ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
философское течение середины XIX в., отождествляя общую материю и сознание, заявляя, что мысль - это вещественное выделение мозга. Его представители: Фогт, Бюхнер, Молешотт.

Источник: Тематический философский словарь

Вульгарный материализм
понятие, закрепившееся традицией изучения сознания и психики, согласно которой их свойства, структуры и функции отождествляются со свойствами, структурами и функциями человеческого мозга, поведения или уподобляются работе механических или вычислительных устройств. Квинтэссенцией вульгарного материализма стал известный в конце XIX – начале XX века тезис Л. Бюхнера (1824– 1899) и Я. Молешотта (1822– 1893): «Мозг выделяет сознание так же, как печень выделяет желчь», наглядно демонстрирующий причинную зависимость сознания от мозга.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Материализм вульгарный
(вульгарный материализм) – термин, используемый в марксисткой философии для определения группы немецких естественников (Л. Бюхнер, К. Фогт и Я. Молешотт), утверждавших, что невозможны никакие достижения философии за пределами естествознания, поскольку философия не имеет специфической области и специфических методов научных исследований. Все явления высшего порядка, например, сознания, можно свести к низшим, в частности, к физиологическим. Мысль, по мнению Фогта, так же относится к субстанции мозга, как желчь к печени, а моча к почкам. Представители вульгарного материализма утверждали, что мысль материальна и может в этой субстанциальной форме существовать до и после человека.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Вульгарный материализм
философское течение, сводящее духовные явления, мышление, сознание к чисто материальным, физиологическим, физическим и химическим процессам. Характерным для В.м. является тезис представителей этого течения второй половины XIX века Л. Бюхнера и Я. Молешотта о том, что «мозг выделяет сознание так же, как печень выделяет желчь». Тем самым В.м. отрицал специфику сознания и сводил его к материи. Разновидностью В.м. является вульгарный экономизм, согласно которому материальные, экономические отношения общества якобы непосредственно определяют его духовную жизнь, культуру, общественное сознание. В.э. искажал позицию классиков марксизма, в учении которых идеи определяющей роли материально-экономических отношений в обществе сочетались с признанием качественной специфики духовных явлений, их относительной автономности, самостоятельности.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
(от лат. vulgaris — грубый, простонародный) — филос. течение XIX в., сложившееся на фоне успехов классич. естествознания и, особенно, физиологии. Его представители (Л.Бюхнер, Я.Молешотт, К.Фохт), опираясь на идеи эпигонов фр. материализма XVIII в. (П.Кабанис, П.С.Лаплас и др.) и антропологич. материализм Л.Фейербаха, сводили все проявления сознания (как индивидуального, так и общественного) к природно-физиологич. основаниям. Так, согл. Бюхнеру, мысль есть чисто материальный продукт деятельности головного мозга и нервной системы, а понятие «сознание» — синоним этой деятельности. Соц.-истор. природа сознания, т.о., отрицается. Сходные идеи представлены в физиологически ориентированных психол. теориях (С.М.Сеченов, И.П.Павлов и др.). Соц.-филос. идеи В.м. разрабатываются на почве дарвинизма социального и принципа жесткой экон. детерминации явлений обществ. и культ. жизни. Примером такого подхода к соц.этич. проблемам может служить многотомная «История нравов» Э.Фукса. По аналогии с термином «В.м.» в науч.-филос. лексиконе используются термины «вульгарный экономизм», «вульгарный социологизм» и др. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

