ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ
представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (напр., математические и логические аксиомы, моральные ценности). В настоящее время имеется тенденция рассматривать врожденные идеи как наследственно приобретенные. См. также Анамнезис, Априори.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Врожденные идеи
понятия, положения и алгоритмы обработки информации, которые присущи человеку изначально и не зависят от жизненного опыта. Диалектическая философия относится к этому понятию негативно [1],[2], что не делает отрицание врожденных идей истиной и противоречит опыту человечества (см., например, [5]), практике, показывающей, что человек возник в результате длительной эволюции и является не "Богом созданным существом", а общественным животным. Отрицание же понятия врожденных идей требует признания сотворения человека Богом, что является одним из противоречий диамата.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ
гносеологическое учение идеалистического рационализма, признающее наличие знания, которые имеют врожденное происхождение, изначально не зависящее от опыта. Родоначальником его был Платон. По мнению одних философов, врожденные идеи даны от бога (Декарт), другие считали их склонностями или задатками ума, развитию которых способствует чувственный опыт (Лейбниц). Рационалистические теории признавали интеллектуальную интуицию (непосредственное знание): некоторые положения не изначально присущи нашему уму, а постигаются в умственном акте. Но, несмотря на различие указанных подходов, в них признается существование такого содержания знания, которое не зависит от опыта и предшествует ему.

Источник: Тематический философский словарь

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ
(angeborene Ideen) — представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (например, математические и логические аксиомы, моральные ценности). Врожденные идеи имеют большое значение в рационалистических и идеалистических системах, в эмпиризме и натурализме они или отрицаются или рассматриваются как приобретенные и унаследованные в ходе человеческой истории. Аристотелизм не знает врожденных идей в строгом смысле слова, допуская, впрочем, что всякому опыту предшествует некая заложенная в духе устремленность к познанию истины. См. также Анамнез; Априори. В недавнее время на теорию врожденных идей обратил внимание Хомский. По его мнению, должны существовать определенные врожденные структуры, в противном случае нельзя объяснить формирование сложных языковых феноменов.
К. -О. Apel/N. Chomsky. Sprachtheorie u. die Philos, der Gegenwart, in: M. Gerhardt (Hg.). Linguistik u. Sprachphilos., 1974; H. Brands. Unters, zur Lehre von den a.n. I.n, 1977.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ
идеи (понятия, суждения), к-рые даны мышлению человека изначально, не приобретены из опыта и не могут быть изменены на основе опытного знания. Это понятие употребляется в идеалистической философии. По мнению одних философов, В. и.— это уже готовые идеи и понятия, к-рыми человек может оперировать как истинными; по мнению других, это идеи, заложенные в мышлении лишь в качестве потенциальной способности или задатка. Идеалистическая философия считает В. и. самоочевидными, достоверными и неизменными. К В. и. относили математические аксиомы, некоторые исходные положения формальной логики и т. п. Концепция В. и., выдвинутая и обоснованная Декартом и Лейбницем, была направлена против сенсуализма, согласно к-рому человеческое сознание — это «чистая доска» (tabula rasa), где идеи возникают только на основе ощущений, т. е. благодаря опыту. Представление о В. и. является естественным следствием неспособности идеалистической философии показать реальный процесс возникновения идей, понятий, отрицания роли опытного знания в этом процессе.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ
понятия и положения, к-рые согласно представлениям идеализма присущи человеческому мышлению изначально и не зависят от опыта. К В. и. относили аксиомы математики "и логики, исходные философские принципы. Родоначальником учения о В. и. был Платон. По мнению одних философов, В. и. даны от бога (Декарт); др. считали их склонностями или задатками ума, развитию к-рых способствует чувственный опыт (Лейбниц). В рационалистических теориях интеллектуальной интуиции (Непосредственное знание) признавалось, что нек-рые положения не изначально присущи нашему уму, а постигаются в умственном акте усмотрения истин. Несмотря на различие указанных теорий, в них признается существование такого содержания знания, к-рое не зависит от опыта и предшествует ему. Кант отверг врожденность подобного знания и, тем не менее, не преодолел концепции В. и., создав учение об априорных формах чувственности и рассудка, с помощью к-рых упорядочивается содержание нашего опыта. Теории В. и. имели своей гносеологической основой неисторический, недиалектический подход к вопросу о происхождении общих понятий и принципов, о соотношении непосредственного и опосредствованного, чувственного и рационального элементов в познании, индивидуального и общественно-исторического опыта.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

