ВЫБОР ТЕОРИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВЫБОР ТЕОРИИ
theory choice) — принятие ученым или научным сообществом решения о предпочтении одной из двух или более конкурирующих схем описания и объяснения изучаемой области реальности. В философии науки термин «выбор теории» применяется для обозначения ситуаций, возникающих при решении задачи теоретической реконструкции переходных периодов в развитии научного знания. Переходные периоды характеризуются конкуренцией старой и новой теорий и (или) парадигм, претендующих на адекватное описание и объяснение одной и той же области эмпирических данных. Разрешением такой ситуации и является выбор одной из теорий (парадигм). Центральным при этом оказывается вопрос о критериях и процедурах оценки и отбора теорий.
Предлагались различные модели ситуаций выбора. Одна из них—социологическая, принадлежащая Т. Куну. Согласно ему, не существует рациональных доводов, на основании которых ученый мог бы предпочесть новую парадигму старой. Выбор теории осуществляется путем «переключения гештальта». Реконструкция ситуации выбора предполагает обращение к социо-психологическим факторам— изменению убеждений научного сообщества.
Был предложен также ряд «рациональных» реконструкций переходных периодов. Одна из них принадлежит И. Лакатосу. Согласно ему, выбор теории осуществляется на основании критерия, который Лакатос охарактеризовал как «прогрессивный сдвиг проблем», обеспечиваемый новой парадигмой. Другие предлагавшиеся критерии выбора теории—способность теории решать проблемы (Л. Лаудаи); критерий увеличивающегося правдоподобия теорий (У. Ньютон-Смит), близкий к лакатосовскому «прогрессивному сдвигу проблем»; прагматический успех теории (М. Хессе) и др.
В научном познании существует язык наблюдений, который, будучи теоретически нагруженным, тем не менее является нейтральным по отношению к последовательно сменяющим друг друга теориям. Хотя критерии оценок и отбора теорий исторически изменчивы, в них есть инвариантное, кросспарадигмальное содержание, которое позволяет реконструировать процедуру выбора как рациональную. См. также ст. Теория.
Лит.: Мамчур Е. А. Проблема выбора теории. К анализу переходных ситуаций в развитии физического знания. М„ 1975.
Е. А. Мамчур

