Возможность
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
/D/ Moglichkeit /E/ Possibility /F/ Possibilite /Esp/Posibilidad
Философская категория, выражающая наличие необходимых предпосылок к существованию, бытию, возникновению чего-либо, скрытой тенденции развития наличной действительности, возникающих на основе присущих ей закономерностей. Различают возможности формальные и реальные, абстрактные и конкретные. Возможность есть будущее в настоящем, то, чего нет, но может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях.
Источник: Философия, практическое руководство
- категория, выражающая наличие необходимых предпосылок существования, возникновения чего-либо. Аристотель с помощью категорий возможности и действительности обосновывает в “Метафизике” такие фундаментальные категории философии как: становление, движение и бытие. Движение – есть осуществление того, что существует в возможности. Становление – есть переход чистой возможности /ничто/ в действительность/ нечто/. Бытие – есть тождество ничто и нечто, возможности и действительности.
Термины возможность и действительность в средневековой философии употребляются в основном и в значениях способность и деятельность, в которых иногда их употреблял и Аристотель.
Источник: Философия, практическое руководство
А. Meinong. Über М. und Wahrscheinlichkeit, 1915; А. Faust. Der M.sgedanke, I, 1931; N. Hartmann. M. und Wirklichkeit, 1938; U. Wolf. M. und Notwendigkeit bei Aristoteles und heute, 1979.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН
Когда нет налицо полноты условий для действительного существования какого-нибудь явления, про него говорится, что оно существует в возможности (potentia). Нужно различать произвольно предполагаемую возможность, имеющую лишь отвлеченно-логическое значение (например, я могу переселиться в Америку, сделаться математиком, Берлин может провалиться и т. п.) от возможности, находящейся в природе вещей, напр., желудь имеет возможность стать дубом, или есть дуб в возможности, ум имеет возможность мыслить, или есть возможность мышления. Понятие возможности первого рода связано с вопросом о случайном и необходимом, а также о свободе воли и предопределения; понятие возможности второго рода (желудь и дуб) зависит от понятия развития; а возможность в третьем смысле (ум и мышление) сводится к вопросу о пребывающем субъекте психической действительности. Помимо частных отношений между возможностью и действительностью, или потенциальным и актуальным бытием в различных явлениях физического и психического мира, некоторые метафизические системы признают такое же отношение как общую основу вселенной, утверждая идею единой всеобщей мировой потенции, из которой происходит все разнообразие действительных явлений. Понятие этой потенции принимает различный характер в различных метафизических системах, совпадая то с понятием материального начала или субстрата (prima materia схоластиков), то с понятием живой природы или души мира.
Вл. С.
Источник: Философский словарь Владимира Соловьева
Возможность и действительность по [1] категории материалистической диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении.
Возможность есть объективно существующая тенденция развития предмета; она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность; действительность есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предмета и всех ее проявлений.
Сократим определение: возможность - тенденция закономерного развития; действительность - единство закономерности развития и ее проявлений. По [2] действительность - реализованная возможность. Тогда возможность - нереализованная действительность, что более правильно, если ввести еще одно хорошее понятие - состояние. При этом получим: возможность - нереализованное состояние.
Но данные схоластические формулы, несмотря на свою правильность, представляют чисто теоретический интерес.
Несколько лучшим представляется сказать так: возможность и действительность - философские категории, описывающие формы развития бытия.
Возможность - нереализованная форма бытия.
Действительность - реализованная форма бытия.
Попробуем еще один вариант: в разговорном языке действительное связывают не только с возможным, но и с желаемым. Говорят: "Не следует выдавать желаемое за действительное" - то есть действительное может быть желаемым и нежелаемым. Желаемое и возможное связано еще более драматическими отношениями: многое из желаемого остается для человека невозможным. Таким образом, отношения между действительным и возможным имеют не только философский, но и гуманоидный (гуманитарный) характер, то есть являются характеристикой не только природы, но и чувственных общественно-человеческих отношений.
