Вселенский Собор

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Вселенский Собор
собрание представителей всей Церкви для решения вероучительных и канонических вопросов. Православные считают, что основной отличительной чертой вселенского собора от поместного является созыв собора императором, который потом подтверждает решения вселенского собора, и они становятся законам Римской (Византийской) империи. У католиков вселенским собором считается собор, решения которого потом подтверждены Папой Римским. Практически все христиане признают решения Апостольского Собора 50 г. о необязательности соблюдения закона Моисея. Собор проходил в Иерусалиме (Деян. 15 гл.).

Источник: Философия политики: глоссарий

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ
Все спорные вопросы, возникающие со временем в церковной жизни, в христианстве принято решать достижением единого мнения всех верующих (соборно). С этой целью апостольской Церковью созываются специальные соборы. Первый церковный собор решал вопрос о принятии в христианство язычников (неевреев). Затем созывались соборы по выявлению различных ересей. Регулярный созыв соборов епископов с самых ранних веков христианства превратился в правило.
На собор созывались все епископы. Однако не всегда они имели возможность собраться полным составом. По этим, а также по другим поводам, далеко не все общие соборы бывали утверждены и признаны всей Церковью нераздельно, то есть приняты как часть Священного Предания.
Затем в 1054 г. в христианстве произошла схизма (от греч. schisma – раскол) – разделение церквей. В результате схизмы единая Вселенская Церковь в результате возникших разногласий разделилась на католическую и православную (кафолическую).
Таким образом, только семь соборов, состоявшихся еще до схизмы, были признаны и приняты всей Церковью Христовой и называются Вселенскими.
I. I Никейский – 325 г. – Сформулировал первую часть Символа Веры, дав определение божественности Сына Божьего.
II. I Константинопольский – 381 г. – Сформулировал вторую часть Символа Веры, дав определение божественности Святого Духа.
III. Эфесский – 431 г. – Дал определение Иисуса Христа как воплощенного Слова Божьего и Марии как Божьей Матери.
IV. Халкидонский – 451 г. – Дал определение Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном Лице.
V. II Константинопольский – 553 г. – Еще раз подтвердил учение о Святой Троице и об Иисусе Христе.
VI. III Константинопольский – 680 г. – Подтвердил, что Иисус Христос – истинный человек, через признание Его человеческой воли и действий.
VII. II Никейский – 787 г. – Провозгласил икону как истинное выражение христианской веры.
После схизмы для решения вопросов, связанных с текущей церковной деятельностью проводятся Поместные соборы – сбор епископов Поместных Церквей или отдельной митрополии. Иногда такие соборы проводятся с участием представителей низших чинов духовенства и мирян.

Источник: Православие. Основные понятия.

