Второе пришествие Христа

Найдено 1 определение
Второе пришествие Христа
(Second Coming of Christ).
Учение о том, что Иисус Христос вознесся на небо и однажды вернется на землю.
Реальность Второго пришествия Христа. Вера во Второе пришествие Христа основана на нескольких отрывках из Св. Писания. Сам Иисус в своей великой беседе о последних временах (Мф 24 и 25) говорит о своем возвращении  в притчах и напрямую. Он обещает ученикам, что уходит, чтобы приготовить место идущим за Ним, и однажды придет опять и возьмет их к себе, чтобы отныне навсегда все они были вместе (Ин 14:3). Ангелы во время вознесения говорят ученикам,что Господь придет также, как взошел на небо (Деян 1:11). Возвращение Христа  часть христианского провозвестия (3:21). Ап. Павел упоминает о нем в своих посланиях, особенно в Посланиях к фессалоникийцам (1 Фес 2:19; 3:13; 4:1517; 2 Фес 1:7) и в 1 Кор 15:23; Флп 3:20; Кол 3:4; 2Тим 4:8; Тит 2:13; Евр 9:28.
Второе пришествие Христа это проблема постепенного откровения. В ВЗ о нем говорится прикровенно и неопределенно, поэтому иудейские законоучители считали мессианские отрывки явно противоречивыми. С одной стороны, в ВЗ говорится о приходе торжествующего и могущественного Мессии. С другой стороны, Мессия предстает в них в образе страдающего раба(Ис 53). Т.о., в перспективе времени два пришествия слились в одно. Лишь в н.з. откровении можно провести четкую грань между двумя пришествиями, гл. обр. потому, что первое уже было. Однако даже здесь о Втором пришествии Христа сказано не совсем внятно, поэтому эти отрывки так трудно толковать.
О факте Второго пришествия Христа в Св. Писании говорится совершенно недвусмысленно, но время его сокрыто от нас. Сам Иисус признается, что ни Он, ни ангелы не знают времени Его возвращения, а только Отец Небесный (Мф 24:36). Нигде в пророчествах не названо точное время возвращения Христа, хотя в них есть указания на знамения, крые будут сопровождать его. В ответ на вопрос учеников после воскресения, не восстановит ли Он тогда царство Израиля, Иисус говорит, что ученикам не дано знать о временах и сроках (Деян 1:67).
Природа Второго пришествия Христа. Во время Второго пришествия Господь придет во плоти. Некрые утверждают, что обетование о приходе Христа исполнилось во время Пятидесятницы, когда Св. Дух сошел на апостолов. Отсюда слова Иисуса: "...Мы придем к нему [к Отцу]..." (Ин 14:23)  получили новое толкование: Он говорит о своем присутствии через Святого Духа. Другие считают, что Христово обетование изМф 16:28 исполнилось во время воскресения. Третьи говорят неопределенно, усматривая в словах: "Я с вами во все дни до скончания века"  исполнившееся обетование 0 Втором пришествии. Другое обетование видят в Откр 3:20: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною". Здесь Второе пришествие фактически равноценно обращению. Еще один неожиданный поворот этой темы можно найти в учении "Свидетелей Иеговы", считающих, что Иисус уже вернулся наземлю в 1914 г., но незримо. Или, вернее, Он начал царствовать насвоем небесном престоле.
Изучая библейские свидетельства, можносчитать почти несомненным, что Иисус вернется на землю во плоти, т.е. явно и осязаемо. Это видно из предсказаний о Втором пришествии Христа. Ийсус хотел сказать, что Его приход будет явным и несомненным, и предостерегал против людей, крые станут говорить: "вот, Он в пустыне" или "вот, Он в потаенных комнатах". Им не нужно верить, "ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого" (Мф 24:2627). Сына Человеческого увидят "грядущего на облаках небесных с силою и славою великою" (ст. 30). Ап. Павел говорит о Втором пришествии Христа почти в тех же выражениях: "Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде" (1 Фес 4:16). И наконец, два мужа в белых одеждах (быть может, ангелы) при вознесении восклицают: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян 1:11). Поскольку Иисус вознесся во плоти и зримо, разумно предположить, что вернется Он тоже во плоти.
Термины, описывающие Второе пришествие Христа. В НЗ Второе пришествие Христа описывается при помощи нескольких слов.
Парусил (пришествие) . Это наиболее распространенное слово буквально означает "пребывание" или "присутствие", "приход". Оно употребляется в 1 Фес 4:15 для обозначения прихода Христа, после крого праведники воекреснут и привлекут верующих к Нему. Это пришествие сокрушит беззакониика, Антихриста (2 Фес 2:8). Оно будет явным, и его озарит сияние славы Божьей. Ап. Павел молится, чтобы Бог укрепил верующих, |чтобы утвердитьсердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его..." (1 Фес 3:13).
