ВОЗМОЖНОСТНОЕ

Найдено 1 определение
ВОЗМОЖНОСТНОЕ
(possibilistic). Категория модальности, характеризующая подход к предмету с точки зрения его возможностей. «Возможностный подход», «возможностное видение», «возможностное истолкование», «возможностное описание» – во всех этих примерах слово «возможностный» обозначает не уровень объектов («возможное»), а модальность их осмысления и описания.
Возможностный подход к истории, к культуре, к языку, к мирозданию в целом свойствен гуманитарным наукам. Еще А. Пушкин заметил: «Не говорите: иначе нельзя было быть. Коли было бы это правда, то историк был бы астроном и события жизни человечества были бы предсказаны в календарях, как и затмения солнечные» [135]. Вне круга возможностей событие лишено смысла. Смысл Марафонской битвы определяется только тем, что в ней могли бы победить не греки, как это реально произошло, а персы, и тогда весь ход истории мог бы оказаться другим: свободный гуманистический мир эллинов был бы вытеснен магической и теократической культурой персов. Приведя этот пример, Макс Вебер подчеркивает: «“Историческая наука”, если она действительно хочет быть таковой, всегда должна представлять себе различные возможности развития. В каждой строке любой исторической работы, даже в отборе архивного материала или грамот, предназначенных для публикации, всегда присутствуют “суждения о различных возможностях”, вернее, должны присутствовать, для того чтобы такая публикация обладала “познавательной ценностью”» [136].
Хотя принято говорить, что история не имеет сослагательного наклонения, только в сослагательном наклонении она обретает какой-то смысл. Реальность, исследуемая гуманитарными науками, состоит из смыслообразующих возможностей, которые раскрываются за каждым конкретным фактом. По словам М. Бахтина, «вряд ли можно говорить о необходимости в гуманитарных науках. Здесь научно можно только раскрыть возможности и реализацию одной из них» [137]. При этом самое существенное – именно различие между возможностью и ее реализацией, т. e. выход в сферу потенциального, через которое реальность и приобретает смысл.
Гуманитарное мышление – движение сквозь факты к скрытым в реальности возможностям, так что сам действительный мир в свете мышления представляется лишь одним из возможных. Мышление сразу охватывает несколько расходящихся мыслей, потому что возможность, которая существует лишь в единственном числе, неотличима от действительности. Согласно Лейбницу, даже тот Адам, которого мы знаем по Библии, не был необходим: Бог сотворил его свободно, а значит, наряду с этим Адамом были возможны и другие Адамы. Адам «был выбран из бесконечности возможных Адамов» [138]. Всякий предмет предстает в философии именно как возможность самого себя, а значит, и возможность иного, не-себя. Мир потому и наполнен смыслами, что действительность со всех сторон объемлется океаном возможностей. «Сущность есть в своей основе не что иное, как возможность вещи, принятой к рассмотрению» [139]. Сущность той или иной вещи тем и отличается от ее существования, что включает неосуществленные и даже неосуществимые возможности, которые и образуют предпосылку философии как дисциплины.
Философствовать об Адаме значит: (1) исходя из существования данного Адама (экзистенция), (2) установить возможность иных Адамов (поссибилизация, *потенциация); (3) исследовать весь круг «адамностей», то есть черт и законов, присущих Адаму вообще, как возможному, а не только сущему (универсалия, эссенция); (4) определить смысл существования данного Адама исходя из его отличия от возможных Адамов, то есть заново соотнести существование и сущность уже в категориях смысла и различия, а не закона и общности (индивидуация, феноменология); (5) очертить «адамизм», или «адамософию», как направление мысли, которое обнаруживает мыслимую сущность Адама во множестве других явлений, потенциально адамических, таких как искусство Древней Греции, первый сверхчеловек (сверх-Адам) у Ницше, акмеизм-адамизм в русской поэзии Серебряного века, проект воссоздания универсального, «адамического» языка и т. п. (софийность, потенциальность).
Иными словами, философствовать – значит (1) непрерывно расширять сферу возможно-мыслимого в его отличии от сущего и вместе с тем (2) исследовать смысл сущего в его отличии от возможно-мыслимого. При этом философское мышление совершает несколько модальных переходов: от налично-сущего, экзистенциального – к альтернативно-возможному, и далее к универсально-эссенциальному, уникально-феноменальному и наконец софийно-потенциальному (возможностному).
По словам М. Мамардашвили, «вообще вопрос “Как это возможно?” и есть метод и одновременно способ существования живой мысли» [140]. При этом вопрос «Как это возможно?» далеко не равнозначен вопросу «Какова причина этого?». Категория причинности действует в области существующего и объясняет, почему данный предмет таков, каков он есть, то есть лежит в основании позитивных наук; но собственно философским является только вопрос о возможности. Отсюда знаменитый вопрос И. Канта: «Как возможна природа?» – и сформулированный по тому же образцу вопрос Георга Зиммеля: «Как возможно общество?» Такие вопросы выводят за предел естественных и общественных наук, полагаясь на фундамент философии природы и общества, ибо именно философия вопрошает о возможности того, что уже есть и что на опыте хорошо известно. Философское удивление, в отличие от житейского, профанного, обращено не на сам факт, а на возможность факта, на соотнесение действительного с его возможностью. В свете возможностного подхода меняется сам статус гуманитарного исследования: оно не замыкается на своем объекте, наличном в культуре, но проектирует и продуцирует новые объекты, которые входят в структуру смыслов данной культуры как область ее растущей потенциальности.
*Гипотетизм, Модальность, – Остн-, Потенциация, Потенциология, Потенциосфера, Проективность.
Возможное. С. 74–81, 102–110.