- согласно Платону, истинное знание идеальных первообразов вещей нашего мира, хранящееся в глубинной памяти человека и не выводимое ни из какого опытного исследования; роль последнего в познании сводится лишь к инициированию процесса "припоминания" (анамнезиса) этих идей. Р.Декарт (XVII в.) считал врожденными идеи совершенно ясные и самоочевидные, выдерживающие любые сомнения и не нуждающиеся ни в каком опытном обосновании: таковы логические и математические идеи, а также идея Бога. На их основе Декарт строил здание истинного знания. Критики Декарта заявили, что сознание человека от рождения - "чистая доска", на которой лишь опыт пишет свои письмена, что, впрочем, вовсе и не бесспорно. Для современной философии этот спор потерял свое значение, речь теперь идет о принятии определенных идей и предпосылок, не требующих обоснования, но нужных для осмысления опыта в различных исследованиях реальности. Но для религиозной философии не потеряло своего значения убеждение Бонавентуры и др., что душа имеет врожденное знание Бога и даваемой им высшей мудрости. Современные христианские мыслители говорят нередко не столько о врожденных идеях, сколько о врожденных стремлениях человека к благу, совершенству, полноте жизни, а в конечном счете - к Богу.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Врожденные идеи
термин, означающий понятия, которые присущи мышлению изначально и получают свое развитие в процессе чувственного постижения. Родоначальником учения о врожденных идеях является древнегреческий философ Платон. По его мнению, в душе в форме эйдосов заранее содержится то, что становится для нее предметом чувственного опыта, поэтому познание есть «припоминание идей». В рационалистической философии XVII–XVIII веков (Р. Декарт, Г. Лейбниц) врожденными идеями стали считать очевидные понятия, к ним относили аксиомы математики, положения логики и т.п. Значение врожденных идей философы этого времени усматривали в том, что посредством их структурируется объективное знание. В сенсуалистической философии (Т. Гоббс, Дж. Локк) существование врожденных идей отрицалось, поскольку, по утверждению ее представителей, приобретение и структурирование знания идет в прямом соответствии только с чувственным опытом. В рационалистической философии способом постижения врожденных идей выступала интеллектуальная интуиция, так как их невозможно получить опытным путем или установить их конвенционально (они коррелятивны деятельности познающего субъекта). Таким образом, врожденные идеи – это то, что обнаруживает себя в познавательной деятельности, свидетельствуя об активности познающего разума.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Врожденные идеи
понятия и положения, к-рые, согласно представлениям идеалистической гносеологии, присущи человеческому мышлению изначально и не зависят от опыта. К В. и. относили аксиомы математики и логики, исходные философские принципы. По мнению одних философов, эти идеи прирождены нашему уму в готовом виде (Декарт); др. считали их склонностями или задатками ума, развитию к-рых способствует чувственный опыт (Лейбниц). В рационалистических теориях непосредственного знания (теориях интеллектуальной интуиции) признавалось, что некоторые положения не изначально прирождены нашему уму, а постигаются в умственном акте непосредственного усмотрения истин, без логических умозаключений и доказательств (Интуиция). Поэтому, несмотря на указанное различие теорий В. и. и теорий интеллектуальной интуиции, им обеим присущи элементы априоризма, т. е. знания, к-рое предшествует опыту и не зависит от него. Априоризм Канта отличается от теорий В. и. тем, что у него априорное знание относится не к содержанию отдельных понятий и принципов, а к таким всеобщим формам чувственности и рассудка, к-рые упорядочивают содержание нашего опыта. Теории В. и. имели своей причиной не только исходные посылки идеализма, но также неисторический, недиалектический подход к вопросу о происхождения общих понятий и принципов, к соотношению непосредственного и опосредствованного, чувственного и рационального элементов в познании, индивидуального и общественно-исторического опыта.

