познавательная ситуация в науке, когда исследователь оказывается перед необходимостью оказать предпочтение одной из нескольких предложенных теорий для объяснения некоторого определенного круга явлений (фактов, наблюдений и т. п.): волновая и корпускулярная теория света, модели Солнечной системы Птолемея и Коперника, ламарксистская и дарвиновская теория биологической эволюции, классическая и конструктивная математика и т. д. и т. п. Этот выбор, как показывает история науки, осуществляется на основе многих критериев: степени объяснительной и предсказательной силы теории по отношению к множеству известных фактов, степени ее логической доказательности, степени ее простоты (минимальному числу исходных допущений теории), степени ее практической полезности, степени ее соответствия определенным философским основаниям и т. д. и т. п. Трудность осуществления такого выбора состоит не только в сложности количественного определения и сравнения указанных параметров конкурирующих теорий, но и в достижении консенсуса относительно веса каждого из параметров в общей системе всего множества параметров выбора. Для современной науки ситуация выбора наилучшей из альтернативных теорий является не только массовой, но и по-прежнему драматичной. (См. научный консенсус, социальный репертуар, эмпирический репертуар).