(Варtismal Regeneration).
В НЗ дважды устанавливается связь между водой, или омовением в воде, и возрождением. В Ин 3:5 говорится, что человеку надлежит быть рожденным от воды и Духа, чтобы войти в Царство Божье. А в Тит 3:5 сказано, что мы спасены "банею возрождения и обновления Святым Духом". Принимая во внимание эти отрывки, в крых говорится о взаимосвязи крещения и воскресения Иисуса Христа, а также тот факт, что крещение самое первое таинство, мы неизбежно придем к выводу о том, что между крещением и возрождением можно поставить знак равенства. Наиболее явным образом это проявляется в сочетании "возрождениекрещением".
Такое сочетание само по себе едва ли вызовет нарекания, коль скоро мы будем учитывать все вышесказанное. Новая жизнь христианина начинается во Христе, Который ради нас был рожден, претерпел крестные муки и воскрес. Соединение с Христом дело Св. Духа. Оставив в стороне обрядовую сторону таинства, мы утверждаем, что подлинное крещение спасительное деяние Христа и Св. Духа. Сам же обряд, в соединении со словом, удостоверяет это дело Господне и есть лишь средство, к-рое использует Св. Дух в Его воздействии на уверовавшего. Крещение не возрождение, и возрождение не крещение, за исключением этого глубочайшего смысла и указанного контекста.
К несчастью, средневековая теология в этом вопросе пошла по пути двойного разобщения, вопервых, отделяя возрождение уверовавшего от заместительного деяния Христова и, вовторых, отчуждая обряд от крещения в самом его полном и глубочайшем смысле. Нетрудно понять, что в таких обстоятельствах связь между крещением и возрождением стали понимать превратно. В результате "возрождением" начали считать сверхъестественное преображение уверовавшего, а в "крещении" видели назначенные самим Богом внешние средства совершения обряда, эффективность крого носила автоматический характер, коль скоро не существовало к.л. препятствий для его осуществления (напр., отсутствие у крещаемого искреннего желания быть с Христом). Исходное допущение, в соответствии с крым обряд крещения абсолютно необходим, утрата возрождением всякого истинного смысла, а также проблема грехов, совершенных уже после крещения, все это печальные следствия, проистекающие из неверной доктрины.
Деятели Реформации ясно видели опасность такого отношения к смыслу крещения. Но они не впали в соблазн и не стали трактовать крещение лишь как обряд, обладающий символическим характером и оказывающий определенное психологическое воздействие. Напротив, они попытались вернуться к его истинному библейскому пониманию, искаженному в результате схематических построений римскокатолических теологов. Безусловно, возвращение к изначальному смыслу крещения также чревато опасностями превратного истолкования, как продемонстрировала нашумевшая дискуссия. Поэтому такого сочетания, как "возрождение крещением", по возможности лучше избегать. И все же наилучшее средство против всякого искажения истинное и позитивноеучение.
G.W. BROM1LEY (пер. В. Р.) Библиография: G.W. Bromiley ,Baptism and the Anglican Reformers; J. B. Mozley, The Baptismal Controversy; J. C. S. Nias, Gorham and the Bishop of Exeter; A. Oepke, TDNT, I, 52946; K. Barth, Church Dogmatics iv/4. См. также: Крещение.