МАТЕРИАЛИЗМ ВУЛЬГАРНЫЙ
материализм середины XIX в., получивший это название от Ф. Энгельса как своего рода презрительную кличку. Последний смотрел на современных ему представителей пост-фейербаховского материализма как на эпигонов материализма французского XVIII в., не усвоивших достижений немецкой классической философии, и прежде всего диалектического метода. Более узкой причиной для такого названия, способствовавшего его закреплению, послужило решение вопроса о соотношении мышления и физиологии мозга, которое пропагандировали эти материалисты. Один из них, К. Фогг, в середине 50-х - начале 60-х гт. в своих работах доказывал в полемике против виталистов и спиритуалистов, что сознание относится к мозгу, как всякая функция к своему органу, и что мозг выделяет мысль также, как печень выделяет желчь. Другой, Я. Молешотт, в своей работе «Круговорот жизни» (1852) отстаивал тезис: «Без фосфора нет мысли», а также пытался объяснить распределением фосфора общественные процессы, провозглашал химию «высшей наукой». Впоследствии «вульгарным материализмом» стали называть всякую попытку объяснения духовных явлений путем сведения их к физиологии головного мозга.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
название, данное классиками марксизма филос.-материалистич. течению вт. пол. 19 в., к-рое характеризовалось упрощенной трактовкой как материализма, так и филос. проблем в целом. Его создатели - К. Фохт (1817-1895), Я. Молешотт и Л. Бюхнер. В целом В. м. оставался на позициях механицизма, был недиалектичен; материя отождествлялась с веществом, сознание трактовалось как результат чисто биологич. процессов, но не как обществ, продукт. Молешотт склонялся к биологич. интерпретации всех обществ, явлений. Пролетарскому социализму В. м. противопоставлял «истинный социализм» как итог усилий всех классов общества, среди к-рых постепенно распространяются естеств.-науч. знания - панацея от соц. зла. В критике религии В. м. не поднялся выше предшествовавших бурж. атеистов. Причина религии усматривалась в «расстроенной фантазии в связи с полным незнанием законов природы», в страхе перед подавляющими человека ес-теств. силами (Бюхнер). Преодоление религии связывалось с развитием естеств. наук. Ограниченная трактовка религии как только веры в бога привела Бюхнера к выводу о том, что буддизм, даосизм и конфуцианство являются атеис-тич. системами. В. м. был подвергнут критике классиками марксизма.

Источник: Атеистический словарь

Вульгарный материализм
 (лат. vulgaris—простой, обыкновенный) — философское течение середины 19 в., упрощавшее и огрублявшее осн. принципы материализма. "В условиях бурного развития естествознания, каждое новое открытие к-рого способствовало разрушению идеалистических и религиозных представлений, В. м. являлся выражением позитивистской реакции стихийного материализма естествознания на идеалистическую (прежде всего классическую нем.) философию. Представители этого течения (Фогт, Люхнер, Молешотт) активно популяризировали естественнонаучные теории, противопоставляя их, как они говорили, философскому «шарлатанству». Но вместе с идеализмом и религией они отвергали философию вообще, думали решить все философские вопросы в конкретных исследованиях естествознания. Разделяя недостатки метафизического материализма, они считали, что сознание и др. общественные явления представляют собой следствие только физиологических процессов, зависят от состава пищи, от климата и т. д. Признавая физиологические процессы причиной сознания, вульгарные материалисты отождествляли сознание и материю, рассматривая мысль в качестве вещественного выделения мозга. Вульгарно-материалистическая тенденция в различных формах проявлялась и впоследствии, особенно в некоторых философских обобщениях фактов естествознания и, в частности, физиологии. Так, напр., непонимание того, что сознание человека является общественным продуктом и содержание всех психических процессов причинно обусловлено общественным бытием, до сих пор порождает попытки некоторых философов и естествоиспытателей найти те конкретные физиологические процессы, к-рые определяют содержание наших мыслей, чувств и представлений.