Вселенские соборы
(Ecumenical Councils). Проведение соборов было обусловлено отношениями христианской Церкви с Римской империей в IV в. Вначале созываемые императорами с тем, чтобы добиться церковного единства, первые соборы были представительными органами всей Церкви. Позже каионическое право Католической церкви предписывало право созывать соборы папе, а на самих соборах, соответственно, были представлены епархии Католической церкви (хотя решения, крые принимались на соборе, должны были утверждаться папой). Изза последовавших изменений в политике и характере представительства на соборах среди христиан возникли разногласия по поводу того, какие соборы считать "вселенскими". Католическая церковь насчитывает двадцать один вселенский собор, Коптская, Сирийская и Армянская церкви относят к вселенским только три первых собора из этого списка. Большинство протестантских церквей и Православная церковь считают вселенскими первые семь соборов. С точки зрения католиков, вселенский собор представляет собой всю Церковь, в то время как поместный собор  часть Церкви.
Первые восемь соборов созывались императорами; в них участвовали и воеточные, и западные епископы. Это Никейский (325), Первый Константинопольский (381), Эфесский (431), Халкидонский (451), Второй Константинопольский (553), Третий Константинопольский (68081), Второй Никейский (787) и Четвертый Константинопольский (86970) соборы.
Стремясь к власти и добившись ее на Первом Латеранском соборе (1123), папство продолжало ту же политику на Втором Латеранском (1139), Третьем Латеранском (1179), Четвертом Латеранском (1215), Первом Лионском (1245), Втором Лионском (1274) и Вьенском (131112) соборах. К периоду объединительного движения, когда папство находилось в упадке, относятся Констанцский (141418) и Базельский (созван в 1431, перенесен в Феррару в 1438 и Флоренцию в 1439) соборы. В XVI в., когда Римской церкви пришлось ответить на вызов времени, были созваны Пятый Латеранский (151217) и Тридентский( 154563) соборы. В Новое время папство созывало два собора (с разрывом почти в столетие)  Первый Ватиканский (186970) и Второй Ватиканский (196265).
D.A. Rausch (пер. Ю.Т.) См. также: Соборы, церковные.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Вселенские соборы
съезды высшего христ. духовенства, а после разделения церквей — съезды католич. духовенства. Созываются нерегулярно. Первый В. с. состоялся в 325 г. До конца 9 в. было 8 В. с. Попытки сторонников соборного движения, возникшего в конце 14 в., превратить В. с. в верховный орган католич. церкви успеха не имели. В. с. и впредь созывались только по инициативе римского папы и нерегулярно. Так, XIX В. с. закончил свою работу в 1563 г., а XX В. с. состоялся в 1869 – 1870 гг., т. е. через 306 лет; XXI В. с. проходил, с 1962 по 1965 г. Первые 7 В. с. состоялись еще до разделения церквей и признаются православной церковью. Они созывались императорами (сначала — римскими, а позже — византийскими) и часто проходили под их председательством. Постановления В. с. становились законом благодаря решению императоров. На соборах обсуждались богословские, политические и др. вопросы. Постановления этих В. с. были направлены на укрепление христ. церкви, разработку догматики, борьбу с ересями. В. с. после разделения церквей созываются римскими папами для одобрения их решений. Большое место в деятельности В. с. занимали политические вопросы и решения, направленные на преследования различных еретических движений — вальденсов, беггардеров, гуситов.
Два последних В. с. католич. церкви, проходивших в резиденции римского папы, называют Ватиканскими. I Ватиканский собор заседал с 8/XII-1869 г. по 20/X-1870 г. Центральным вопросом было провозглашение догмата о непогрешимости папы. Новый догмат встретил оппозицию в церк. кругах, однако под давлением самого папы и курии декрет о непогрешимости папы был утвержден. Введение догмата о непогрешимости папы привело к расколу в католицизме и образованию самостоятельной старокатолической церкви. Вспыхнувшая франко-прусская война (1870 – 1871 гг.) и разгром войск Наполеона III лишили Ватикан надежной опоры. В результате национально-освободительного движения итальянского народа папская область и Рим были присоединены к итальянскому гос-ву, а папа лишен светской власти. 