Источник: Проективный словарь гуманитарных наук. Новое литературное обозрение. 2017 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
58.09 кб

Современная отечественная литература в поисках онтологических возможностей слова

Шевченко Лариса Владимировна
Рассмотрена проблема онтологического значения произведений современной отечественной литературы в контексте двух концепций бытия: античной и восточно-христианской.
Читать PDF
94.11 кб

Расширение человеческих возможностей: когнитивные технологии и их риски

Черникова Дарья Васильевна, Черникова Ирина Васильевна
Анализируются социальные и гуманистические следствия программы расширения человеческих возможностей (human enhancement).
Читать PDF
8.83 мб

Интеграция общества как итог существования нравственных возможностей и их взаимопроникновения

Чашина Ж. В.
В статье в результате рассмотрения автором цивилизационного устроения общества в рамках научно-философского контекста выявляется взаимосвязь естественно-природных и социально-исторических процессов человечества.
Читать PDF
362.82 кб

Историко-философский анализ возможностей количественного описания природы и общества

Войцеховский Сергей Николаевич
Читать PDF
257.03 кб

«Философия — это мышление на пределе возможностей». Интервью с Владиславом Александровичем лекторски

Фан И.Б.
Читать PDF
1.24 мб

О возможности построения научного мировоззрения

Финогентов В. Н.
Читать PDF
61.29 кб

Физические возможности человека в социокультурном контексте

Зуева М. В.
Читать PDF
487.77 кб

«Скрытое» и «Явное» в сознании: к проблеме определения глубинных возможностей человеческой ментально

Груздева Мария Львовна
В предлагаемой статье авторское внимание сосредоточено на философских предпосылках поиска потаенных оснований человеческого сознания, которые в своем самобытном измерении залегают в глубинных слоях психики человека.
Читать PDF
152.83 кб

Трансгуманизм и «Поле возможностей» когнитивных технологий

Найдыш Вячеслав Михайлович
Трансгуманизм и биоконсерватизм — две крайние философские позиции в оценке перспектив развития когнитивных технологий.
Читать PDF
377.00 кб

Общество возможностей: «Конец эры природы и вещей»

Рудановская Светлана Валерьевна
В статье дается характеристика и оценка парадоксов социального воображения, которое определяется современными научно-техническими достижениями, и.
Читать PDF
128.11 кб

Связь методологических возможностей объяснения и понимания в историко-социологическом контексте

Бочкарева Вера Игнатьевна
В статье анализируется роль «объяснения» и «понимания» в историкосоциологическом контексте, определяющие методологический статус социологии.
Читать PDF
4.28 мб

Формальная структура вопроса о возможности практической лжи у Платона и Канта

Ноговицин О. Н.
Читать PDF
6.00 мб

Теория традиционных религиозных идеологий: методологические возможности и горизонты применимости

Островская Е. А.
Читать PDF
0.00 байт

Гарри Франкфурт и принцип альтернативных возможностей

Ковров Александр Эдуардович, Ковров Эдуард Леонидович
Статья посвящена анализу аргументов Гарри Франкфурта в пользу совместимости моральной ответственности и детерминизма. Рассмотрены современные споры о «контрпримерах в стиле Франкфурта».
Читать PDF
109.85 кб

Онтология «я» как источник проблематизации знания и горизонт познавательных возможностей человека

Ардашкин Игорь Борисович
Актуальность статьи обусловлена необходимостью осмысления оснований познавательных возможностей человека в контексте уточнения происхождения последних.

Похожие термины:

  • Разработки и уточнения последних лет: Хабермас о возможности синтеза герменевтической и аналитической философии

    Как уже отмечалось, тщательный критический анализ достижений и просчетов важнейших направлений мировой философии всегда был живым нервом философии Хабермаса. Но всегда за этим стояли попытки не
  • О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ

    последняя и наиболее значительная философская работа И. В. Киреевского. Опубликована в журнале «Русская беседа», 1856, II, Отд. «Науки»; последнее издание: Киреевский И. В. Критика и эстетика. M., 1979. Труд
  • ВОЗМОЖНОСТИ СУЖДЕНИЕ

    суждение, в к-ром утверждается возможность чего-либо. Напр., "Заболевания гриппом могут сопровождаться высокой температурой". В. с. употребляется в следующих случаях: 1) Если известно, что данный при
  • Деятельность-действительность и возможность-способность в античности

    Для характеристики античного миросозерцания чрезвычайно важны понятия возможности и действительности. В античной философии понятие деятельности соотносится со ставшим, уже-сущим, понятие возмо
  • Возможность

    философская категория, отражающая то, что может появиться, статься, сотвориться при определенных условиях.
  • ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

    категории философии, выражающие одну из важнейших сторон объективного закономерного процесса развития. В процессе своего развития новое не сразу утверждает себя в действительности. Оно выступае
  • ВОЗМОЖНОСТЬ ЛОГИЧЕСКАЯ

    - одна из модальных характеристик высказывания, наряду с "необходимостью", "невозможностью" и "случайностью"; высказывание возможно, если его отрицание не является логически необходимым. В. л. обычн
  • Заступание в возможность

    отношение к возможности как к истинной,. Достоверной возможности. Термин “Заступание” используется Хайдеггером прежде всего для возможности смерти, поскольку в обыденной жизни возможность смер