ВРИТТИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВРИТТИ
сс. Кружение. Водоворот. Поворот. Неспокойствие. Возбуждение, волнение низшего ума (читта). Мысли, которые Патанджали разделил на правильные (прамана), ошибочные (випарьяя), фантазии (викальпа), сны (нидра), воспоминания (смрити). В буддизме термин «вритти» употребляется как синоним термина «духкха», означающего неспокойствие, волнение, вспышки дхарм, загрязненность сознания аффектами (клеша), которые следует подавлять. Аниврита — спокойствие, отсутствие омраченности и дискурсивного мышления. Нивритти — прекращение активности, выход из круговорота перерождений, новых рождений в круге сансары. Правритти, наоборот, пребывание в мире, развитие. Термин выступает как синоним термина «бхашья» (комментарий) и др.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ВРИТТИ
санскр. vrtti—стиль или манера)—категория индийской эстетики. Впервые встречается в Натьяшастре («Наука театра», компендиум, сформировавшийся ко 2— 3 вв.), где характеризует основные способы сценического воплощения драмы. Выделялось четыре разновидности стиля — спиритуальный, или саттвати (sattvati) вритти, энергичный—арабхати (arabhati), изящный—кайшики (kaisiki) и вербальный — бхарати (bharati), каждый из которых подразделялся на более мелкие подвиды (Натьяшастра 22.25—61). Важным считался саттвати вритти, специфический стиль, предполагающий, что для вхождения в роль исполнитель должен аккумулировать свою внутреннюю духовную энергию, как бы перевоплощаясь при этом в изображаемого персонажа, что позволяло добиваться подлинности игры и проявлять имитируемые состояния как свои собственные. Арабхати вритти представлял собой жесткую, «мужскую» манеру игры, опиравшуюся на энергичные движения и жесты, уместные при представлении сценической битвы. Ему противопоставлялся кайшики вритги, или изысканный «женский» стиль, основывающийся на широкой гамме изящных танцевальных движений. И наконец, речевая выразительность драмы характеризовалась с помощью бхарати вритти. По всей видимости, категория стиля сформировалась на достаточно раннем этапе развития театра и затем не раз подвергалась переосмыслению. Хотя в Натьяшастре говорится о том, что все вритги должны присутствовать в любом драматургическом произведении, на самом деле лишь два из десяти канонических видов драмы, притом наиболее разработанные и поздние, основывались на четырех стилях. Остальные восемь, исполнявшиеся по преимуществу мужчинами, были лишены изящного, или «женского», стиля. При этом четыре наиболее древние разновидности драмы, относящиеся к периоду мистериальной сцены, не включали в себя и вербальный стиль, что косвенно свидетельствует о превалировании в них движения и жеста. Позднейших теоретиков, напротив, в первую очередь интересовал язык художественного Произведения, и они интерпретировали категорию вритти либо как поэтический стиль, принятый в том или ином районе Индии, либо как манеру, имитирующую городскую или деревенскую речь.

Источник: Новая философская энциклопедия