ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭПОХИ КУЛЬТУРА

Найдено 1 определение
ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭПОХИ КУЛЬТУРА
(фр. Ренессанс) — один из выдающихся этапов в истории европейской цивилизации, охватывающий период с нач. ХIV до конца ХVI в. Термин «Возрождение» был введен Дж. Вазари (1511—1574), итальянским живописцем, архитектором, автором многотомного «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550, 1568). Эпоха В. знаменовала собой нарастание кризиса средневековья и постепенное и неуклонное распространение раннекапиталистических отношений. Переходный характер эпохи выразился в противоречивых и драматических социальных и духовных процессах, в глубоких изменениях в мировоззрении людей и практически во всех отраслях культуры. Для эпохи В. были характерны многочисленные народные выступления, в том числе Крестьянская война 1524—1525 гг. в Германии, буржуазная революция в Нидерландах (1572—1579) и религиозные войны во Франции. В то же время в области культуры В. проявило себя как «величайший прогрессивный переворот» (Ф. Энгельс), коренным образом повлиявший на многие сферы человеческой духовной и практической деятельности. В эпоху В. были сделаны великие географические открытия, изменившие представления о земных пространствах. К ним относятся открытие Колумбом Америки (1492) и Васко да Гама Индии (1498), кругосветное путешествие Магеллана (1519—1522) и нарастание колониальной экспансии в Новый Свет со стороны европейских стран (Испания, Португалия, Англия). В 1492 г. немецкий картограф М. Бехайм изготовил первый географический глобус. Таким образом, была утрачена вера в средневековую статичность и ясность очертаний мироздания и жизни, подверглись повсеместному сомнению ортодоксальные богословские доктрины о безусловном главенстве божественных начал и в результате произошло новое «открытие мира и человека». В основе духовной культуры В. — освобождение человеческого разума от догм, свободное искание истины и обращение к античному наследию, что привело к наступлению нового этапа в истории философии. Главной чертой и достижением философии В. стало пробуждение свободной мысли, и ее развитие пошло по нескольким направлениям. Это, во-первых, антропоцентризм — рассмотрение человека в его земном предназначении, во-вторых, неоплатонизм, связанный с освоением античной традиции и постановкой общих проблем познания и мышления, и, наконец, натурфилософия, занятая постижением законов мироустройства в противовес схоластике, т.е. средневековому книжному знанию. Громадное значение имело создание гелиоцентрической системы мира и философское ее обоснование в трудах великого польского астронома Н. Коперника (1473—1543), выдающегося итальянского философа Дж. Бруно (1548—1600), погибшего на костре инквизиции, и великого итальянского мыслителя, астронома, механика, родоначальника нового экспериментального естествознания Г. Галилея (1564—1642). В. стало эпохой титанических творческих усилий ее гениальных выдающихся деятелей, обладавших невиданными универсальностью и разносторонностью интересов и талантов. Наиболее полным воплощением этого ренессансного типа гения служит многогранная деятельность великого итальянца Леонардо да Винчи (1452—1519), одного из знаменитых мастеров и теоретиков живописи. Одновременно Леонардо проявил настойчивый интерес к непосредственному изучению природы и человека, выступив в качестве экспериментатора, механика и изобретателя в таких областях знания, как градостроительство, геология, медицина, анатомия, ботаника, астрономия, оптика, военное дело, музыка, скульптура. Своеобразие и сущность духовной культуры В. выявилось в наступлении нового необычайно плодотворного этапа гуманизма, ставшего философией, идеологией и мировоззрением эпохи. Для самих деятелей В. ренессансный гуманизм в самом широком смысле слова был синонимом новой культуры, в основе практически-жизненных целей которой лежала «идея окультуривания, возделывания души посредством изучения античных авторов, идея актуализации... возможностей, заложенных природой в индивиде» (Л.М. Баткин). Получил распространение так называемый «ученый гуманизм», сосредоточенный на занятиях античной латинской и греческой грамматикой, риторикой, поэзией, философией, научным комментированием христианских священных текстов. Гуманизм как философия, стиль мышления и новая культура развивался в противоречии со средневековой университетской и богословской традицией учености, что повлекло за собой появление различных кружков, сообществ типа знаменитой Платоновской академии во Флоренции (1459—1521) во главе с выдающимся представителем возрожденческого неоплатонизма М. Фичино (1433—1499). А.Ф. Лосев (1893—1988) в качестве важнейшей и специфической особенности ренессансного гуманизма выделял единство философствования и практической постановки различных проблем. С его точки зрения гуманизм есть «свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм», который проявил свой исторически-прогрессивный характер в общественнополитической, гражданской, педагогической, эстетической, бытовой и нравственной сферах, породив, в частности, такую обширную научную область, как классическая филология. Философия гуманизма стала основой для развития Реформации — широкого радикального религиозного движения против средневекового католицизма за обновление христианства в духе доверия к человеку и индивидуальной веры, достигаемой убеждением. Обоснованное вождями Реформации М. Лютером (1483—1546) в Германии и Ж. Кальвином (1509—1564) во Франции и Швейцарии это вероисповедание получило