20/X-1870 г. Пий IX отложил собор до «лучших времен». II Ватиканский собор (11/X-1962 г. – 8/XII-1965 г.) был созван папой Иоанном XXIII в период острейшего кризиса католич. церкви, вызванного значительными социальными сдвигами нашей эпохи. Поэтому на собор возлагалась задача наметить пути выхода из кризиса, помочь церкви приспособиться к изменившимся условиям посредством обновления всего религ. комплекса и гл. обр. ее социальной доктрины. Собор утвердил 16 различных документов («схем»), в т. ч. четыре «конституции»: о церкви, источниках откровения, литургии, церкви в современном мире; девять «декретов»: о пасторских обязанностях епископов, священнослужении и жизни духовенства, подготовке священников, обновлении монашеской жизни, апостолате мирян, миссионерской деятельности церкви, восточных католич. церквах, экуменизме, средствах социального общения; три «декларации»: о христ. воспитании, отношении церкви к нехрист. религиям, религ. свободе. Рассмотрение и принятие этих документов протекало в ожесточенной борьбе двух группировок: «традиционалистов» — сторонников консервативного курса и «прогрессистов», поддерживающих движение за обновление римско-католической церкви.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ
собрания высш. духовенства, на к-рые делегируются представители христ. помести, церквей в соответствии с установленной процедурой. На В. с. разрабатывалась и утверждалась система вероучения и культа, формировались канонич. нормы и богослуж. правила, оценивались различные богосл. концепции, определялись способы борьбы с ересями. Христ. церкви стали проводить В. с. по инициативе визант, императоров, нередко председательствовавших на них и придававших их решениям статус гос. законов. 1 В. с. - Никейский (325) - принял в первой редакции символ веры, осудил арианство как «безбожную ересь», определил время празднования пасхи, выработал 20 канонов, в т. ч. о преимуществах александрийского, римского, антиохийского и иерусалимского митрополитов. II В. с. - Константинопольский (381) - был собран для уточнения Никейского символа веры и борьбы с ересями ариан, евномиан, фотиниан, савеллиан, макеллиан и др. И В, с. выработал формулу троичности бога, канонизировал символ веры, а также утвердил правила, одним из к-рых константинопольскому патриарху вслед за римским предоставлялись преимущества перед всеми др. епископами. Главой константинопольской церкви был утвержден Григорий Богослов. 3 В. с. - Эфесский (431) - проходил в обстановке ожесточенной борьбы церквей за первенство. Собор осудил несторианство и признал деву Марию богородицей. В 449 был созван в Эфесе новый собор, названный затем «разбойничьим», на к-ром александрийский патриарх Диоскор принудил церкви признать монофизитство. 4 В. с. - Халкидонский (451) - осудил монофизитство александр. богосл. школы и антих. несторианство; признал первенств, роль в христ-ве константинопольского патриарха. Была утверждена формула об Иисусе Христе как истинном боге н истинном человеке, единосущном богу-отцу и представляющем два естества, но одну ипостась, Монофизиты отказались признать эту формулу и выделились в самостоят. церковь. V В. с. - II Константинопольский (553) - был созван для одобрения эдикта императора Юстиниана I, осудившего «трех глав», т. е. 3 богословов - Феодора Мопсуэстского, Феодорита Киррского и Ива Эдесского, не считавших Христа богочеловеком, а Марию - богоматерью, не признававших решений Халкидонского собора и поддерживавших несторианство. Было также осуждено как ересь учение Оригена. VI В. с. - III Константинопольский(680 - 681) - осудил как ересь монофизитство, восстановил мир с папством, нарушенный в сер. 7 в, арестом и ссылкой папы Мартина по приказу визант. императора. В 692 в Константинополе был созван собор, получивший название Пятошестого, т. к. его решения дополняли решения V и VI В. с. VII В. с. - II Никейский (787) - осудил иконоборчество и утвердил определение о почитании икон и креста. В 869 - 870 состоялся IV Константинопольский собор, выявивший острые противоречия между зал.-христ. и вост.-христ. церквами. Его решения, направленные против церк. политики константинопольского патриарха Фотия, были отменены V Константинопольским собором 879 - 880. Православие и католицизм, оформившиеся в 11 в., оценивают IV Константинопольский собор по-разному: католицизм признает его VIII В. с., а православие не признает. После разделения церквей общехрист. соборы не проводились, хотя католич, церковь называет вселенскими созываемые ею соборы.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ
собрания высш. духовенства, на к-рые делегируются представители христ. помести, церквей в соответствии с установленной процедурой. На В. с. разрабатывалась и утверждалась система вероучения и культа, формировались канонич. нормы и богослуж. правила, оценивались различные богосл. концепции, определялись способы борьбы с ересями. Христ. церкви стали проводить В. с. по инициативе визант. императоров, нередко председательствовавших на них и придававших их решениям статус гос. законов. I В. с. - Никейский (325) - принял в первой редакции «символ веры», осудил арианство как «безбожную ересь», определил время празднования пасхи, выработал 20 канонов, в т. ч. о преимуществах Александрийского, Римского, Антио-хийского и Иерусалимского митрополитов. II В. С. - Константинопольский (381) - был собран для уточнения Никейского «символа веры» и борьбы с ересями ариан, евномиан, фотиниан, савел-лиан, маркеллиан и др. II В. с. выработал формулу троичности бога, канонизировал «символ веры», а также утвердил правила, одним из к-рых Константинопольскому патриарху вслед за Римским предоставлялись преимущества перед всеми др. епископами. Главой Константинопольской церкви был утвержден Григорий Богослов. III В. с. - Эфесский (431) - проходил в обстановке ожесточенной борьбы церквей за первенство. Собор осудил несторианство и признал деву Марию богородицей. В 449 был созван в Эфесе новый собор, названный затем «разбойничьим», на к-ром Александрийский патриарх Диоскор принудил церкви признать монофизитство. IV В. с. - Халкидонский (451) — осудил монофизит-ство александр. богосл. школы и антиох. несторианство; признал первенств, роль в христианстве Константинопольского патриарха. .Была утверждена формула об Иисусе Христе как истинном боге и истинном человеке, единосущном богу-отцу и представляющем два естества, но одну ипостась. Монофизиты отказались признать эту формулу и выделились в самостоят. церковь. V В. с. – II. Константинопольский (553) - был созван для одобрения эдикта императора Юстиниана I, осудившего «трех глав», т.е. 3 богословов — Феодора Мопсуэстского, Феодорита Киррского и Ива Эдес-ского, не считавших Христа богочеловеком, а Марию - богоматерью, не признававших решений Халкидонского собора и поддерживавших несторианство. Было также осуждено как ересь учение Оригена. VI В. с. - III Константинопольский (680—681) - осудил как ересь монофизитство, восстановил мир с папством, нарушенный в сер. 7 в. арестом и ссылкой папы Мартина по приказу визант. императора. В 692 в Константинополе был созван собор, получивший название Пятошесто-го, т. к. его решения дополняли решения V и VI В. с. VII В. с. -II Никейский (787) - осудил иконоборчество и утвердил определение о почитании икон и креста. В 869-870 состоялся IV Константинопольский собор, выявивший острые противоречия между зап.-христ. и вост.-христ. церквами. Его решения, направленные против церк. политики константинопольского патриарха Фотия, были отменены V Константинопольским собором 879-880. Православие и католицизм, оформившиеся в 11 в., оценивают IV Константинопольский собор по-разному: католицизм признает его VIII В. с., а православие не признает. После разделения церквей общехрист. соборы не проводились, хотя ка-толич. церковь называет вселенскими созываемые ею соборы. В 12 в. состоялись 3 собора (I, II, III Латеранские - 1123, 1139, 1179), занимавшиеся внутрицерк. вопросами, отношениями церкви со светскими властями, борьбой с ересями. В 13 в. было также 3 собора: IV Латеранский - 1215, I Лионский - 1245, II Лионский - 1274. IV Латеранский собор утвердил ок. 70 предложений папы, в т. ч. решение о преследовании ересей катаров, вальденсов, амаль-рикан. XV В. с. - Вьеннский (1311-1312) — известен суровыми решениями о преследовании вальденсов, спиритуалов, беггарское и др. еретиков. XVI В. с. -Констаяцский собор, открывшийся в 1414, - принял декреты о реформе церкви, согласно к-рым В. с. превращались в постоянный институт, контролирующий действия папской власти, были установлены порядок и сроки созыва В. с. Собор известен также расправой над Я. Гусом и Иеро-нимом Пражским. XVII В. с. действовал, меняя местропребывание, с 1431 по 1449. Его принято называть Базельско-Флорентииским. Собор содействовал окончательному разгрому гуситов в Чехии, тогда же была заключена Флорентийская уния католич. и пра-восл. церквей, отвергнутая православием. XVIII В. с. - V Латеранский - состоялся в 1512-1517. XIX В. с. - Тридентский (1545-1563) - проходил в обстановке значит, успехов Реформации и был направлен на укрепление позиций католицизма. Собор утвердил догматы о первород. грехе, о чистилище, о приоритете папской власти перед авторитетом В. с. В решениях собора были перечислены и преданы анафеме гл. положения протестантизма, составлено т. н. Тридентское исповедание веры - текст церк. присяги. XX В. с. - I Ватиканский (1869-1870) - провозгласил догмат о непогрешимости папы. XXI В. с. - II Ватиканский (1962-1965) - принял решение о реформе литургии, об экуменизме, о миссионерстве, повышении роли епископата, реформе курии римск. я о задачах церкви в совр. мире.

