разновидность профессиональной этики, содержанием к-рой является определение и обоснование миссии врача, системы нравственных ценностей врачебной профессии, моральных качеств, необходимых ее представителям. Благодаря В.э. происходит передача от учителей к ученикам моральных принципов и норм, регулирующих врачебную практику, сохраняется традиция поддержания высоких этических стандартов этой профессии. В.э. — наиболее авторитетная историческая традиция профессиональной этики. Еще за 1500 лет до н.э. врачи в Др. Индии давали профессиональную клятву. Для европейской и для всей мировой медицины сохраняет непреходящее значение врачебная этика др.грсч. врача Гиппократа, в особенности его «Клятва» — наиболее известный этический кодекс врачебной профессии. Принципы В.э. Гиппократа: безусловное уважение к человеческой жизни; приоритет блага пациента, как минимум — непричинение ему вреда; конфиденциальность; осторожность при информировании пациента (вплоть до сокрытия от него правды), в особенности - при неблагоприятном прогнозе его заболевания; справедливость при назначении гонорара, а иногда и безвозмездное оказание медицинской помощи; уважение к своей профессии. История современной В.э. начинается после Второй мировой войны, но особенно бурное се развитие связано с формированием биоэтики. По окончании войны мировая общественность узнала о бесчеловечной нацистской медицине: преступных медико-биологических экспериментах; врачебной экспертизе трудоспособности узников концлагерей с последующим убийством нетрудоспособных; заражении здорового населения оккупированных территорий инфекционными болезнями; насильственной эвтаназии безнадежно больных и т.д.
В 1947 в приговоре Американского военного трибунала по «делу медиков» был сформулирован «Нюрнбергский кодекс» — этические правила проведения медико-биологических экспериментов на людях, содержащие основополагающее понятие современной медицинской этики — информированное согласие.
В том же году возникает Всемирная медицинская ассоциация (ВМА), объединившая наиболее представительные национальные врачебные ассоциации и сделавшая основной своей целью организацию откровенных дискуссий по проблемам медицинской этики.
В 1948 ВМА принимает Женевскую декларацию — современный аналог «Клятвы Гиппократа», а в 1949 — более развернутый Международный кодекс медицинской этики. Одной из причин возникновения биоэтики стало осмысление конфликта духа и буквы в некоторых пунктах этики Гиппократа, к-рый обнаружился в условиях все большего распространения правозащитной идеологии и высокотехничной медицины во втор, пол. 20 в. Напр., «Клятва Гиппократа» запрещает врачу производить искусственное прерывание беременности, а принятая ВМА Декларация о медицинском аборте (Осло, 1970, 1983) допускает, хотя и со многими оговорками, такое медицинское вмешательство.
В 60-80-е гг. ВМА принимает десятки других этиконормативных документов, отражающих своего рода этический консенсус всемирного врачебного сообщества по наиболее острым проблемам медицинской этики - Хельсинкскую декларацию, Биомедицинские исследования на человеке (1964, 1975, 1983, 1989), Сиднейскую декларацию относительно смерти (1968), Лиссабонскую декларацию о правах пациента (1981, 1995), Декларацию относительно независимости и профессиональной свободы врача (Мадрид, 1986), Декларацию об эвтаназии (Мадрид, 1987), Заявление о пособничестве врачей при самоубийстве (Марбелла, Испания, 1992) и др. Хотя в СССР была самая большая в мире профессиональная группа врачей (более 1,2 млн), последние не были организованы в национальную профессиональную ассоциацию и не входили в ВМА. Оторванность советских врачей от международного профессионального сообщества стала непосредственной причиной их серьезного отставания в плане осмысления современных проблем врачебной этики.
В 1971 Президиум Верховного Совета СССР утвердил «Присягу врача Советского Союза». Советский кодекс врачебной этики не только появился спустя почти четверть века после принятия ВМА Женевской декларации, но и не включил многие ее этические идеи (уважение к человеческой жизни с момента зачатия, сохранение врачебной тайны и после смерти пациента и т.д.). Этот же недостаток сохранился у действующего с 1992 (и опять принятого на государственном уровне) «Обещания врача России». Начало знакомства отечественных врачей с биоэтикой относится к рубежу 80-90-х гг.
В 1993 Российское общество психиатров принимает Кодекс профессиональной этики психиатра, составленный на основе этических документов ВМА и Всемирной психиатрической ассоциации (ВПА). Психиатрия в России пока единственная врачебная специальность, где принят собственный этический кодекс.
В нач. 90-х гг. в России формируются структуры профессионального самоуправления врачей - Ассоциация врачей России (АВР) и Российская медицинская ассоциация (РМА).
В 1995 АВР издает впервые на рус. яз. официальные документы ВМА по В.э. Лит.: Гиппократ. Избранные книги. М.: Сварог, 1994;; Кодекс профессиональной этики психиатра // Тихоненко В.А., Иванюшкин А.Я., Евтушенко В.Я., Покуленко Т.А. Этика практической психиатрии: Руководство для врачей. М.: РИО ГНЦСиСП, 1996. С. 229-237; Сборник официальных документов Ассоциации врачей России: врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы / Под ред. В.Н.Уранова. М.: Паимс, 1995. А.Я.Иванюшкин