название протестантизма и стало важнейшей составной частью религиозной культуры Нового времени. Это позволило немецкому социологу М. Веберу (1864—1920) выдвинуть теорию о том, что протестантизм оказался основанием трудовой этики рационально-практического преобразования мира в эпоху капитализма. Расставаясь со средневековьем и зачастую резко критикуя его, гуманисты считали себя пребывающими на границе между старым и новым миром и были захвачены стремлением утвердить, сделать вполне очевидной идеальную модель будущего как в действительности, так и в искусстве. Поэтому для эпохи В. был характерен утопизм гуманистического мышления и создание произведений в жанре утопий, наиболее известными авторами которых стали английский гуманист Т. Мор (1478— 1535) и итальянский философ позднего В. Т. Кампанелла (1568—1639). Гуманизм В. с его идеями духовной общности создавал предпосылки для единства культуры и благотворно влиял на распространение учености и образованности. Благодаря изобретению печатного станка эпоха В. стала одним из революционных этапов в развитии книжной культуры. После открытия в Германии типографии (ок. 1450) И. Гутенберга книгопечатание распространилось практически по всей Европе: в Италии (1465), в Чехии (1469), в Англии (1476), во Франции (1480), в Сербии (1493). Завершающий этап книжной культуры В. был связан с появлением печатного издания Библии (1517—1519) основоположника восточнославянского книгопечатания Фр. Скорины (ок. 1490 — после 1541), а на Руси начало книгопечатания (1564) было связано с деятельностью Ивана Федорова. (ок. 1510—1583). Эпоха В. оказалась важным периодом распространения университетского образования в Восточной Европе: в Праге (1348), Кракове (1364), Братиславе (1465), Вильнюсе (1579). Гуманистическое мировоззрение эпохи В. было ориентировано на познание глубины внутренней жизни человека и многообразия внешнего мира в аспектах гармонии, красоты и добродетели, и таким образом гуманизм оказал всеобъемлющее влияние на художественную культуру. Поэтому А.Ф. Лосев предложил рассматривать гуманизм этого типа как «философско-мифологическое, поэтическое и лично-энтузиастическое свободомыслие», определявшее процессы художественного творчества, эстетические и нравственные идеалы деятелей искусства. Великий мастер итальянского Высокого В. Микеланджело (1475—1564) в одном из сонетов уподоблял свой молоток скульптора инструменту Бога Творца, создавшего из Хаоса прекрасную Гармонию реального мира. Возрожденческий гуманизм жил потребностью духовно-эстетического преобразования мира, и поэтому культура В. отличалась ярко выраженным преобладанием искусства и художественного творчества над другими формами деятельности. В Италии, на родине европейского В., с ХIV по ХVI в. сформировались такие знаменитые центры культуры, как Флоренция, Венеция, Рим, и произошел величайший расцвет художественной культуры в области литературы, живописи, скульптуры, архитектуры и музыки. Своеобразие и выдающиеся качества произведений итальянской литературы и живописи были обусловлены воплощением в них гуманистических идеалов. При этом необычайно глубокими стали преобразования в области живописи, как монументально-прикладной (мозаика, фреска), так и станковой (портрет, пейзаж): была разработана техника масляной живописи, решены проблемы линейной и воздушной перспективы, анатомии человеческого тела, светотени и колорита. На почве идеалов гуманизма произошли качественные изменения в скульптуре, которая обращается к воплощению образа идеальной ренессансной личности. Выдающимися созданиями итальянской архитектуры стали Флорентийский собор и собор св. Петра в Риме. На рубеже XVI—ХVII вв. в Италии возникает опера как совершенно новый вид светского музыкально-драматического искусства, ориентированный на свободное внерелигиозное раскрытие внутреннего мира человека. Для развития европейской политической культуры и формирования идеологии национальных государств большое значение имела деятельность Н. Макиавелли (1469—1527), в учении которого большое место занимала философия истории, государства, политики, морали и религии. В ХV—ХVI вв. на территории Нидерландов и Германии получило развитие так называемое Северное В., основные достижения которого были связаны с живописью (графика, портрет, пейзаж). Оно отличалось глубокими и сложными философскими обобщениями. В позднем В. на рубеже XVI—ХVII вв. достигла своего расцвета драматургия: в Англии — в выдающихся произведениях У. Шекспира (1564—1616), а в Испании создание национального театра и драмы было связано с творчеством М. де Сервантеса (1547—1616) и Лопе де Вега (1562— 1635). В современной теории культуры ставится вопрос о существовании так называемого Восточного В., и ак. Н.И. Конрад (1891—1970) считал, что развитие философии гуманизма позволяет говорить о китайском В. как в VII—VIII вв., так и в ХI— ХVI вв., отличавшихся преклонением перед древностью. Исходя из этого Конрад утверждал, что итальянское В. не «частный случай» в истории человечества, но «один из этапов истории древних народов, имевших в прошлом свою древность и свое средневековье». Наряду с этим в современной научной литературе обсуждается возможность применять термин В. к явлениям культуры ХI—ХV вв. в Иране, Армении, Грузии, а также по отношению к духовной жизни славянских народов и Руси в ХV—ХVI вв. В целом В. стало временем выдающихся творений художественной культуры и образцом мощи и величия человеческого духа. В эпоху В. были заложены основы развития европейской светской культуры Нового времени.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF

Л. КРУГЛОВА. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Э. Ж.
Читать PDF

В. П. Зубов и его подход к анализу культуры эпохи Возрождения

Авдеенков Андрей Николаевич
В статье рассматривается подход В.П. Зубова к философскому и культурологическому анализу эпохи Возрождения.
Читать PDF

Фамилистические тенденции в художественной культуре эпохи Возрождения

Яныкина А.Н.
В статье предпринята попытка исследования семейной проблематики в художественной культуре эпохи Возрождения.
Читать PDF

Польская историческая книга как феномен интеллектуальной культуры эпохи Возрождения

Карнаухов Дмитрий Владимирович
Рассматривается проблема эволюции польской исторической книги позднего Средневековья и эпохи Возрождения.
Читать PDF

Дискурсивно-нарративная процедура фиксации культурного конфликта в драме эпохи Возрождения

Нефёдова Л. К.
В статье рассматривается дискурсивно-нарративная форма фиксация культурного конфликта в жанре драмы эпохи Возрождения. В схеме конфликтного процесса раскрывается повествовательный нарративный аспект и аспект рассуждения, дискурса.
Читать PDF

Арнобий и споры о природе человека в европейской культуре отантичности до эпохи Возрождения

Солнцева В.Н.
Статья посвящена проблеме природы человека, рассматриваемой на примере сочинения латинского христианского апологета Арнобия.
Читать PDF

Специфика историко-культурного дискурса Германии эпохи Возрождения на примере анализа творчества Ган

Хребтова Наталья Вадимовна
На основе трех источников («Декамерон» Джованни Боккаччо, «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера и шванки нюрнбергского майстерзангера Ганса Сакса) сравниваются особенности отношения к богатству и видам трудовой деятельности в
Читать PDF

2013. 01. 004. Культура Возрождения. Историческая память в культуре эпохи Возрождения / отв. Ред. Бр

Любин В. П.