Источник: Новая философская энциклопедия

выбор теории
ВЫБОР ТЕОРИИ. — Термин «В. т.» (англ. theory-choice) был введен в философию науки для обозначения познавательных ситуаций, возникающих в периоды смены научных парадигм и характеризующихся конкуренцией между последовательно сменяющими друг друга фундаментальными научными теориями. Проблема В. т. приобрела актуальность в зарубежной философии науки в 1960-е, в разгар дискуссий по поводу теоретической реконструкции процесса роста научного знания. Характер этой реконструкции зависит от того, каким способом разрешается ситуация выбора, на почве каких критериев и оценок происходит отбор одной из конкурирующих теорий.         В ходе дискуссий сложились два направления. Представители одного из них (позднее они стали относить себя к социологам познания) — Т. Кун, П. Фейерабенд и др. — утверждали, что в научном познании отсутствуют объективные (в смысле — парадигмально независимые) критерии оценки и отбора теорий. Парадигмально зависимыми являются и эмпирические данные, призванные служить основой отбора теорий (феномен теоретической нагруженности эмпирических данных), и методологические принципы, способные послужить вспомогательными, внеэмпирическими критериями В. т. Сторонники рассматриваемого направления утверждали, что, в связи с отсутствием рациональных критериев отбора теорий, разрешение ситуации выбора может быть адекватно реконструировано только на почве социальных, точнее — социально-психологических, факторов. В реальном познании происходит не рациональный В. т., а изменение психологии научного сообщества, которое Кун охарактеризовал в терминах «переключения гештальта».         Представители другого направления (И. Лакатос, К. Поппер и др.) утверждали, что парадигмально независимые критерии оценки и отбора теорий существуют. Лакатос полагал, что таким критерием является «прогрессивный сдвиг проблем», суть которого состоит в способности теории (и более широко — «исследовательской программы») делать оправдывающиеся предсказания. Исследовательская программа, которая оказывается способной лишь ассимилировать предсказания, делающиеся на основе соперничающей с ней программы, должна уступить место своей более успешной сопернице. Выдвигались и другие критерии. Среди них: способность теории решать проблемы (Л. Лаудан); увеличивающееся правдоподобие (англ. verisimilitude) теории (У Ньютон-Смит);успехи теории в плане ее технологических приложений (М. Хессе) и т.д.         На современном этапе возможность разрешения ситуации выбора на когнитивной основе отрицают социальные конструктивисты (Б. Латур, С. Вулгар), утверждающие, что научные факты являются социальными конструкциями, в связи с чем В. т. не может быть квалифицирован как рациональная процедура, а также сторонники «сильной программы» социологии познания (Д. Блур, Б. Варне, С. Шейпин), утверждающие, что оценка и В. т. определяются социальными факторами, так что сама процедура выбора должна быть объектом не когнитивного, а социологического анализа.         В отечественной философии науки было показано, что реализующаяся в реальном научном познании процедура выбора может быть реконструирована рационально. Существуют парадигмально независимые критерии оценки теорий. Во-первых, в теоретически нагруженных экспериментальных результатах существует слой эмпирического знания, который, не будучи свободным от теоретических привнесений, тем не менее является теоретически нейтральным по отношению к конкурирующим теориям (первичные экспериментальные результаты). Во-вторых, несмотря на действительную историческую изменчивость методологических критериев оценки теорий, в них есть некоторое кросс-парадигмальное содержание, остающееся относительно неизменным, несмотря на смены парадигм; оно может выступать в качестве вспомогательной основы для объективной оценки теорий.         В более широком смысле термин «В. т.» обозначает любую ситуацию в научном познании, в которой необходимо отдать предпочтение одной из конкурирующих теорий. Описанная выше конкуренция старой и новой фундаментальных теорий, возникающая в процессе смены парадигм, является частным случаем этой более общей ситуации. Поскольку теории могут разниться в эмпирическом, семантическом и лингвистическом отношениях, возникают три типа ситуаций выбора. 1. Конкурируют теории, не эквивалентные в плане согласования с эмпирическими данными. Это самая типичная познавательная проблема, ее разрешение происходит на почве взаимоотношения теории и эмпирии. В этом случае предпочтение отдается той теории, которая лучше согласуется с эмпирическими данными. 2. Конкурируют теории, отличающиеся друг от друга только в лингвистическом отношении. Поскольку основным языком науки является математика, различие в лингвистическом отношении — это различие в математических формализмах теорий. Критерием выбора являются соображения удобства оперирования соответствующим математическим аппаратом. Типичным примером является сосуществование волнового (де Бройль, Шредингер) и матричного (Гейзенберг, Иордан, Борн) представлений квантовой механики. 3. Наиболее драматичной является третья ситуация: соперничающие теории эквивалентны в эмпирическом плане, но разнятся между собой в лингвистическом и семантическом отношениях. В зарубежной философии науки причину возникновения такого типа конкуренции усматривают в «недоопределенности» теории эмпирическими данными. Существуют различные подходы к реконструкции осуществляющегося в данном случае выбора между теориями. Когнитивные социологи настаивают на том, что выбор осуществляется на почве социальных факторов. Представители аналитической философии в качестве критерия выбора указывают на простоту, под которой понимается некий обобщенный внеэмпирический критерий. В отечественной философии науки предполагается, что оценка и отбор одной из теорий в подобном случае осуществляется на основе ряда методологических соображений, в том числе сравнительной простоты теорий, принципов соответствия, принципиальной наблюдаемости и т.п.         ЕЛ. Мамчур

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
230.69 кб

Теория рационального выбора в истории социологии

Кощеев Эдуард Борисович
В статье рассмотрена история социологии как науки, находящейся на стыке с другими, прежде всего, социальными науками.
Читать PDF
1.79 мб