Источник: Философский словарь. 1963

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
философское течение, возникшее в середине XIX в., представители которого давали крайне упрощенную трактовку материализма. Наиболее видные представители и большинство сторонников данного течения были естествоиспытателями. Пропагандируя достижения естественных наук своего времени, прежде всего физиологии, они выступили с претензией пересмотра материализма и приведения его в соответствие с новыми научными данными. Свою главную цель они видели в том, чтобы сделать материализм более последовательным, устранить из него уступки идеализму, связанные с трактовкой сознания. В итоге была предложена чрезвычайно примитивная трактовка сознания как одной из разновидностей материи. Проблема идеальности снималась, поскольку она якобы устарела и не соответствует современным естественнонаучным представлениям. Сознание сводилось к физиологическим процессам. Считалось, что мозг выделяет мысль так же, как печень желчь. В том же русле физиологизма рассматривалось и общественное сознание. Социальная природа человека и его сознания полностью игнорировалась. Сознание социальных групп, их идеалы и лозунги вульгарные материалисты пытались объяснить особенностями «еды и питья» членов этих групп, которые влияют на их физиологию. Рецидивы В.м. наблюдаются в XX и XXI вв. в связи с развитием кибернетики и информатики, а также в связи с созданием все более сложных роботов. Основой взглядов современных вульгарных материалистов является уже не физиология, а конструирование и производство так называемых «думающих машин», что порождает стремление свести сознание к физическим, химическим, механическим и энергетическим процессам работающих компьютеров высокой степени сложности (см. Материализм).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
от лат. Vulgaris - обыкновенный, простой)—течение в философии сер. 19 в. Теоретическим предшественником был французский материалист Кабанис, его главные представители — философы К. Фохт, Я. Молешотт, Л. Бюхер. Квалификация их взглядов как вульгарного материализма была предложена Ф. Энгельсом, поскольку они упрощали положения старого материализма и, отвергая диалектику, оставались на позициях метафизики и механицизма в эпоху, когда уже сложились исторические условия для преодоления ограниченности предшествующего материализма. Представители вульгарного материализма популяризовали достижения естествознания (закон сохранения материи, закон превращения энергии, дарвинизм, данные физиологии), указывали на атеистические выводы, вытекающие из них, однако отрицали специфику сознания, которое непосредственно сводилось к веществу (см.: Бюхнер Л. Сила и материя, 1855, рус. пер. 1860). Бюхнер пытался объяснить классовые различия, господство одного класса над другим «природой» наследственности, примыкая к «социальному дарвинизму». В ряде положений вульгарный материализм сближался с идеализмом позитивистского толка, негативист ским отношением к философии. Он не понимал необходимости философии как особого рода науки со специфическим предметом исследования. Особенно упрощенными были гносеологические представления вульгарного материализма, ограниченные узким эмпиризмом, принижением роли научных абстракций и теоретического мышления вообще. В России 19 в. представители вульгарного материализма, а точнее, онтологического натурализма (напр., М. А. Антонович) сыграли определенную положительную роль в борьбе с официальной идеологией, были подвергнуты критике революционными демократами.