Источник: Атеистический словарь

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ
съезды высшего христ. духовенства, на к-рых представлены все (или основные) поместные церкви. После учреждения патриаршеств для созыва В. с. признавалось необходимым присутствие на них всех патриархов или их представителей с грамотами, излагающими мнение патриархов по обсуждаемым на соборе вопросам. Право участия с решающим голосом на В. с. имели епископы или, в случае их отсутствия, их представители (легаты). С совещат. голосом допускалась на соборы нек-рая часть священников и дьяконов. На первых В. с. огромную роль играли римские (позднее визант.) императоры, к-рые созывали соборы и под председательством к-рых проходила часть заседаний. Обсуждались на В. с. богосл.-догматич., церк.-полит. и дисциплинарные вопросы; большое место в деятельности В. с. занимала борьба против «ересей». Постановления В. с. (каноны, правила) путем спец. императорского решения приобретали силу законов. Правосл. церкви признают 7 В. с, происходивших до разделения церквей. Осн. назначением этих соборов были консолидация и усиление христ. церкви как господств. церкви Римской, затем и Византийской империй и прилегающих к ним гос-в, приспособление деятельности церкви к интересам господствующего класса, выработка соответствующего этой задаче вероучения (догматики).
I В. с. - Никейский, созванный в 325 в Никее (М. Азия) и возглавлявшийся «языч.» имп. Константином, - осудил как ересь арианство и принял в первой редакции «символ веры», обязательный для всех христиан. Никейский собор явился завершением раннего периода развития христианства.
II В. с—I Константинопольский (381) - продолжал борьбу с арианством (ересь Македония), канонизировал учение о троице и дополнил символ веры. Третьим капоном этого собора за константиноп. патриархом было закреплено второе место в церк. иерархии после римского патриарха, что знаменовало победу константиноп. клира над александрийским.
III В. с—Эфесский (431) - осудил несторианство и установил учение о богородице. В 449 был созван новый собор в Эфесе, и александрийский патриарх Диоскор добился на нем признания правоверным монофизитства. Визант. имп. Феодосии II утвердил решения этого собора как вселенского. Однако после поражения монофизитов на следующем (Халкидо иском) В. с. (451) решения Эфесского собора 449 были осуждены, а сам он получил название Разбойничьего; т. о., IV вселенским собором считается не он, а Халкидонский. После собора 451 произошло разделение христианства на халкидонитов и монофизитов.
V В. с - II Константинопольский (553) - был созван имп. Юстинианом I в связи с т. н. делом «о трех главах». Юстиниан, стремясь к установлению церк. единства, делал, вопреки настояниям римской церкви, уступки монофизитам. Так, он своим указом осудил «три главы» - трех церк. писателей
V в. (Фоодора Мопсуэстского, Феодорита Киррского и Ива Эдесского), к-рых монофизиты обвиняли в несторианстве. Несмотря на противодействие римского папы Вигилия, Юстиниан добился осуждения «трех глав» и на соборе 553. До конца VI в. зап. церковь отказывалась принять решения этого собора.
VI В. с - III Константинопольский (680—681) - осудил монофелитство и восстановил мир с римским папой, нарушенный в сер. VII в. арестом и ссылкой папы Мартина по приказу визант. императора. В 692 был созван собор в Константинополе, известный под названием Пято-шестого, т. к. его решения дополняли каноны V и VI В. с. Он называется также Трулльским, т. к. его заседания проходили в дворц. покоях, именуемых Труллем.