Источник: Философский словарь. 1963

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ
термин философской традиции, означающий понятия, которые присущи мышлению изначально и получают свое развитие в процессе чувственного постижения. Родоначальником учения о В.И. был Платон. По его мнению, в душе в форме эйдосов заранее содержится то, что становится для нее предметом чувственного опыта, поэтому познание есть "припоминание идей", т.е. обращение к В.И. Под В.И. Платон понимал общие понятия. В рационалистской философии 17-18 вв. (Декарт, Лейбниц) В.И. стали считать очевидные понятия, к ним относили аксиомы математики, положения логики и т.п. Значение В.И. усматривали в том, что посредством их структурируется объективное значение. В сенсуалистической философии (Гоббс, Локк) существование В.И. отрицалось, поскольку, по утверждению ее представителей, приобретение и структурирование знания идет в прямом соответствии единственно с чувственным опытом. Однако, по выражению Гегеля, в чувственности содержится все, что есть в мышлении, кроме самого мышления. Лейбниц называл В.И. такие принципы, которые нельзя получить из чувственного опыта, хотя эти принципы мы всякий раз находим в себе, приступая к чувственному познанию - чувства дают "повод" осознать эти принципы. По Лейбницу, врожденным является не актуальное, а потенциальное знание. В рационалистической философии способом постижения В.И. выступала интеллектуальная интуиция. В.И. не возможно получить опытным путем, или установить их конвенционально, так как они коррелятивны самой деятельности познающего субъекта. В.И. - это то, что обнаруживает себя в познающей деятельности, свидетельствуя об активности познающего разума.

