вычислительная эпистемология
вычислительная эпистемология
КОМПЬЮТЕРНАЯ (ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ) ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — направление в современной эпистемологии, исследующее процессы познания и когнитивные способности, главным образом, с помощью моделей переработки информации, которые получили широкое применение и доказали свою эффективность в когнитивной и компьютерной науках, в информационных технологиях. В качестве отдельного направления эпистемологических исследований К. э. возникла относительно недавно. Обычно ее оформление связывают с созданием в начале 90-х гг. на философском факультете университета Ватерлоо (Онтарио, Канада) лаборатории вычислительной эпистемологии (Computational Epistemology Lab), которую вплоть до настоящего времени возглавляет профессор философии, психологии и компьютерной науки П. Тагард (P. Thagard). В задачу этой лаборатории входит проведение исследований в когнитивной науке и в тесно связанных с ней областях эпистемологии и философии. Главное внимание сторонники К. э. фокусируют на изучении познавательных проблем, касающихся когнитивных функций сознания, различных видов мышления, роли эмоций в мыслительных процессах. Значительное место в исследованиях по К. э. занимает и анализ таких вопросов, как основания когнитивной науки, понимание рациональности, когнитивные механизмы открытия и инноваций, концептуальные изменения, объяснительное рассуждение, мысленный выбор, когерентность в мышлении и действиях, аналогия, когнитивное моделирование и др. Как полагают сторонники К. э., в настоящее время наиболее эффективным эпистемологическим инструментом изучения умственных способностей, мышления и интеллекта является междисциплинарный подход, который предполагает взаимосвязь и интеграцию когнитивных представлений, разработанных в эпистемологии, в когнитивной психологии, в исследованиях по искусственному интеллекту, в нейронауке, когнитивной лингвистике и антропологии. Мышление и умственные способности можно успешно исследовать с точки зрения логики и информатики (как соединения в искусственных нейронных сетях), а также как манипулирование правилами, аналогиями, образами и т.д. Одной из важнейших задач К. э. является исследование мыслительных процессов, ведущих к продуцированию смыслов. По мнению, напр., П. Тагарда, предложившего общую теорию когерентности, продуцирование смысла является результатом специфической информационной активности когнитивной системы, которая сводится к подведению какой-то озадачивающей мысленной репрезентации под когерентные образцы (паттерны) уже имеющихся ментальных репрезентаций (они могут включать понятия, верования, цели, действия и пр.). По его. мнению, понятие когерентности может помочь объединить психологию и философию, особенно если речь идет о вопросах эпистемологии, метафизики, этики, политики и эстетики. Это понятие может также способствовать интеграции общей концепции познания с представлениями о когнитивной функции эмоций. Сторонники К. э. считают, что, вопреки традиционным представлениям, мышление и рассуждение часто оказываются процессами манипулирования ментальными репрезентациями, которые протекают с участием эмоций. Ментальные механизмы можно рассматривать как взаимодействие процессов, протекающих на молекулярном, нейронном, когнитивном и социальном уровнях. В результате такого взаимодействия продуцируются различные виды человеческого мышления — от обыденного мышления до мышления научного. Адекватная концепция эмоционально «нагруженного» мышления должна интегрировать вычислительные модели, описывающие ментальные процессы на различных уровнях. Причем предпочтение должно отдаваться нейрологически более реалистичным моделям. Идентифицируя и выявляя влияние эмоций на мышление в таких областях, как наука, право и религия, можно предложить пути улучшения процессов рассуждения. В настоящее время К. э. фактически является частью когнитивной науки — комплекса специальных дисциплин, изучающих когнитивные процессы и возможность их реализации в компьютерных устройствах. И.П. Меркулов Лит.: Меркулов И.П. Мышление как информационный процесс // Эволюция, мышление, сознание. М., 2004; Thagard P. Hot Thought: Mechanisms and Applications of Emotional Cognition. MIT Press, 2006; Thagard P. Mind: Introduction to Cognitive Science. (2 ed.). MIT Press, 2005; Gigerenzer G. Adaptive thinking: Rationality in the real world. N.Y., 2000; Hoffman M.L. Empathy and moral development: Implications for caring and justice. Cambridge, 2000; Pear J. Causality: Models, reasoning, and inference. Cambridge, 2000; Finucane M.L., Peters. E„ & Slovic. P. Judgment and decision making: The dance of a f f e c t and reason // Schneider S. L. & Shanteau J. (Eds.) Emerging perspectives on judgment and decision research. Cambridge, 2003. P. 327—364.