» и ближайшим сотрудником Бердяева по журналу «Путь». Именно в эмиграции, в 30е гг., он создает все свои основные философские труды, и в первую очередь – «Этику преображенного Эроса», создавшую ему имя.
Весьма любопытен общий портрет Вышеславцева, следующим образом описанный в книге Ф. Степуна «Прошлое и непреходящее»: «Одним из наиболее блестящих ораторов среди московских философов был Борис Петрович Вышеславцев, в то время приватдоцент университета. Юрист и философ по образованию, тонкий эпикуреец в мирском и духовном смысле и ультраевропеец, какие бывали только в России, Борис Петрович развивал свои идеи с такой творческой радостью их собственной жизни, с таким любовным вхождением в детали, которые свойственны скорее европейскому, чем русскому духу. Всегда элегантно одетый, он растил свои идеи, словно диалектические цветы, перед глазами аудитории, срывая с них лепесток за лепестком, тезис за антитезисом, от времени до времени прерывая ход мысли одушевленными призывами: „Пожалуйста, оцените это, поймите это“».
После войны Вышеславцев переселился в Швейцарию, где провел остаток своих лет и где скончался в 1954 г. от старческого туберкулеза.
Основные работы. «Этика Фихте», «Сердце в христианской и индийской мистике», «Этика преображенного Эроса», «Философская нищета марксизма», «Кризис индустриальной культуры», «Вечное в русской философии».
Учение. Свою основную работу, «Этику преображенного Эроса», Вышеславцев начинает с «рокового» вопроса: почему, несмотря на мощные запретительные принципы и божественное основание, все традиционные моральные законы (не убий, не укради и т. п.) зачастую оказываются бессильны против действия человеческих страстей, желаний, эмоций и злой воли? «Пришел закон и умножился грех» – это высказывание Св. Апостола Павла стало любимым выражением Вышеславцева. Никакими запретами и устрашениями, говорит философ, нельзя обуздать буйство низменных страстей и похоти. Здесь возможно лишь одно средство – противопоставить этике закона этику благодати, исходящей от Бога и основанную на любви к ближнему. Эта божественная благодать, нисходя на человека, снимает всякое духовноэмоциональное напряжение и, в конечном счете, освобождает человека от действия глубинных подсознательных сил.
Эти силы ни в коем случае нельзя подавлять усилием воли, подчеркивает Вышеславцев. Сколько ни закаляй себя, сколько ни крепись, они все равно остаются в человеческой душе, уходя все глубже и глубже в подполье. Но однажды они вырвутся наружу и воплотятся в какомлибо аморальном действии, в душевной болезни или в преступлении. Эти силы надо уметь обратить на пользу человеку, говорит Вышеславцев, заставить их стать конструктивными, а не разрушительными. Этого можно добиться только с помощью «преображения» подсознания, сосредоточив все внимание на возвышенных образах, на идеалах. Только таким способом наш дух сможет превратиться в проводника всего возвышенного и прекрасного, а темные силы подсознания начнут «работать» на человека, воплотившись в такие понятия, как вдохновение, творческий порыв, муза. Это и будет то, что философ называет «преображенным Эросом».
Многие работы Вышеславцева посвящены размышлениям об образе Божьем в человеке. Он внес большой вклад в развитие и систематизацию православнохристианского учения о роли сердца в духовной жизни. Сердце нельзя понимать в грубо материалистическом смысле слова. Сердце для Вышеславцева – это метафизическое средоточие всех человеческих эмоций и духовных устремлений. В нем и надо искать источник божественной силы в человеке, ибо разум человеческий постоянно оказывается нечувствительным к миру духовных ценностей, а эмоции – суть «бессознательные суждения о ценности».
Кроме того, значительное место в творчестве Вышеславцева занимают вопросы и проблемы современной массовоиндустриальной культуры, с ее культом стандартов, штампов и ориентировкой на «среднего» человека. В этих своих проявлениях индустриальная культура выступает главным врагом всякой личности, всякой индивидуальности. Значительный интерес представляют работы Вышеславцева о происхождении, сущности и особенностях русской философской мысли, а также критический анализ и идейное опровержение в его последних трудах двух столпов коммунистической философии – диалектического и исторического материализма.
Источник: Философия. Краткая история.