Источник: Новая философская энциклопедия

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
лат. vulgaris — простой, обыкновенный) — философское течение середины 19 в., упрощавшее и огрублявшее осн. принципы материализма. В условиях бурного развития естествознания В. м. являлся выражением позитивистской реакции метафизического, естественнонаучного материализма на идеалистическую (прежде всего нем. классическую) диалектику. Представители этого течения (К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт) активно популяризировали естественнонаучные теории, противопоставляя их, как они говорили, философскому “шарлатанству”, надеясь решить и философские проблемы в конкретных исследованиях естествознания. С их т. зр., и сознание, и общественные явления представляют собой следствие физиологических процессов, зависят от состава пищи, от климата и т. д. Считая именно физиологические процессы ответственными за психическое, вульгарные материалисты отождествляли психическое и соматическое (телесное), определяя мысль в качестве секреции мозга. Вульгарно-материалистическая тенденция в различных формах неоднократно проявлялась и в дальнейшем, особенно в нек-рых “философских” истолкованиях фактов естествознания, в частности физиологии, а в последнее время — и кибернетики. Содержание психических процессов и в этих случаях рассматривается как результат пространственного взаимодействия организма с внешними объектами. В. м. проявлялся в стремлении открыть (раскодировать) в следах этого взаимодействия природу человеческой психики. Человек же живет не только в пространстве, но и в историческом времени: его жизнедеятельность и его способность ее осознать (сознание) возникают и осуществляются в исторически развивающихся формах деятельностного общения, содержание к-рых есть одновременно и содержание его сознания.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
лат. vulgaris - упрощенный) - понятие, введенное в обиход Энгельсом для характеристики взглядов философов материалистической ориентации начала-середины 19 в. К. Фохта, Р. Молешотта, Л. Бюхнера. Течение западно-европейской философии, представленное данными философами, возникло под влиянием впечатляющих успехов естествознания начала-середины 19 в. Универсальность закона сохранения материи и закона превращения энергии; возможность перенесения объяснительной схемы дарвиновского принципа эволюции на область социальных явлений; активные исследования мозга, физиологии органов чувств, высшей нервной деятельности были использованы в качестве аргументов против натурфилософии в целом и немецкой классической философии, в частности. В.М. присущи биологизм, натурализм и эмпиризм при объяснении социальной жизни - классовых различий, особенностей истории народов и т.д.; эмпиризм в гносеологии, понимании природы теории; отрицание научного статуса философии; противопоставление философии и естествознания. Фогт писал: "... все способности, известные под названием душевной деятельности, суть только отправления мозгового вещества...". Данное течение не сложилось в целостную философскую традицию, однако, наряду с социал-дарвинизмом, позитивизмом и др. течениями философии середины 19 в. способствовало изменению духовной и интеллектуальной атмосферы в сторону атеизма и стихийного материализма. Традиция редукции сложных психических процессов к физиологическим проявлениям работы мозга, отрицание идеальной, регулятивной, социальной природы сознания получила продолжение в конце 19-20 вв. Традиция продолжается в принципе радикального монизма в "научном материализме" (Дж. Смит, Д. Армстронг), в принципе физикализма в позитивизме и постпозитивизме, в современных вариантах теософских воззрений, биополевых концепциях сознания и др.
И.А. Медведева

