ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Найдено 1 определение
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
движения, характерным образом проявляющиеся при различных психич. состояниях (особенно эмоциональных) и служащие внешним выражением этих состояний. Самый значит. класс В. д. представлен в мимике и пантомиме. В более широком понимании В. д. включают и все оттенки голоса и интонации, служащие для передачи чувств, а также сопровождающие эти чувства вегетативные реакции – сосудистые, дыхательные, секреторные и др. Язык В. д. издавна стал общепонятным языком, для к-рого не существовало преград и к-рый не нуждался в переводе на другой язык. Понимание скрывающихся за В. д. чувств, переживаний, мыслей и даже противоречий в душевном состоянии человека стало возможным только благодаря существованию относительно постоянной связи между переживанием и его внешним проявлением, т.е. благодаря характерности внешнего выражения каждого душевного состояния. Лучшие актеры всех времен и народов знали тайну мимики, жестов, движений тела, позы и умели с поразительным правдоподобием воплощать на сцене все богатство и многообразие человеч. переживаний. Не зная ничего о природе и происхождении В. д. и опираясь лишь на эмпирически найденные законы выражения чувств, они в совершенстве владели игрой мышц (в первую очередь лицевых) и передавали с тончайшими оттенками все свойственные человеку душевные состояния: тревогу, скорбь, гнев, страх, мужество, радость, раздумье, гордость, обиду, горечь, смущение, благодарность, искренность, лживость, хитрость, коварство, добродушие, беспечность, подозрительность, жестокость, сочувствие, жалость, благородство, насмешливость, недоверие, брезгливость, равнодушие, лицемерие, стыдливость, преданность, нетерпение, лесть, подобострастие, иронию, воодушевление, восторженность, любовь, ненависть и т.д. Внешнее выражение эмоций всегда приковывало к себе внимание художников, скульпторов и писателей, от наблюдательности к-рых не ускользнул ни один оттенок В. д. В основу первых, восходящих к глубокой древности попыток построения физиогномики (Аристотель, Гален и др.) были положены представления о специфич. и постоянном характере В. д., свойственных каждой эмоции. Ораторское иск-во древности опиралось на определ. сведения о выразит. роли жестов (трактат Квинтилиана – Quintilianus, Institutiones oratoriae, 1471, написанный в конце 1 в. н.э.). Подробные описания В. д. начали появляться в 17 в. (J. Bulwer, Pathomyotomia..., 1649; Ch. Le Brun, Conf?rences sur l´expression des passions, 1698). Первые попытки систематич. исследования В. д. относятся к 18 в. (J. С. Lavater, Physiognomische Fragmente, 1775–78; J. W. Goethe, Physiognomische Fragmente, Goethes s?mtliche Werke, Bd 14, Lpz., [o. J.]; G. Ch. Lichtenberg, ?ber Physiognomik, 1778; J. J. Engel, Ideen zur einen Mimik, Tl 1–2, 1785–86). В этих исследованиях даны подробные описания анатомич. особенностей В. д., характерных для различных душевных состояний. Наиболее значит. этап в развитии науки о В. д. связан с именем Ч. Белла (Ch. Bell, Essays on the anatomy and philosophy of expression as connected with fine arts, 1806, 7 ed., L., 1877). Особый интерес представляют взгляды Белла на роль дыхания в мимич. движениях (им установлен факт непроизвольного сокращения мышц вокруг глаз при усиленных выдыхат. движениях). Белл вскрыл роль идеомоторики в В. д. и показал связь между В. д. и функциями различных отделов нервной системы. Труды Белла оказали заметное влияние на изучение В. д. Следы этого влияния можно видеть в соч. Т. Пидерита (Th. Piderit, Mimik und Phisiognomik, 1858 – с дополнениями и изменениями в последующем изд. 1867), Дюшенна, к-рому принадлежит заслуга в создании метода искусств. воспроизведения разнообразных мимич. движений посредством электрич. раздражения определ. лицевых мышц (G. В. Duchenne, M?canisme de la physionomie humaine, 1862), Грасиоле (L. P. Gratiolet, De la physionomie et des mouvements d´expression, 1865). Все же ни один из них не дал ответа на вопрос о происхождении В. д. и о причинах относительного их постоянства во все времена и у всех народов. Вопрос этот впервые поставлен был на строго науч. почву и освещен с эволюц. т. зр. Спенсером (H. Spencer, Principles of psychology, 1855) и Сеченовым ("Физиология нервной системы", 1866). Но только Ч. Дарвин, опираясь на богатейший фактич. материал, вскрыл со всей необходимой полнотой и глубиной генезис В. д. и дал научное объяснение связи между определ. эмоциональными состояниями и внешним их проявлением – в мимич. и иных движениях, в реакциях вегетативной нервной системы и т.п., найдя, т.