Обоснование и проблема выбора теории вероятностей

Пятницын Б.Н., Григорьян Э.Р.
Читать PDF
182.35 кб

Теория общественного выбора. Либерализм в экономике

Пузанева О. В.
Стремление к свободе в процессе жизнедеятельности человека способствует реализации его личностного потенциала. Реализуя активную индивидуальную деятельность, производя и потребляя, индивиды преследуют только свои личные интересы.
Читать PDF
118.37 кб

Концепция выбора как элемент теории принятия решений

Большаков Дмитрий Владимирович, Внутских Александр Юрьевич
Авторы исходят из того, что выбор является центральным звеном в любой процедуре принятия решения и интерпретируют выбор в контексте общей теории селективных процессов (Внутских, 2006).
Читать PDF
96.10 кб

Активность избирателей на выборах: теоретические аспекты

Федорова Е. С.
Сообщение посвящено актуальным политическим вопросам. Сообщение публикуется в рамках проекта «Диалоги о политике: российско-американские студенческие семинары, Тамбов (РФ) - Клемсон (США) (ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005-2006 гг.)"
Читать PDF
303.29 кб

Категория «Выбор» в психологии: теоретическое исследование

Озерина А. А.
Читать PDF
1.39 мб

Критика теории секуляризации в теории рационального выбора

Опалев Степан Александрович
В статье анализируется критика теории секуляризации (ТС) со стороны теории рационального выбора (ТРВ).
Читать PDF
199.53 кб

ВЫБОР ПРОФЕССИИ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Кравченко Альберт Иванович
На разных этапах истории различные виды труда закреплялись за членами общества принудительным или недобровольным способом. Только в рыночном обществе, т.е.
Читать PDF
105.07 кб

Российская электоральная социология и теория рационального выбора

Шевцов Алексей Владимирович
Статья посвящена интерпретации положений теории рационального выбора современными российскими политическими социологами и политологами.
Читать PDF
305.58 кб

Русский выбор. Введение в теорию электорального поведения россиян

Федоров В. В.
Предлагаем вниманию читателей фрагменты из книги В.В. Федорова «Русский выбор. Введение в теорию электорального поведения россиян» (готовится к выходу в издательстве «Праксис» в 2010 г.)
Читать PDF
1.53 мб

Теория конвергенции и путь России: от ошибок прошлого к выбору будущего

Дашичев Вячеслав Иванович
Статья посвящена проблеме теории и практики сближения (конвергенции) капитализма и социализма.
Читать PDF
258.15 кб

Теоретические основы изучения выборов как социально-политического конфликта

Киняшева Ю. Б.
Рассматриваются различные подходы к изучению конфликтной составляющей выборов, проявляющейся в разнотипных конфликтных столкновения и взаимодействиях основных участников избирательного процесса.
Читать PDF
152.90 кб

2006. 04. 005-006. Чего недостает теории рационального выбора? (сводный реферат)

Фомичев П. Н.
Читать PDF
958.41 кб

Определение приоритетных задач в политике (теория научного выбора и опыт истории)

Чернышёв Борис Васильевич
Рассматривается актуальная проблема выбора приоритетных задач в политике на примерах опыта её решения в западноевропейских странах и России.
Читать PDF
2.47 мб

Проблема выбора стилей руководства в управленческой культуре: теоретический анализ

Духина Татьяна Николаевна
В статье осуществляется теоретический анализ проблемы выбора стилей руководства коллективом, которое рассматривается как важнейший компонент системы управления, обусловленный содержанием управленческой задачи.

Похожие термины:

  • ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ТЕОРИИ

    познавательная ситуация в науке, когда исследователь оказывается перед необходимостью оказать предпочтение одной из нескольких предложенных теорий для объяснения некоторого определенного кру
  • РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ТЕОРИЯ

    теория, которая объясняет рациональное поведение и выбор индивидов при реализации доступных им в обществе возможностей. Индивиды ранжируют эти возможности в зависимости от того, насколько после