ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ

Найдено 1 определение
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
категории, которые можно рассматривать как бинарные в рамках классических систем репрезентации. Так, изобразительное то, что имеет отношение к сюжету и его художественной передаче (в качестве служебного наполнителя форм цвет также изобразителен). Изобразительное включает в себя и стилистику, характерную, скажем, для данной живописной школы, поскольку любой устоявшийся набор приемов, освоенный в качестве канона, передается в виде инварианта от одного поколения живописцев к другому. Говоря шире, изобразительное в искусстве—это наррация, разворачивающаяся на коммуникативном уровне и предполагающая считывание приуроченных ко времени и месту кодов.
Выразительное, напротив, связано с тем, что можно назвать неповторимым почерком, индивидуальной манерой, по которой распознается живописец или скульптор, манера, противостоящая унифицирующей тенденции школ. Выразительное охватывает вненарративные элементы изображения (цвет, использованный в его выразительной функции, различного рода «излишества», диссонансы и повторы, короче, все то, что противоречит образу картины как внутри себя упорядоченного целого). Сталкиваясь с выразительным, зритель испытывает нарастающие коммуникационные трудности, поскольку коммуникация организована по иным законам, нежели простое считывание информации.
Названная пара категорий находит свое специфическое преломление в предложенном В. Воррингером и развитом Ж. Делезом различении органической и абстрактной линии применительно к произведениям классического и средневекового искусства. Органическая линия соответствует определенному типу чувственности, ориентированному на систему пауз, или остановок, на осязаемую точку центра, словом, на сбалансированный и гармоничный художественный канон, в то время как абстрактная линия, наиболее ярким воплощением которой является стрельчатый свод готического собора, строится на непрерывности умножающих друг друга повторов, на энергии порождаемого ими ускорения, не знающего ни начала, ни конца. Абстрактная линия помечает собой иной тип чувственности, которую можно назвать аффективной. Если в первом случае зритель остается равным самому себе в каждый момент созерцания, сохраняя в неизменном виде дистанцию по отношению к произведению искусства (а это и есть эстетическое созерцание par excellence), то во втором случае утрачивается сама оппозиция субъекта и объекта, и логика новой «субъективности» оказывается неразрывно связанной с путями самого осваиваемого объекта, растворяясь в нем. Подобное изменение привычного состояния сознания (восприятия) может передаваться понятиями головокружения, молчания (как в современной поэзии) и др. Это и будет сферой чистой экспрессивности, требующей для своего описания особого языка. Применительно к фотографии эти бинарные категории как Studium и punctum (термины Р. Барта). Если Studium, пропущенный через рациональное реле культуры, соответствует полю культурных значений, одинаково доступных и фотографу, и зрителю, то punctum, напротив, это «укол», «порез», то индивидуальное, что взывает из фотографии и ранит. Punctum имеет отношение к Любви и Смерти, иначе говоря, к сингулярному как в самом изображении, так и в рассматривающем его зрителе. Выразительное и изобразительное в фотографии (как и в иных репрезентациях) не противостоят друг другу, но находятся в отношении сложного взаимодополнения.
Е. В. Петровская

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
630.44 кб

Символика изобразительно-выразительных средств иконописи

Никольский Михаил Викторович
В данной статье предложена модель целостной системы взаимодействия символики изобразительно-выразительых средств иконописи, определены основные принципы изобра-зительно-выразительных средств иконописи как иконических символов, рас
Читать PDF
332.37 кб

Роль изобразительно-выразительных средств в лирике Х. Бештокова

Кодзокова Лилия Руслановна
В статье проводится исследование особенностей использования изобразительно-выразительных средств и их роли в лирике кабардинского поэта Хабаса Бештокова.
Читать PDF
1.41 мб

Система изобразительно-выразительных средств в романе Е. И. Замятина «Мы»

Первухина Валерия Алексеевна
Статья посвящена анализу изобразительно-выразительных средств в романе Е.И. Замятина «Мы». Исследование текста 1 главы позволяет сделать вывод о том, что авторская стратегия выбора этих средств зависит от жанра произведения.
Читать PDF
319.85 кб

Изобразительно-выразительные средства в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Лицо коня»

Обметкина П.А.
В статье описано использование Н.А. Заболоцким в стихотворении «Лицо коня» риторических фигур, позволяющих автору глубоко и экспрессивно передать философские рассуждения автора о жизни, о природе, о человеческих ценностях, о себе.
Читать PDF
565.32 кб

Образ зеркала как средство выразительности в изобразительном искусстве и кинематографе

Скорик Елена Александровна, Скорик Александр Александрович
В статье прослеживается взаимосвязь использования зеркальных отражений в изобразительном искусстве и кино, как многозначный способ раскрытия сценарной идеи.
Читать PDF
332.19 кб

Изобразительно-выразительные средства семантики и стиля в повести Ильи сургучева «Мельница»

Липатов Александр Тихонович
Рассматривается метафорическое богатство текста повести И.Д. Сургучева и перифразы разных видов. Анализируются средства создания речевых характеристик героев повести.
Читать PDF
121.11 кб

Изобразительно-выразительные возможности категории определённости-неопределённости в рок-поэзии

И.В. Нефёдов
Читать PDF
203.44 кб

Изобразительные и выразительные возможности техник ручной печати. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Чуканова Е. С.
Читать PDF
460.06 кб

Идейно-тематические и изобразительно- выразительные особенности игровых и неигровых фильмов междунар

Лебедева Надежда Анатольевна
В статье рассматриваются идейно-тематические и изобразительно-выразительные особенности игровых и неигровых фильмов-финалистов международного фестиваля «Свет миру-2015».
Читать PDF
228.99 кб

Особенности функционирования изобразительно-выразительных средств в текстах песен альбома «Детский л

Норлусенян В. С.
Читать PDF
245.51 кб

Изобразительно-выразительные средства как прием субъективации в автобиографической прозе Ю. М. Нагиб

Клименко Ксения Валентиновна
Статья посвящена формам экспрессивной субъективации, которые иначе можно назвать изобразительными приемами, и их применению в автобиографической прозе Ю. М. Нагибина для выражения точки видения рассказчика.
Читать PDF
160.48 кб

Особенности поэтики романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»: изобразительно - выразительная функция ц

Храмцова С. В.
Читать PDF
1.88 мб

Бараний бок, котлеты и «Ростбиф окровавленный», как изобразительно-выразительные средства в русской

Лисова Ольга Владимировна