Источник: История Философии: Энциклопедия

ВРОЖДЁННЫЕ ИДЕИ
понятие идеалистич. гносеологии, утверждающее независимость нек-рых принципов человеч. познания от опыта. Учение о В. и. – результат искаженного понимания происхождения общих понятий и принципов познания из исторически накапливающихся фактов человеч. опыта, практики. Родоначальником учения о В. и. является Платон. В понятии "анамнезиса" (воспоминания) он рассматривал человека, как обладающего с рождения истинными знаниями, к-рые в дальнейшей жизни лишь пробуждаются под воздействием внешних обстоятельств и т.о. осознаются ("Федон", 72Е и сл., "Менон", 80 А и др.). По Аристотелю, человеч. познание, к-рое в целом происходит из чувств, опыта, обладает высшими основоположениями (законы мышления, а также исходные положения всех наук, напр. аксиомы в геометрии) независимо от опыта ("Первая Аналитика", I 30, 46 а 17; "Вторая Аналитика", I 7, 75 а 39). В дальнейшем различные варианты учения о В. и. фигурируют в произведениях стоиков (Arnim, SVF, III, fr. 69), Цицерона (De nat. deor. II, 12; De leg. I, 8, 24; Tusc. disp. I, 24, § 57), Юстина (Justinus, Apol. II, 6, 8), Арнобия (Arnobius, Adv. gent. I, 33), Иоанна Скота Эриугены (Jon. Scotus, Div. nat. IV, 7f), Ибн-Сины, Фомы Аквинского (De ver. 11, 1), Марсилио Фичино (Theol. Plat. XI, 3). Систематич. развитие учение о В. и. получило в произведениях Декарта ("Метафизические размышления", III; "Начала философии", I, 39; переписка), к-рый подразделял их на врожденные понятия (напр., понятия бытия, длительности, протяженности, числа, фигуры, движения) и врожденные аксиомы, представляющие собой связь первых (напр., "из ничего не может произойти ничто", "мыслящий субъект не может не существовать, если он мыслит" и т.п.). Врожденность понятий и аксиом понимается Декартом как совокупность задатков, или потенций, проявляющихся и развивающихся в соответствующих условиях внешней среды. Учение Декарта о В. и. было развито основоположником англ. деизма Чербери, англ. платониками Кедвортом и Г. Мором, а также Мальбраншем. Локк в 1-й кн. "Опыта о человеческом разуме" (1690, рус. пер. 1898) с позиций эмпиризма и сенсуализма отрицал существование в душе В. и. Локк опирался в критике В. и. на то, что эти идеи не являются общепризнанными, что они неизвестны детям, что они познаются лишь в результате рассуждений, что некоторые из них так и остаются неизвестными многим людям, и т.п. доводы. В полемике против него Лейбниц в 1-й кн. "Новых опытов о человеческом разуме" (1765; рус. пер., М., 1936) развивал декартовское учение о В. и. Врожденность идей, по Лейбницу, означает существование в душе неосознанных представлений, потенциальных восприятий. Идеи истины врожденны человеку как склонности, предрасположения, естественные возможности. В противоположность Локку, утверждавшему, что ум новорожденного представляет собой "чистую доску" (tabula rasa), Лейбниц считал, что человеч. духу присущи врожденные понятия. Гипотеза о существовании В. и. лежала в основе учения Лейбница о "вечных истинах". Кант, отвергший учение о В. и., вместе с тем, по существу, продолжал его в теории об априорных формах чувственности, рассудка и разума (см. Априори). С решит. отрицанием В. и. выступали Кондильяк (в "Трактате о системах...", М., 1938), Гельвеций, Гольбах, Фейербах. Теорию В. и. подвергли критике рус. мыслители – Радищев (Полное собр. соч., т. 2, 1941, с. 92), Белинский (Полное собр. соч., т. 10, 1956, с. 145), Добролюбов (Полное собр. соч., т. 3, 1936, с. 104–106, 241) и др. Спенсер, решая проблему В. и., заявлял, что априорное для познающего индивида, для всего человеч. рода – апостериорно. Диалектич. материализм отвергает учение о В. и., потому что, как ни велика роль разума в их выработке, "иначе, как через ощущения мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 288). Лит.: Асмус В. Ф., Учение о непосредственном знании в истории философии нового времени, "Вопр. философии", 1955, No 5, 1957, No 6, 1959, No 11; Rоsе F. О., Die Lehre von den eingeborenen Ideen bei Descartes und Locke, Bern, 1901. В. Соколов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ
лат. ideae тпа1ае)--одно из самых важных и в то же время двусмысленных эпистемологических понятий европейской философии. Проблема врожденных идей, или, в общем виде, врожденного знания, играет едва ли не решающую роль в определении модели познавательной деятельности человека. Возникновение проблемы врожденного знания может быть связано с теорией идей Платона и критикой ее Аристотелем. Врожденными Платон считает такие концепты, которые попадают в душу не в результате чувственных воздействий, а вследствие ее соприкосновения с миром чистых сущностей. Это созерцание «умного» мира забыто душой, и поэтому осознание идей требует интенсивной интеллектуальной деятельности, ориентирами и помощниками в которой служат чувственные вещи и образы, похожие на припоминаемые идеи. К примеру, для осознания идеи равенства во всей ее чистоте надо упражняться с приблизительно равными вещами (точного равенства в мире нет и быть не может).