Апокалипсис. Это слово буквально означает |откровение". Ап. Павел говорит об ожидании | явления Господа нашего Иисуса Христа" (1К0р 1:7). Из 2 Фес 1:67 и 1 Пет 4:13 видно  то будет время облегчения после великого испытания, и верующие возрадуются великой радостью.
Богоявление. Христос придет в конце|великой скорби".Его явлениеознаменует суд над миром и гибель человека греха. Верующие уповают на Него и соблюдают заповеди Христовы, ожидая награды (1 Тим 6:14; 2 Тим 4:8). Так завершится их спасение (Тит 2:1314).
Цель Второго пришествия Христа. Цель Второго пришествия Христа  установить Царство Божье во всей полноте. Царство не означает некую монархию с четко очерченными географическими границами. Оно присутствует там, где Христос царствует в сердцах людей. Оно существует ныне и осуществится в будущем. В определенном и чрезвычайно реальном смысле оно явилось вместе с приходом Христа на землю. В другом смысле  оно осуществится в будущем. Хотя Христос был Царем, когда пришел в первый раз, очень немногие люди узнали Его. Но грядет час, когда во имя Иисуса преклонится всякое колено и всякий язык будет исповедовать Христа Господом | во славу Бога Отца" (Флп 2:1011, пер. епископа Кассиана). То будет радостный праздник для христиан, а неверующие вынуждены будут неохотно покориться. Даже Сатана, зверь и лжепророк будут брошены в озеро огненное (Откр 20:10). Важно отметить, что в своем великом пророчестве о последних временах (Мф 24 и 25) Иисус называет себя Сыном Человеческим  вплоть до Мф 25:34. Сказав, что Сын Человеческий придет во славе своей вместе с ангелами и сядет на престоле славы своей (в ст. 34), Он называет себя Царем. И еще раз Он называет себя Царем в ст. 40. Он называет себя Сыном Человеческим лишь тогда, когда говорит о прошлом и близком будущем (26:2): |Вы знаете, что чрез два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие". Т.о., Второе пришествие свершится вместе с приходом Царства Божьего, ибо пришествие Христа и означает осуществление Царства.
Готовность ко Второму пришествию Христа. Из Христова учения о Втором пришествии видно, что оно имело огромное практическое значение. Иисус не просто говорит о нем как о событии, к-рое должно произойти в будущем. Он указывает, как нужно себя вести в свете этого факта. Многие притчи Иисусасвязаны с этим великим событием. Особенно с ним связано три обстоятельства.
Необходимо бодрствовать. Поскольку никто не знает времени Его прихода, важно быть готовым к нему во всякое время (Мф 24:42). Он придет в час, когда никто не будет ждать (ст. 44). Злой раб считал, что хозяин вернется не скоро, и вел себя недостойно (ст. 4551).
Если бдительность хранит от безмятежной уверенности, что Второе пришествие Христа будет не скоро, то готовность предостерегает от другой крайности  ожидания скорого возвращения. Пять неразумных дев были не готовы к скорому приходу жениха (Мф 25:113) и уснули. Масло в светильниках кончилось. Тогда они пошли, чтобы купить масло, и в тот самый час пришел жених. Ап. Петр говорит о | ругателях", крые в последние дни будут говорить: |..."где обетование пришествия Его? ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же"" (2 Пет 3:34). Поэтому необходимо не только бодрствовать, но и поддерживать бодрость перед лицом дурных предвестий.
И наконец, идущий за Господом должен трудиться в ожидании Его прихода. Особенно отчетливо это видно в притче о талантах (Мф 25:1430). Господин дал 5 талантов одному рабу, 2  другому, 1  третьему. Первые два раба употребили то, что им вверили, и удвоили эти таланты, а третий пошел и зарыл то, что он получил, сохранив, но не приумножив его. Когда господин вернулся, он похвалил первых двух и дал им еще больший удел. Но злого раба он укорил и наказал, назвав его ленивым. Отсюда видно, что бдительность не есть праздное ожидание. Слова ап. Павла, обращенные к фессалоникийцам (2Фес 3:613), подчеркивают эту мысль.
Хотя очевидно, что мы не знаем точного времени пришествия Господа, в Св.
Писании есть некрые указания, позволяющие определить относительное время этого возвращения, связанное с двумя будущими событиями.
Милленаристские воззрения. Это воззрения на отношение между возвращением Христа и Тысячелетним Царством на земле, о к-ром говорит Иоанн в Откр 20:46.