VII В. с. был созван для осуждения иконоборчества. Первые его заседания происходили в 786 в Константинополе, но из-за иконоборч. настроений столичных войск решение о восстановлении ранее ликвидированного культа икон не было принято. В связи с этим в 787 собор был перенесен в Никею, где и было обеспечено принятие решений об иконопочитании. Собор получил название II Никейского. Состоявшийся в 869—870 IV Константинопольский собор обнаружил острые противоречия между зап.-христ. (римской) и вост.христ. (византийской) церквами. Его решения во многом были направлены против церк. политики константиноп. патриарха Фотия и были отменены следующим, V Константинопольским, собором 879—880. Оформившиеся впоследствии православие и католицизм поэтому различно оценивают IV Константиноп. собор: католицизм признает его VIII вселенским, православие—нет.
Последующие В. с. созывались уже папами после «разделения церквей» и являются католическими. В XII в. состоялись три собора (I, II, III Латеранскио - 1123, 1139, 1179), занимавшиеся церк. устройством католицизма, определением отношений церкви со светскими властями в условиях развития феодализма, а также борьбой с ересями. В XIII в. было также три В. с: IV Латеранскии - 1215, I Лионский - 1245 и II Лионский - 1274. С этого времени, помимо представителей церк. иерархии, во В. с. принимают участив и светские государи или их послы. Но решения соборов формулировались все же как решения папы «при одобрении собора»: этим папство подымало свой авторитет в борьбе за подчинение епископов и превосходство над светскими властями. Став специфич. интернац. центром зап.-европ. феод. системы, католич. церковь на своих В. с, особенно в XII - XIV вв., решала и светские, по своему значению нередко междунар.-гос. вопросы. Во мн. случаях эти решения имели для своего времени характер междунар.-правовых норм.
Таковы постановления соборов XII—XIII вв. о «божьем перемирии» и «божьем мире», о льготах крестоносцам и др. IV Латеранскии собор, наиболее крупный из всех соборов средневековья, утвердил до 70 постановлений, предложенных папой, в т. ч. решения о беспощадном преследовании «еретиков» - катаров, вальденсов, амальрикан.
XV В. с, созванный первым авиньонским папой Климентом V во франц. г. Вьенне (1311—1312), свидетельствовал о начавшемся падении престижа папской власти и росте королевского авторитета в связи с образованием и развитием нац. гос-в. Вьеннский собор известен также суровыми решениями о преследовании вальденсов, спириту ало в, беггардов и др. еретиков. В течение ста лет В. с. не созывались, т. к. «авиньонское пленение пап» и связанный с ним «великий раскол» очень сильно подорвали значение и влияние папства. В этот период, с конца XIV в., развернулось т. п. «соборное движение», представители к-рого, желая покончить с папским абсолютизмом, настаивали на необходимости реформы церкви с приданием нового значения В. с. в качестве регулярно и независимо от папы созываемого верховного органа всей католич. церкви. Движение было обусловлено стремлением нац. церквей добиться большей самостоятельности, оно отражало усилившееся разложение всей феод. системы и укрепление нац. гос-в. Под знаком идей «соборного движения» проходили В. с. XV в., к-рые заседали на протяжении почти всей первой половины столетия. В 1414 был созван Констанцский собор, низложивший сначала (1415) двух из трех существовавших в то время пап, а несколько позднее (1417) и третьего, после чего был избран новый папа Мартин V. Собор принял 5 декретов о реформе церкви, согласно к-рым В. с. превращались в постоянный ин-т, контролирующий действия папской власти и стоящий над ней. Устанавливались твердый порядок и сроки созыва В. с. Констанцский собор опозорил себя расправой над Яном Гусом и Иеронимом Пражским. В предусмотренный срок открылся XVII В. с, действовавший, меняя местопребывание, 18 л. (1431—1449): в Базеле до 1437, в Ферраре до 1439, во Флоренции до 1442, в Риме до 1443 и Лозанне до 1449. Условно