Учение Платона выделяет несколько важнейших аспектов общеевропейской парадигмы врожденного знания: 1) врожденные идеи не зависят от чувств и опыта, но тем не менее не лишены генезиса как такового, проникая в душу в результате содействия более высоких бытийных инстанций; 2) они выражают сущностный аспект конкретных вещей или сущего в целом и поэтому сами имеют характер общих представлений и принципов, касаясь по большей части не каких-то определенных свойств объектов, а их отношений друг к другу; 3) они присущи любому человеку, т. е. по сути принадлежат «человеческой природе»; 4) они не лежат на поверхности души, но должны быть извлечены из ее глубин и актуализированы; 5) вещи сообразуются с ними вследствие наличия у тех и других общей бытийной основы. Каждый из этих тезисов получал самые разнообразные толкования и интерпретации в ходе последующих более чем двухтысячелетних дискуссий. Так, философы поздней античности и средневековья уделяли особое внимание изучению путей божественного света, озаряющего наш ум и высвечивающего в нем врожденные истины (Плотин, Августин, Бонавентура). Тщательнейшему исследованию подвергался и вопрос о статусе идей и общих понятий в душе (Боэций, Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Оккам).
В метафизике Нового времени тема врожденного знания выдвинулась на первый план под влиянием философии Декарта. Принимая схему сотворения врожденных идей Богом (главной из этих идей является идея самого Бога) И их независимости от опыта и произвола нашей фантазии, Декарт в то же время решительно отошел от платоновской концепции знания как припоминания. Это было связано с его отрицанием существования бессознательных перцепций. Ведь в таком случае никаких тайников души нет и врожденные идеи просто неоткуда извлекать. Поскольку же невозможно утверждать, что все подобные идеи каждое мгновение осознаются всеми людьми, Декарт интерпретирует врожденные идеи как врожденные способности мыслить то или иное концептуальное содержание (они всегда актуальны, но, правда, им надо еще придать надлежащее направление). Кроме того, многие Декартовы «врожденные идеи» просто обозначают те же самые способности, напр. идея мышления, сознания и т. п. На примере идеи Бога Декарт также ставит проблему критериев врожденности той или иной идеи. В доказательстве врожденного статуса идеи Бога он опирается на тезис о том, что в действии (т. е. в самой этой идее) не может быть больше реальности, чем в причине. Соответственно чувственные вещи, равно как и сам человек, не могут вызвать это представление. В свете этого критерия на роль врожденных принципов более всего подходят необходимые и всеобщие истины разума, так как опыт заведомо не может дать всеобщности и необходимости.
Дальнейшее развитие проблематики врожденного знания по существу продолжало картезианскую линию (сближение врожденного с «внутренним» и ориентация на врожденные способности). Одним из ярких примеров такого рода является кантовская концепция априорных понятий и знания в целом. Кант утверждает, что априорные понятия чистого рассудка (имеющие вполне конкретное содержание, напр., категории причины, субстанции и т. п.) не врождены, но приобретены в результате инициированной опытом рефлексии над законами мышления, которые в свою очередь врождены (при этом Кант не связан с Декартовым отрицанием бессознательных перцепций и точкой схождения рассудочных принципов и явлений считает не Бога, а трансцендентальное единство апперцепции).
В новейшей философии идея врожденных способностей получает, как правило, физиологическую (врожденные идеи—биологически унаследованные механизмы функционирования нервной системы) или психологическую (отождествляющую врожденное знание с инстинктами и диспозициями души) интерпретацию. Популярностью пользуется также «компьютерная метафора»: врожденные идеи—аналоги информации, записанной в bios системной платы или на жестком диске компьютера. Широкую известность приобрели также попытки объяснить с помощью гипотезы врожденных концептуальных структур возможность языковой практики (Н. Хомский).
Критика теории врожденных идей была направлена на проблематизацию их статуса в душе. Так, Локк отрицал существование врожденных принципов, исходя из того, что ни один из них не мыслится всеми людьми в любой момент их жизни, что, по его мнению, должно было бы происходить, если бы они были присущи человеческой природе. В большинстве случаев такая критика не носила глобального характера (к примеру, тот же Локк признает существование врожденных способностей мышления). Наиболее радикальный контрпроект был предложен в 18 в. Кондильяком, задумавшим во всех деталях показать опытное происхождение не только идей, но и способностей мышления (так, внимание он объясняет как яркое ощущение, память — как сохраненное ощущение, суждение—как одновременное наличие двух ощущений и т. п.). Проблема врожденных идей теряет свою осмысленность, напр., у Лейбница: его замкнутым монадам врождены абсолютно все их перцепции. Следует особо отметить попытки истолковать вопрос о врожденном знании в качестве псевдопроблемы, возникающей в результате плохих дефиниций (Юм).
В. В. Васильев

Источник: Новая философская энциклопедия

Похожие термины:

  • ВРЕМЯ ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

    термин философской традиции, означающий понятия, которые присущи мышлению изначально и получают свое развитие в процессе чувственного постижения. Родоначальником учения о В.И. был Платон. По его