о., новое подтверждение справедливости своего учения о происхождении человека. Дарвин выдвинул три принципа, объясняющих происхождение В. д.: 1) принцип полезных ассоциированных привычек, 2) принцип антитезы, 3) принцип общего возбуждения нервной системы. В согласии с 1-м принципом многие В. д. представляют собой продукт унаследованных ассоциаций между определ. ощущениями и эмоциями, с одной стороны, и их внешним проявлением – с другой. Некогда эти внешние способы выражения были биологически полезны, закрепились наследств. путем и превратились в ассоциированные привычки, возникая при соответствующих эмоциях вне зависимости от их полезности. При противоположных эмоциях действует принцип антитезы (напр., напряженная поза разгневанной собаки сменяется позой покорности и расслаблением мышц при встрече с хозяином). 3-й принцип объясняет происхождение В. д., наблюдающихся гл. обр. при бурных эмоциях или вспышках аффекта (обилие жестов, неупорядоченность движений, учащенное дыхание, резкие сосудистые реакции и т.п.). Со времени появления труда Дарвина эволюц. принцип в трактовке проблемы В. д. прочно утвердился в психофизиологии. Видные психологи (Вундт, Рибо, Джемс, Болдуин и др.) оценили этот труд как выдающееся событие в развитии учения об эмоциях и их выражении. Передовые рус. ученые встретили учение Дарвина не только сочувственно, но творчески его углубили. П. Ф. Лесгафт ("О генетической связи между выражением лица и деятельностью мышц, окружающих органы высших чувств", 1879) дополнил его новыми данными о развитии В. д. в онтогенезе, подчеркнув роль воспитания и среды в формировании В. д. ребенка. Бехтерев ("Основы учения о функциях мозга", вып. 5, 1905), основываясь на теории Дарвина и опираясь на собств. эксперименты (1883–1884), дал новое освещение вопроса о локализации В. д. Л. Минор ("Об изменениях физиономии в нервных и душевных болезнях", 1893) подкрепил правильность установленных Дарвином принципов выражения эмоций данными о В. д. душевнобольных. Зоопсихологич. исследования, особенно обезьян, принесли ценные факты в подтверждение и развитие идей Дарвина о происхождении В. д. (H. H. Ладыгина-Котс, Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях, 1935). Значительно расширился объект исследования В. д. (работы Лоренца, Тинбергена и др. о В. д. членистоногих, рыб, птиц). Воззрения Дарвина, в первую очередь принцип полезных ассоциированных привычек, органически входят в русло учения И. П. Павлова об условных рефлексах. 20 век принес в то же время много нового в понимание природы и происхождения В. д. Под давлением новых фактов и развития теоретич. мысли в области материалистич. философии и естествознания учение Дарвина о В. д. (особенно в той его части, к-рая касается В. д. человека) претерпело заметные изменения и получило дальнейшее развитие. Стало ясно, что концепция Дарвина, как чисто биологическая, вскрывает происхождение лишь огранич. группы В. д. Для понимания происхождения специфически человеч. эмоций со всем богатством их внешних проявлений учение Дарвина явно недостаточно, поскольку человеческие эмоции несут на себе печать социальной природы человека и творческого его труда на протяжении его многовековой истории. Принципы, установленные Дарвином, оказываются в этом смысле ограниченными в своем значении. Совр. психология, оснащенная тонкими методами изучения эмоций, накопляет богатый материал о В. д., их возникновении у детей, развитии в различных возрастах и в связи с условиями воспитания, о понимании языка В. д., многообразии оттенков выражения одних и тех же эмоций, о связи слова и жеста с мимикой, о воспитании способности выражения (в частности, у слепых и глухонемых), об управлении В. д. (см. сводку совр. состояния вопроса и соотв. литературу о В. д. в кн.: Р. Вудвортс, Экспериментальная психология, сокр. пер. с англ., М., 1950, и П. М. Якобсон, Психология чувств, 2 изд., М., 1958). С. Геллерштейн. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
111.14 кб

О ФИЗИЧЕСКОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ АСПЕКТАХ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

Нижельской Виктор Александрович
Автор рассматривает тело и телесность в художественном аспекте и выявляет выразительные возможности тела.
Читать PDF
209.56 кб

Выразительное движение, как взаимосвязь двигательных способностей и пластических качеств актера

Нижельской В.А.
В статье рассматривается реализация системы пластического воспитания актеров в процессе обучения в вузе как отражение актером внутреннего мира персонажа, его переживаний, чувств, мыслей, характерности через внешнюю выразительность
Читать PDF
236.42 кб

Движение камеры как средство создания выразительности киноизображения в работе кинооператора-универс

Адаменко Н. А.
На материале фильма «Звезда пленительного счастья» исследуется один из распространенных способов съемок движение камеры в работе кинооператора-универсала Дмитрия Месхиева.
Читать PDF
842.29 кб

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИСПОЛНИТЕЛЯ В СЦЕНИЧЕСКИХ ИСКУС

Нижельской В.А.
В статье-докладе рассматривается понятие пластической культуры. Пластическая культура должна быть сформирована у исполнителя, для плодотворного сценического творчества.