он называется Базельским или Базельско-Флорентийским. Собор способствовал разгрому гуситского движения в Чехии, войдя в соглашение с дворянами-«чашниками» (см. Гуситы). Тогда же была заключена Флорентийская уния католич. и правосл. церквей, отвергнутая, однако, православием. В 1511 сторонники «соборного движения» при содействии короля Франции Людовика XII, ведшего войну с папой, попытались созвать В. с. в Пизе, затем в Милане, но понесли поражение, не добившись успеха. В противовес их попыткам папа Юлий II созвал в Риме V Латеранский собор (XVIII вселенский, 1512—1517), не имевший, однако, большого значения. Следующим, XIX, В. с. был Тридентский (1545—1563), собравшийся в обстановке значит. успехов реформации и имевший целью укрепить позиции католицизма. В борьбе между сторонниками «соборного движения» и ультрамонтанами, гл. об. иезуитами, настаивавшими на непримиримой борьбе с реформацией и усилении папизма, одержали верх последние. Собор догматизировал ср.-век. учения о первородном грехе и его наследственности (см. Грехопадение), о чистилище, приоритете папской власти перед авторитетом В. с. и т. п. В его решениях были кратко перечислены и преданы анафеме гл. положения протестантизма. Были расширены права епископов по надзору за духовенством и составлено «Тридентское исповедание веры» - текст церк. присяги, обязательной для каждого духовного лица. В целом Тридентский собор укрепил католич. церковь и папство в роли идейно-полит. орудия наиболее реакц. сил. На основе решений собора широко развернулась контрреформация, ознаменовавшаяся серией религ. войн в Зап. Европе и особой активностью иезуитов.
Вновь католич. церковь обратилась ко В. с. лишь через три столетия, в условиях резко обострившихся классовых противоречий капитализма, когда на истор. арену вышел пролетариат и стало распространяться рев. учение К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1869—1870 в Риме папой Пием IX был созван I Ватиканский В. с, к-рому предшествовало опубликование «Силлабуса» (1864). отвергая все прогрессивные идейно-полит., культурные, филос. и научные идеи и течения нового времени, прежде всего коммунизм, социализм и демократию, католич. церковь и папство провели Ватиканский собор, поставив его гл. задачей провозглашение догмата о непогрешимости папы. Однако уже через 2 мес. после утверждения этого догмата в ходе борьбы за объединение Италии была упразднена светская власть папы (в Папской области).
Еще через месяц папа объявил о прекращении деятельности собора «до лучших времен». Спустя 90 лет, папой Иоанном XXIII созван последний В. с - II Ватиканский собор (открыт 11 окт. 1962). Глубокое развитие общего кризиса капиталистич. системы, крах колониализма и освобождение народов от империалистич. гнета, победа социализма на трети земного шара и переход к развернутому строительству коммунизма в СССР, широкое распространение идей коммунизма и растущий отход масс от религии во всем мире, а также торжество научно-материалистич. и атеистич. мировоззрения в странах социалистич. лагеря - все это ставит перед совр. церковью острые проблемы и, прежде всего, задачу приспособления к новым условиям в мире в целях сохранения позиций церкви. Решением этой задачи фактически и занят II Ватиканский собор. Однако среди участников собора (как на его первой, так и на второй сессии, проходившей в 1943 году под руководством нового папы Павла VI) обнаружились опред. противоречия в подходе к данной задаче. Явно реакционной части иерархов в самом католич. лагере противостоят массы верующих и часть духовенства, отвергающие использование религии и церкви в интересах империалистич. реакции и выступающие за мир, демократию и свободу народов.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
936.55 кб