Источник: Новейший философский словарь

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
(лат. vulgaris — обычный, простой) — философское течение, возникшее в сер. 19 в., упрощавшее и огрублявшее материализм. Его представители (Бюхнер, Молешотт, Фогт) были естествоиспытателями, специалистами в области физиологии и медицины. Коренные вопросы философии (об отношении сознания к бытию, о познаваемости мира и т. д.), специфические проблемы этики, эстетики, психологии вульгарные материалисты объявляли «досужими домыслами», над к-рыми человечество понапрасну ломало себе голову в течение веков. Они отрицали значимость гуманитарных наук и их методов, абсолютизировали механистическое объяснение, успешно применявшееся в физиологии и медицине тех лет. Особенно шумно вульгарные материалисты выступали против положения о самостоятельности и активности сознания. Мышление, по их мнению, принципиально не может быть отлично от материи, от тех процессов в нашем мозгу, с к-рыми имеет дело физиолог. Фогт прославился своим изречением, гласившим, что мысль находится приблизительно в такой же связи с мозгом, как желчь с печенью и моча с почками. Вульгарные материалисты предлагали крайне упрощенные толкования общественной жизни: прогресс в обществе они пытались объяснить борьбой за существование, классовое неравенство — законами наследственности, образ мыслей, характерный для людей различных эпох, рас и этнических групп,— различиями в климате и пище. Причина влияния В. м. в свое время — в его атеистической направленности, в его вере в абсолютный авторитет естествознания, созвучной умонастроениям прогрессивной интеллигенции 2-й пол. 19 в.; его представители немало сделали для популяризации дарвинизма, новых открытий в физиологии, закона сохранения и превращения энергии и т. д. В. м. коренным образом отличается от диалектического материализма, формировавшегося в те же годы. Это особенно важно подчеркнуть в наше время, когда критики марксизма из числа философов-идеалистов пытаются приписать материализму в целом ошибки В. м.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
(от лат. vulgaris - грубый, пошлый, упрощенный) - бурж. материализм, упрощенно толкующий осн. филос. проблемы и поэтому охарактеризованный Ф. Энгельсом как «внезапно хлынувший поток плоско-материалистического популяризаторства» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 20, с. 516). Гл. представители В. м. - нем. философы Л. Бюхнер (1824-1899), К. Фогт (1817-1895) И Я. Молешотт (1822—1893), развившие свою деятельность в 50 - 60-х гг. XIX в. Их осн. работы: Бюхнера - «Сила и материя» (1855), Фогта - «Физиологич. письма» (1846), Молешотта - «Круговорот жизни» (1852). Исходя из признания материальности мира, В. м. примитивно толковал сознание как своеобразную «тонкую» материю. Отмечая подобное воззрение, В. И. Ленин указывал: «От «вульгарных» материалистов Фогта, Бюхнера и Молешотта Энгельс отгораживался, между прочим, именно потому, что пни сбивались на тот взгляд, будто мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь» (Соч. Изд. 5. Г. 18, с. 41—42). По сравнению с механистич. и метафизич. материализмом домарксовского периода вульг. материалисты делали шаг назад, выступая Воинств. противниками диалектич. метода. Несмотря на свои ошибки, В. м. сыграл в прошлом нек-рую прогрессивную роль в пропаганде атеизма. Его сторонники активно участвовали в «Нем. союзе свободомыслящих» (1881). В борьбе с религией В. м. утверждал, что понятие бога выдумано невежеств. людьми, не понимающими законов природы и потому создающими бессмысл. фантазии. Путь преодоления религ. предрассудков В. м. усматривал в мирной просветит, пропаганде. В. м. не признавал социальных корней религии, не придавал значения боевой, Воинств. критике религии. Так, Бюхнер упрекал Фейербаха за то, что он тратит много усилий на опровержение христ. чудес. Все же В. м., борясь с идеалистич. и религ. традициями, оказывал нек-рую помощь ученым.