(1877-1954) специалист по философии права, социальной философии, истории философии, этике, религии. Его творчество занимает видное место в рус. культурном ренессансе 20 в. В 1899 окончил юрид. ф-т Моск. ун-та. В 1902 В. вступил в кружок, к-рый сформировался вокруг известного философа П.И. Новгородцева и куда входили такие крупные мыслители, как И.А. Ильин и Н.Н. Алексеев. В 1914 В. защитил и опубликовал магистерскую дис. “Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии”; с 1917 — проф. Моск. ун-та. В 1922 выслан; до 1924 читал лекции в Религиозно-филос. академии в Берлине, затем в Богословском ун-те в Париже. Последние годы жизни В. провел в Женеве. В “Этике Фихте” В. на первое место ставит проблему иррационального в философии нач. 20 в. Он проявляет интерес к Бергсону, чье влияние прослеживается в его труде. Близок к Н. Лосскому (см. Лосский). Особенно существенным ему представлялось стремление освободиться от субъективного идеализма и утвердить ведущую роль интуиции в познании. Неприятие рационализма в прежней его форме, онтологизм и интуитивизм указывают на глубинную связь В. с традициями рус. философии. В споре “западников” и “славянофилов” о судьбах рус. философии и России он занимал весьма опр. позицию; утверждал, что нет никакой специально рус. философии, но существует рус. подход к мировым проблемам, рус. способ их переживания и обсуждения; национализм в философии невозможен: она призвана говорить о вечных общечеловеч. проблемах; вполне возможен преимущественный интерес к разл. мировым традициям мысли у разл. наций. Теор. наследие В. часто и вполне правомерно определяют как “философию сердца”, его работа “Сердце в христ. и инд. мистике” — первый опыт систематизации православно-христ. учения о сердце, способствовавший развитию православной антропологии. В. понимает сердце не просто как способность к эмоциям, но как нечто гораздо более значительное — как онтологич. сверхрац. принцип, составляющий реальную “самость” личности. Именно сердце понимается В. как средоточие подлинного Я в человеке. Преодолевая противоречие между душой и телом, основной метафизич. человеч. принцип любви находит свое осуществление в сердце, к-рое является одновременно источником любви, творч. свободы и наиболее важным телесным органом. Однако мыслитель далек от однозначного Божественного понимания сердца: сердце в его системе является одновременно непогрешимым судьей и источником зла, как и добра. Разрешение этой антиномии он усматривает в понятии свободы как сущности личности. Интерес к проблеме иррационального и широкое понимание задач филос. антропологии сблизили В. с психоаналитич. школой Юнга, личное знакомство с к-рым сыграло значит. роль в формировании его мировоззрения. В. осваивает концептуальный аппарат психоаналитич. философии, применяя его в дальнейшем к изучению опыта христ. подвижников. У юнгианцев В. нашел сочувств. отклик, периодически печатался в их изданиях. Наиболее значит. работа В. — “Этика преображенного эроса”. В ней философски интерпретируемые понятия “Закон” и “Благодать” становятся стержнем психоаналитич. изучения аскетич. делания как своеобр. “сублимации”. В. показывает, что именно христианству предназначено быть религией, заменяющей рабскую зависимость от закона свободой милосердия и этику закона — этикой очищения преображенного эроса. Закон не может быть высшим руководителем человека в жизни, т.к. он есть только абстрактная норма негативного характера. Христианство же направляет духовные силы человека к Абсолюту, к Богу как к полноте бытия, к Абсолютной красоте и совершенству, к-рое вызывает в человеке любовь и значительно повышает его творч. потенциал. Лосский усматривает огромное воздействие учения В. о преображенном эросе в том, что после открытий Фрейда особое значение для любого мыслителя, заботящегося о будущем духовности человечества, приобретает стремление найти путь преобразования низменных инстинктов, таящихся в области бессознательного. По мнению Лосского, особое значение имеют доводы В. относительно того, что эта цель может быть достигнута путем соединения человеч. воображения и воли с конкр. благостью Абсолюта, живой личности богочеловека и святых. Этикой “преображенного эроса” не завершились построения В. в области филос. антропологии. Установив в ней динамич. взаимодействие между понятиями подсознательного, либидо, сублимации, свободы (как центра самосознания Я), Я как потенциальной бесконечности, актуальной бесконечности как всеединства и Абсолютного, к-рое “больше актуальной бесконечности”, он перешел в сферу богословия и завершил свои построения двумя статьями об образе Божием в человеке (“Образ Божий в существе человека” и “Образ Божий в грехопадении”), в к-рых заметно влияние Григория Нисского. В существе человека он выделяет семь онтологич. ступеней, из к-рых высшей является иррациональная и сверхсознательная самость. Для творчества В. характерен интерес к социально-филос. проблематике. Он был одним из немногих мыслителей нач. 20 в., отмечавших факт противоречия между невиданным развитием техн., материальной культуры и кризисом культуры духовной, нравственной, гуманизма и человечности, пытавшихся осознать причины этого кризиса (“Кризис индустриальной культуры”). Соч.: Соч. М., 1995; Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. М., 1914; Проблемы русского религ. сознания. Берлин, 1924; Сердце в христ. и инд. мистике. Париж, 1929; То же // ВФ. 1990. № 4; Образ Божий в существе человека // Путь. Париж, 1935. № 49; Образ Божий в грехопадении // Путь. Париж, 1938. № 55; Кризис индустриальной культуры. Нью-Йорк, 1953; Этика преображенного эроса. М.,1994. Лит.: Зеньковский В.В. Б.П. Вышеславцев как философ // Новый журнал. Кн. 40. Нью-Йорк, 1955; Гаврюшин Н.К. Б.П. Вышеславцев и его “философия сердца” // ВФ, 1990. № 4; Небольсин А.Р. Б.П. Вышеславцев // Русская религ.-филос. мысль XX века. Питтсбург, 1975; Редлих Р.Н. Солидарность и свобода. Франкфурт-на-Майне, 1984; Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии: Соч. Т. 2. М., 1990; Лосский Н.О История рус. философии. М., 1991. В.А. Цвык. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996