Восьмой Вселенский собор: проблемы и пути решения

Кириченко Евгений Викторович
В статье анализируются понятие и смысл Вселенских соборов и проводится параллель с современной проблематикой православия. Особое внимание уделяется вопросам, которые будет решать новый собор 2016 г.
Читать PDF
1.73 мб

К истории арианского спора до первого вселенского собора

А. И. Бриллиантов
Читать PDF
2.05 мб

К истории арианского спора до первого вселенского собора

А. И. Бриллиантов
Читать PDF
148.90 кб

Богословские проблемы II Вселенского собора Константинопольского

Саввин Александр Викторович
Исследуется отношение христианской церкви к еретическим течениям IV-V вв.
Читать PDF
257.43 кб

История христианской церкви эпохи Вселенских соборов в русском летописании

Панова В. И.
Читать PDF
131.62 кб

Философия и теология в системе византийского мышления эпохи Вселенских Соборов

Давыденков Олег Викторович
В статье рассмотрены вопросы методологии исследования византийской философии эпохи Вселенских Соборов.
Читать PDF
845.20 кб

Церковное богословие в период от первого до второго Вселенского собора (325–381 гг. )

Сидоров Алексей Иванович
В работе рассматриваются основные богословские течения в период между Первым и Вторым Вселенскими Соборами.
Читать PDF
967.07 кб

Церковное богословие в период от первого до второго Вселенского собора (325–381 гг. )

Сидоров Алексей Иванович
В работе рассматриваются основные богословские течения в период между Первым и Вторым Вселенскими Соборами.
Читать PDF
323.82 кб

Святоотеческое видение проблемы достоинства человека в период Вселенских соборов (IV-VIII вв. )

Устян В. Г.
Доказывается положение о том, что святоотеческие догматические положения инициировали такие представления о достоинстве человека, которые оформили впоследствии аксиологические параметры европейской культуры, способствовали утвержд
Читать PDF
1.24 мб

Святоотеческое видение проблемы достоинства человека в период Вселенских соборов (IV-VIII вв. )

Устян В. Г.
Материалы данной статьи являются частью исследования, посвященного процессу возникновения европейских представлений о всеобщем, безусловном и неотъемлемом достоинстве человека.
Читать PDF
162.07 кб

«Необходимо созвать новый Вселенский собор, и в этом ближайшая и неотложная задача Церкви» докладная

Гончаров Владимир Александрович
Публикуемый документ из хранящегося в НИОР РГБ фонда Арсеньевых представляет собой исследование о причинах, мешающих соединению христианских Церквей и путях их устранения.
Читать PDF
128.40 кб

Отчет по научному проекту: подготовка к изданию Деяний Вселенских Соборов в русском переводе по нове

Пашков Дмитрий Вадимович
Кафедра истории церкви и канонического права ПСТГУ с июля 2004 г. работает над научным проектом, конечной целью которого должен стать подготовленный к изданию новый русский перевод актов Вселенских Соборов.
Читать PDF
70.54 кб

Поучения отцов церкви о Вселенских соборах в книгописной традиции восточнославянской гомилетики XV-X

Полонский Дмитрий Георгиевич
На материале восточнославянских рукописных сборников XV-XVII вв.
Читать PDF
314.14 кб

К вопросу об актуальности понятия «церковно-правовое поле» эпохи Вселенских соборов в анализе соврем

Саввин А. В.