Амилленаризм. Это учение о том, что между возвращением Христа и Последним судом никакого земного царства Христа не будет. Согласно этой теории, тысяча лет  символическое число, указывающее либо на завершение Христова Царства, к-рое наступит с Его приходом, либо на состояние верующих между смертью и воскресением. Амилленаристы отмечают, что тысячелетие упоминается лишь в одном отрывке и только этой в высшей степени символической книги.
Постмилленаризм. Это учение о том, что благодаря проповеди Евангелия Царство Божье постепенно распространится по всей земле, зло кончится и наступит мир. В конце этого периода, крый не обязательно продлится ровно тысячу лет, Христос вернется на землю. В подтверждение приводят притчи о горчичном зерне и закваске, крые символизируют постепенное возрастание Царства.
Премилленаризм. Согласно этому воззрению, Христос вернется в начале тысячелетия и воскресит мертвых, веровавших в Него, и вместе с живыми они будут царствовать с Ним на земле. В конце этого периода произойдет краткое восстание зла, за крым последует воекресение неверующих и Страшный суд. Эта точка зрения основана на том, что два воскресения в Откр 20 описаны одинаково, и, следовательно, мертвые должны воскреснуть во плоти, а также на в.з. предсказании о льве и ягненке, крые возлягут рядом.
Воззрения, связанные с "великой скорбью". Эти воззрения относят время Второго пришествия Христа к периоду " великой скорби ", описанному в Мф 24.
Некрые ожидают восхищения святых до периода "великой скорби" и утверждают, что, когда придет Христос, Он отделит святых от мира (т.е. они будут восхищены на небо) перед семью годами " великой скорби" и вернется вместе со святыми в конце этих семи лет.
Другие учат, что Церковь останется в мире, но будет претерпевать великую скорбь, хотя Бог сохранит ее.
Третьи утверждают, что Церковь будет страдать первые три с половиной года " великой скорби ", а затем будет воехищена перед тем, как разразится гнев Божий.
Другие вопросы. Второе пришествие Христа  одна фаза или две? Некрые теологи, в особенности диспенсационалисты, выделяют во Втором пришествии Христа две фазы, или два этапа. Первый этап  тайный приход, во время крого Церковь будет восхищена перед "великой скорбью". Второй этап  конец "великой скорби" и торжественное возвращение Христа, Который установит свое земное Тысячелетнее Царство. Они основывают эту хронологию на различии между парусией, богоявлением и апокалипсисом. Другие находят это различие искусственным и полагают, что будет лишь одно возвращение в конце " великой скорби ".
Неизбежность Второго пришествия Христа. Некрые теологи учат, что Второе пришествие Христа может произойти в любой момент  на этот счет не нужно никаких особых пророчеств. Они уверены, что повеление: "Бодрствуйте, ибо не знаете часа"  означает именно это.
Другие говорят о неизбежности Второго пришествия Христа в более общем виде. По их мнению, в то время, когда Иисус говорил эти слова, они не означали, что Он может прийти в любое время, поскольку этому должны предшествовать определенные события, напр. старость ап. Петра (Ин 21:18), падение Иерусалима и разрушение Храма. Они настаивают на том, что, если слова не могли указывать на неизбежность Его прихода, когда были произнесены, они не требуют этого значения в настоящее время. Так, Второе пришествие Христа может быть очень скоро, но прежде должны произойти другие события, напр. "великая скорбь" (края может продолжаться не обязательно семь полных календарных лет).
Заключение. Учение о Втором пришествии Христа иногда вызывает разногласия среди христиан. Но, по словам ап. Павла, оно должно быть надеждой и утешением (1 Фес 4:18).
М. J. erickson (пер. А. К.) Библиография: G.C. Berkouwer, TheReturnof Christ; R.G. Clouse, ed., The Meaning of the Millenium; A. A. Hoekema, The Bible and the Future; G. E. Ladd, Crucial Questions About the Kingdom of God and The Blessed Hope; S. Travis, I believe in the Second Coming of Jesus; D. Pentecost, Things to Come; R. Pache, The Return of Jesus Christ; A. Reese, The Coming Advent of Christ.
См. также: Суд, Осуждение; Суд над народами; Судилище; Брачная вечеря Агнца; Тысячелетнее Царство Христа на земле (взгляды на него); Восхищение церкви; Воскресение мертвых; Скорби.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
251.50 кб

Евангельский текст в альбоме «Второе пришествие» христианской рок-группы «Трубный зов»

Афанасьев Антон Сергеевич
Данная статья посвящена рассмотрению христианской проблематики в русской рок-поэзии. В качестве материала исследования выбрана рок-опера «Второе пришествие» баптистской группы «Трубный зов».