(Магу, Assumption of). Эта доктрина существовала и в Западной, и в Восточной церквях уже в Средние века. Булла Munificentissimus Deus, обнародованная папой Пием XII1 нояб. 1950 г., признает ее необходимой для спасения. В булле, в частности, говорится: "Непорочная Матерь Божья, Приснодева Мария, завершив свое земное существование, была телом и душой вознесена в небесную славу ".
Мы не находим ни библейских, ни апостольских или послеапостольских текстов, крые подтверждали бы данное учение. Правда, похожие мотивы есть в гностических апокрифах IV в. (таких, как "Успение Марии"). Григорий Турский (VI в.) в книге "О славе мучеников" цитирует легенду о вознесении Девы Марии. Эта история получает распространение на Востоке и на Западе в двух разных вариантах. Коптская версия рассказывает, как Христос явился Марии, предсказывая ее смерть и телесное вознесение на небеса. Греческая, латинская и сирийская версии повествуют о том, как Мария призвала к себе апостолов и они были чудесным образом перенесены к ней с мест своего служения, и о том, как после ее смерти Христос перенес ее тело на небо. Данная доктрина рассматривается в дедуктивной теологии примерное 800г. БенедиктXIV (ум. в 1758) предложил признать ее официально.
Церковь отмечает день смерти Марии начиная с V в. Уже в кон. VII в. Успение вошло в число праздников Воеточной церкви. С VIII в. Запад следует этому примеру. Папа Николай I эдиктом 863 г. ставит этот день на один уровень с Пасхой и Рождеством. Однако Кранмер не включил его в " Книгу общего богослужения ", и с тех пор его нет в англиканских служебниках.
Булла 1950 г. о вознесении Девы Марии основывается на декларации "Непорочное зачатие" (8 дек. 1854), где Мария провозглашена свободной от первородного греха. Оба текста исходят из представления о Марии как о Матери Божьей. Папа Пий XII считал, что ее достоинство требует особого отношения. Если Мария действительно "Благодатная" (Лк 1:28), то ее вознесение совершенно логично. Подобно Иисусу, она с самого начала не имела греха, не подверглась тлению, воскресла, была взята на небо, а тело ее было прославлено. Т.о., Мария коронована как Царица Небесная, став заступницей людей и посредницей между ними и Богом.
В Munificentissimus Deus рассуждение развивается по нескольким направлениям. Булла подчеркивает единство Марии с ее божественным Сыном (она " всегда разделяла Его долю"). Она была участницей Его воплощения, смерти и воекресения, а теперь она мать Церкви, Его Тела. Текст Откр 12:1 относят к Марии: она прообраз Церкви, ?. к. ее тело было заранее прославлено вознесением. Булла трижды называет Марию "новой Евой ", подчеркивая роль Христа как нового Адама и утверждая их единство.
И в наше время, в эпоху библейского возрождения, харизматического движения и либеральной теологии,учение о вознесении Девы Марии активно разрабатывается католическими теологами.
W.N. KERR(nep. А.Г.) Библиография: M.R.James, The Apocryphal NT: ?. L. Mascall and H.S. Box, eds., The Blessed Virgin Mary; NCE; L.J. Suenens, Mary the Mother of God.
См. также: Матерь Божья; Непорочное зачатие Богородицы; Мария, Пречистая Дева; Мариология.