Мы будем считать, что действительное - это то, что есть на самом деле, а возможное - это те модели бытия, которые существуют в обобщенном опыте человечества и являются всего лишь его фантазиями.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
Достоверность бытия основывается преимущественно на достоверности возможности, соответственно раскрывающей содержание возможности. Последнее представляет то ее свойство, которое определяет наше отношение к вещам и понятиям. Оно воздействует на нас, приводит нас в движение или оставляет в покое, не требуя от нас наличия знаний в форме логических высказываний. Содержание возможности, следовательно, коренится, по словам В. Кроуга, не в познании (Erkenntnis), а в формировании самой возможности (Erkönntnis). Ichheiser. Das Können, d. Bed. des Könnens u. d. Erleben des Könnens, Ztschr. f. angew. Psychol., Bd. 44; Reiner. Freiheit, Wollen und Aktivität, 1927; Bohnenkamp. «Können» im Pädag. Lexikon d. Herderverlages; W. Kroug. Grundgedanken zu einer Philosophie des K., ZphF, X, 1956.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Термин «возможность» появляется уже у мутазилитов, но его категориальная проработка осуществляется в арабоязычном перипатетизме, более всего у Ибн Саны. АлФараби определяет возможность как равновероятность существования и несуществования. В силу этого возможность требует чего-то внешнего, что дало бы «перевес» одной из этих сторон над другой, благодаря чему «возможное» становится либо «необходимым» (ваджиб) и тогда обретает существование, либо «невозможным» (мумтани) и тогда получает несуществование. Поскольку и то и другое проистекает не от самого возможного, но от «обеспечивающего перевес» (мурадджих), возможное, обретшее необходимость, называется «необходимым благодаря другому» (ваджиб би-гайри-хи), или, более полно, «имеющим необходимость существования благодаря другому» (ваджиб ал-вуджуд би-гайри-хи); аналогично выстраиваются термины для «невозможности». Т. о., хотя возможность как понятие неразрывно связана с существованием и несуществованием, она логически предшествует им и определяет содержание терминов «существующее» (мавджуд) и «несуществующее» (мадум): возможность является собственной характеристикой самости, тогда как необходимость или невозможность, связанные соответственно с существованием и несуществованием, обязаны чему-то внешнему и обусловлены им. В этих аспектах возможность сближается с понятием «утвержценность» (субут), отличаемым от «существования». У Ибн Араби возможное трактуется как «утвержденные воплощенности» (айаи сабита), получающие существование, т. е. «воплощающиеся» (тааййун) в ходе процесса «проявления» (таджаллии). Ибн Сина рассматривает возможность как самостоятельное и фундаментальное понятие, которое не может быть сведено к «могуществу» (кудра) действователя, наделяющего возможное существованием. Понятие «возможное» близко, но не тождественно понятию «возникшее» (хадис): «возникшему» необходимо предшествует потенция существования и субстрат (мавду), «возможное» осмысляется как возможное благодаря собственной самости. Возможному предшествует «временное несуществование» (адам заманийй), хотя исключением являются метафизические Разумы: сами в себе возможные, они тем не менее существуют всегда. Понятие возможности логически предполагает понятие «нужды» (хаджа, факр, ифтикар): возможное нуждается в том, что «обеспечивает перевес» существованию над несуществованием или наоборот, чтобы оказаться соответственно существующим или несуществующим благодаря своей «связанности» (тааллук) с «иным».
Возможность (наряду с необходимостью и невозможностью) используется и для квалификации суждений. «Возможными» называются суждения типа «человек пишет», необходимость или невозможность которых зависит от внешних условий, которые и делают их соответственно истинными или ложными. Поэтому в плане вероятности познания возможное сущее отождествляется со «случайным» (штифакийй), а не необходимым, а потому с познаваемым в «опыте» (таджриба), а не разумом как априорная необходимость (ал-Фараби). Устойчиво признается тезис о беспредельности череды возможных сущих (Ибн Араби) и невозможности их «упорядочения» (дабт) и закономерного познания (Ибн Хаяаун).
Понятия «возможность» и «возможное» остаются важнейшими в ищракчзме и суфизме. Сохраняясь и в исмаилизме, они там теряют свою связь с понятием «необходимость», в силу чего становятся лишь иным обозначением для понятия «временное сущее». См. также Необходимость, Причина, Сущее, Утвержденность.
А. В. Смирнов
Источник: Новая философская энциклопедия