Его критически использовали и передовые русские естествоиспытатели. По своим полит. взглядам вульг. материалисты были резко враждебны рев. пролетариату. Бюхнер уверял, напр., что капиталистич. строй - «остоств.» строй, отвечающий законам природы. Он открыто боролся с нем. марксистами. Фогт, начав с бурж. демократизма, пришел к бонапартистской реакции. К. Маркс и Ф. Энгельс разоблачили его, как платного агента Наполеона III. Молешотт «доказывал», что подновольноо положение трудящихся - неизбежное следствие физиологич. и анатомич. особенностей их тела. Социально-полит. концепцию В. м. марксизм-ленинизм подверг острой критике.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
от лат. vulgaris обыкновенный, простой), течение в бурж. философии сер. 19 в. Теоретич. предшественником В. м. был франц. материалист Кабанис, его гл. представители - нем. философы Фохт, Молешотт, Бюхнер. Ф. Энгельс называл их вульгарными материалистами, т. к. они упрощали положения старого материализма и, отвергая диалектику, оставались на позициях метафизики и механицизма в эпоху, когда уже сложились историч. условия для преодоления ограниченности предшествующего материализма. Представители В. м. популяризовали достижения естествознания (закон сохранения материи, закон превращения энергии, дарвинизм, данные физиологии), указывали на атеистич. выводы, вытекающие из них, однако отрицали специфику сознания, к-рое непосредственно сводилось к веществу (см. Л. Бюхнер, Сила и материя, 1855, рус. пер., 1860). Игнорируя социальную природу сознания, представители В. м. утверждали, что содержание сознания определяется гл. обр. химич. составом продуктов питания. Так, напр., причиной рабства колон. народов они считали растит, пищу, к-рую те преим. употребляют. Бюхнер пытался объяснить классовые различия, господство одного класса над другим «природой» наследственности, примыкая к «социальному дарвинизму». Энгельс указывал, что В. м. свойственна «...претензия на применение естественнонаучных теорий к обществу и на реформирование социализма...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.. т. 20, с. 516). В ряде положений В.м. сближался с идеализмом позитивистского толка. Бюхнер, напр., утверждал, что материя, сила и дух представляют собой «различные проявления одного и того же первичного или основного принципа» («Сила и материя», СПБ, 1907, с. 41). Для В. м. характерно родственное позитивизму (возникновение к-рого относится к тому же историч. периоду) негативистское отношение к философии, к-рой противопоставляется естествознание. Энгельс указывает в качестве отличит, черты В. м. «...брань по адресу философии...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 516). Выступая против идеалистич. натурфилософии, противопоставляемой наукам о природе, третируя классич. нем. философию как шарлатанство, В.м. не понимал необходимости философии как особого рода науки со специфич. предметом исследования. Особенно упрощенными были гносеологич. представления В. м., ограниченные узким эмпиризмом, принижением роли науч. абстракций и теоретич. мышления вообще. «Бюхнер - писал Энгельс - знает философию только как догматик, да и сам он является догматиком, принадлежащим к самым плоским последышам немецкого просветительства...» (там же, с. 516, прим.). Однако в условиях 19 в. В. м. все же способствовал разоблачению религии и идеализма, помогая ознакомлению с выдающимися достижениями естествознания. В России 19 в. В.м., сыгравший определ. положит, роль в борьбе с офиц. идеологией, был подвергнут критике революц. демократами.

Источник: Советский философский словарь

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
от лат. vulgaris – обыкновенный, простой) – течение в бурж. философии сер. 19 в. Возникло на почве капиталистич. развития в условиях позитивистского отрицания философии и развития естествознания, к-рое все явственнее обнаруживало несостоятельность идеализма. Теоретич. предшественником В. м. был франц. материалист Кабанис, гл. представителями – нем. философы Фохт, Молешотт, Бюхнер. Ф. Энгельс называл их вульгарными материалистами (см. "Анти-Дюринг", 1957, с. 313), поскольку они упрощали положения старого материализма, не преодолевая его метафизич. и механистич. ограниченности, отворачивались от диалектики. Представители В. м. популяризовали достижения естествознания (закон сохранения материи, закон превращения энергии, дарвинизм, данные физиологии), указывали на атеистич. выводы, вытекающие из них. Наиболее ярко существо В. м. проявилось в отрицании специфики сознания, к-рое непосредственно сводилось к веществу (см. Бюхнер, Сила и материя, 1855, рус. пер. 1907) и деятельность к-рого связывалась с питанием, составом употребляемой пищи. Не понимая того, что сознание людей отражает их обществ. бытие, сторонники В. м. утверждали, напр., будто главной причиной колониального рабства являются естеств. условия, в к-рых живут колониальные народы, употребляемая ими пища и т.п. Бюхнер пытался "природой" наследственности объяснить различие между классами, примыкая тем самым к реакц. социологич. концепции "социального дарвинизма". В. м. в ряде отношений приближался к позитивизму и открытому идеализму, Бюхнер, напр., утверждал, что материя, сила и дух представляют собой "различные проявления одного и того же первичного или основного принципа" ("Сила и материя", СПБ, 1907, с. 41). Выступая против идеалистич. натурфилософии, противо-поставляемой наукам о природе, третируя классич. нем. философию как шарлатанство, В. м., подобно позитивизму, не понимал необходимости разработки философии как науки, имеющей свой предмет познания. Особенно упрощенными были гносеологич. представления В. м., не выходившие за пределы крайне огранич. эмпиризма, совершенно чуждого диалектике. В нек-рых странах благодаря атеистич. направленности В. м., переплетаясь с позитивизмом, играл прогрессивную роль, способствуя разоблачению религии и идеализма, помогая ознакомлению с выдающимися достижениями естествознания. В России 19 в. В. м., сыгравший известную положит, роль в борьбе с офиц. идеологией, был подвергнут критике революц. демократами (см. Н. А. Добролюбов, Полное собр. соч., т. 3, 1936, с. 92; М. А. Антонович, "Современник", 1863, т. 95, с. 50). Вульгарно-материалистич. тенденции были в СССР свойственны механистам (см. также Вульгарный социологизм). Лит.: Маркс К., Господин Фогт, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 12, ч. 1, М., 1935; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957; его же, Диалектика природы, М., 1955, с. 25–26, 161, 163; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, гл. IV, § 7, гл. VI, §4; Таганский Т., Вульгарный материализм третьей четверти XIX в. и современные механисты, в кн.: Из истории философии XIX века. Сб. статей, [М.], 1933, с. 79–123; История философии, т. 3, М., 1959, с. 333–37. Т. Ойзерман. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ
лат. vulgaris - упрощенный) - понятие, введенное в обиход Энгельсом для характеристики взглядов философов материалистической ориентации начала - середины 19 в. К.Фохта (1817-1895, автора "Физиологических писем" - 1845-1847); Я.Молешотта (1822-1893, автора "Круговорота жизни"); Л.Бюхнера (1824-1899, автора работ "Сила и материя", переиздававшейся более 20 раз, "Природа и дух", "Природа и наука"). Течение западно-европейской философии, представленное данными философами, возникло под влиянием впечатляющих успехов естествознания в 19 в. Универсальность закона сохранения материи и закона превращения энергии; возможность перенесения объяснительной схемы дарвиновского принципа эволюции на область социальных явлений; активные исследования мозга, физиологии органов чувств, высшей нервной деятельности были использованы в качестве аргументов против натурфилософии в целом и немецкой трансцендентально-критической философии, в частности. В.М. присущи биологизм, натурализм и эмпиризм при объяснении социальной жизни - классовых различий, особенностей истории народов и т.д.; эмпиризм в гносеологии, понимании природы теории; отрицание научного статуса философии; противопоставление философии и естествознания. Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что соответствующая аргументация использовалась представителями В.М. в ходе полемик упрощенно. Отмечая в дискуссии с Вагнером, что "мысли находятся в тех же отношениях к мозгу, как желчь к печени или моча к почкам". Фогт имел в виду наличие связи органа и его продукта, о характере же последнего - духовном или вещественном - речь не идет. (Вагнер отстаивал примитивную точку зрения, согласно которой психическое - не функция мозга, а самостоятельная субстанция, которая после смерти тела молниеносно перемещается в иное место мира, а впоследствии способна возвращаться обратно и воплощаться в новом теле.) Бюхнер при этом подчеркивал: "Даже при самом беспристрастном рассуждении мы не в состоянии найти аналогии и действительного сходства между отделениями желчи и мочи и процессом, производящим мысль в мозгу. Моча и желчь осязаемые, весомые, видимые и, сверх того, отбрасываемые и отпадающие вещества, выделяемые телом, мысль же или мышление, напротив того, не отделение, не отпадающее вещество, а деятельность или отправление известным образом скомбинированных в мозге веществ или их соединений... Вследствие этого ум или мысль не сама материя. Мозг не вырабатывает никакого вещества, подобно печени и почкам, но производит лишь деятельность, являющуюся высшим плодом и расцветом всяческой земной организации". По мысли Бюхнера, в неудачном сравнении Фогта содержится правильная главная мысль: "Как не существует желчи без печени, точно так же нет и мысли без мозга; психическая деятельность есть функция или отправление мозговой субстанции". В.М. не сложился в целостную философскую традицию, однако, наряду с социал-дарвинизмом, позитивизмом и др. течениями философии середины 19 в. способствовал изменению духовной и интеллектуальной атмосферы Западной Европы. С одной стороны, традиция редукции сложных психических процессов к физиологическим проявлениям работы мозга, отрицание идеальной, регулятивной, социальной природы сознания получила продолжение в конце 19-20 вв. Традиция была продолжена в принципе радикального монизма в "научном материализме" (Дж. Смит, Д. Армстронг), в принципе физикализма в позитивизме и постпозитивизме, в современных вариантах теософских воззрений, биополевых концепциях сознания и др. С другой, - имела продолжение и идея Бюхнера о том, что "... одностороннее подчеркивание формы... так же предосудительно, как одностороннее подчеркивание материи. Первое ведет к идеализму, последнее - к материализму..." вкупе с мыслью, согласно которой адекватное уразумение вещей ведет "к общему монистическому миросозерцанию". Прямая установка на фундирование философии естествознанием не была забыта в ряде интеллектуальных течений 20 в.

Источник: История Философии: Энциклопедия