Возможность

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Возможность
философская категория, отражающая то, что может появиться, статься, сотвориться при определенных условиях.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Возможность
философская категория, отражающая совокупность предпосылок, которые при определенных условиях могут стать действительностью.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Возможность
направление развития, которое присутствует в каждом жизненном явлении; эта тенденция может быть объяснена только как возможность.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Возможность
понятие, соотносительное с понятием действительности, обозначающее то, что потенциально содержится в бытии и может реализоваться при определенных условиях.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ВОЗМОЖНОСТЬ
это такое состояние, когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

ВОЗМОЖНОСТЬ
средство, условие, обстоятельство, необходимое для осуществления чего-нибудь; тенденция развития, которая присутствует в каждом жизненном явлении. В философском смысле — возможность, с одной стороны, выступает в качестве предстоящего, раскрывающего содержание, с другой — как объясняющее, т.е. как категория. Категория возможности фиксирует объективную тенденцию развития существующих явлений, наличие условий их возникновения или, как минимум, отсутствие обстоятельств, препятствующих этому возникновению.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Возможность

/D/ Moglichkeit /E/ Possibility /F/ Possibilite /Esp/Posibilidad
Философская категория, выражающая наличие необходимых предпосылок к существованию, бытию, возникновению чего-либо, скрытой тенденции развития наличной действительности, возникающих на основе присущих ей закономерностей. Различают возможности формальные и реальные, абстрактные и конкретные. Возможность есть будущее в настоящем, то, чего нет, но может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях.

Источник: Философия, практическое руководство

Возможность

- категория, выражающая наличие необходимых предпосылок существования, возникновения чего-либо. Аристотель с помощью категорий возможности и действительности обосновывает в “Метафизике” такие фундаментальные категории философии как: становление, движение и бытие. Движение – есть осуществление того, что существует в возможности. Становление – есть переход чистой возможности /ничто/ в действительность/ нечто/. Бытие – есть тождество ничто и нечто, возможности и действительности.
Термины возможность и действительность в средневековой философии употребляются в основном и в значениях способность и деятельность, в которых иногда их употреблял и Аристотель.

Источник: Философия, практическое руководство

ВОЗМОЖНОСТЬ
возможное (Möglichkeit, möglich) — то, что, во-первых (с объективной стороны), при определенных условиях может стать действительным, или то, что, во-вторых (с субъективной стороны), при определенных предпосылках может быть мыслимо как действительное. «Если условия возможности в их всеобщности налицо, тогда они образуют вместе с тем и необходимость» (N. Hartmann. Einführung in die Philosophie, 1954). О кантовском понятии возможного см. Постулат. Проблематика понятия возможного снова ожила в современном экзистенциализме и онтологии, благодаря чему, уже начиная с Кьеркегора, возникло экзистенциалистское понятие возможности; см. Формализм; Необходимое; Потенция.
А. Meinong. Über М. und Wahrscheinlichkeit, 1915; А. Faust. Der M.sgedanke, I, 1931; N. Hartmann. M. und Wirklichkeit, 1938; U. Wolf. M. und Notwendigkeit bei Aristoteles und heute, 1979.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Возможность
это то, чего еще нет, но то, что должно наступить при определенных условиях; совокупность порождаемых единством многообразных сторон действительности предпосылок ее изменения, превращения в другую действительность. Возможность отражает тот этап движения, развития явлений, когда они существуют лишь в виде предпосылок или в качестве тенденций, присущих некоторой действительности. Возможность превращается в действительность через необходимость (одна возможность превращается в одну действительность) или случайность (когда из нескольких возможностей в действительность реализуется только одна возможность). Действительность - это то, что уже объективно существует, имеется при данных условиях, это осуществившаяся возможность и основа формирования новых возможностей. Возможность и действительность находятся в диалектическом единстве, они подвижны, меняются местами, взаимно переходят друг в друга. Любое развитие можно представить как движение от возможности, возникающей в недрах действительности, к новой реальности с присущими ей возможностями.

Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН

Возможность

Когда нет налицо полноты условий для действительного существования какого-нибудь явления, про него говорится, что оно существует в возможности (potentia). Нужно различать произвольно предполагаемую возможность, имеющую лишь отвлеченно-логическое значение (например, я могу переселиться в Америку, сделаться математиком, Берлин может провалиться и т. п.) от возможности, находящейся в природе вещей, напр., желудь имеет возможность стать дубом, или есть дуб в возможности, ум имеет возможность мыслить, или есть возможность мышления. Понятие возможности первого рода связано с вопросом о случайном и необходимом, а также о свободе воли и предопределения; понятие возможности второго рода (желудь и дуб) зависит от понятия развития; а возможность в третьем смысле (ум и мышление) сводится к вопросу о пребывающем субъекте психической действительности. Помимо частных отношений между возможностью и действительностью, или потенциальным и актуальным бытием в различных явлениях физического и психического мира, некоторые метафизические системы признают такое же отношение как общую основу вселенной, утверждая идею единой всеобщей мировой потенции, из которой происходит все разнообразие действительных явлений. Понятие этой потенции принимает различный характер в различных метафизических системах, совпадая то с понятием материального начала или субстрата (prima materia схоластиков), то с понятием живой природы или души мира.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

Возможность
нереализованное состояние вещей - степень свободы. Следует отличать ее от нереализуемого состояния вещей - запрета..
Возможность и действительность по [1] категории материалистической диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении.
Возможность есть объективно существующая тенденция развития предмета; она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность; действительность есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предмета и всех ее проявлений.
Сократим определение: возможность - тенденция закономерного развития; действительность - единство закономерности развития и ее проявлений. По [2] действительность - реализованная возможность. Тогда возможность - нереализованная действительность, что более правильно, если ввести еще одно хорошее понятие - состояние. При этом получим: возможность - нереализованное состояние.
Но данные схоластические формулы, несмотря на свою правильность, представляют чисто теоретический интерес.
Несколько лучшим представляется сказать так: возможность и действительность - философские категории, описывающие формы развития бытия.
Возможность - нереализованная форма бытия.
Действительность - реализованная форма бытия.
Попробуем еще один вариант: в разговорном языке действительное связывают не только с возможным, но и с желаемым. Говорят: "Не следует выдавать желаемое за действительное" - то есть действительное может быть желаемым и нежелаемым. Желаемое и возможное связано еще более драматическими отношениями: многое из желаемого остается для человека невозможным. Таким образом, отношения между действительным и возможным имеют не только философский, но и гуманоидный (гуманитарный) характер, то есть являются характеристикой не только природы, но и чувственных общественно-человеческих отношений.
Мы будем считать, что действительное - это то, что есть на самом деле, а возможное - это те модели бытия, которые существуют в обобщенном опыте человечества и являются всего лишь его фантазиями.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ВОЗМОЖНОСТЬ
одна из важнейших категорий философии, имеющая в качестве своих бинарных оппозиций понятия «действительность» и «необходимость». По отношению к действительности, к тому, что актуально существует, возможность выступает как предшествующее ей состояние, как «додействитсльность». Будучи понимаема не в логически—виртуальном, а в реальном, объективном смысле, возможность является специфическим видом объективного бытия, которое греки впервые обозначили как особый мир потенций, который первичен по отношению к действительному, материальному миру, представляющему собой лишь ничтожно малую, реализованную часть бесконечного мира потенций, мира вечного, неизменного, абсолютного в своей полноте, структурном и функциональном многообразии (В.В. Налимов). Вопрос о возможности в науке интересен как в онтологическом отношении, так и в гносеологическом смысле разведения предметов эмпирического и теоретического знания. Так, в последние годы В. Гейзенберг был склонен считать, что в то время как предметом эмпирического познания является действительный мир, предметом теорий (квантовой механики, в частности) является мир возможностей, мир потенций. В несколько ином контексте подобную мысль высказывают математики, трактуя последнюю как науку об абстрактных структурах (Н. Бурбаки), оппозициони-руя их от реальных, физических структур. В этом плане интересной представляется мысль интерпретировать мир объективных идей Платона или объективного мышления Гегеля как мир объективных возможностей (у Гегеля — развивающихся при этом) или как сущностный мир, мир по истине, в отличие от действительной, эмпирически наблюдаемой реальности. Объективные возможности могут различаться количественно, иметь различный (больший или меньший) вес или меру. В этом случае вероятность и есть не что иное, как количественная мера возможности и является, как и последняя, диспозиционной характеристикой действительных явлений и процессов. В эмпирическом, действительном мире вероятность реализуется, репрезентирует себя в виде относительной частоты. Другая бинарная оппозиция возможности — необходимость может рассматриваться, с одной стороны, в качестве ее частного случая как возможность, имеющая максимальный вес (значение), равное 1, либо как дополнение к возможности, если из континуума численных значений последней исключить значения О и 1. Тогда весь универсум предстанет в виде трех взаимно-непересекающихся множеств (мир невозможного, мир возможного и мир необходимого). (См. вероятность, необходимость, случайность).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ВОЗМОЖНОСТЬ
(Können) — направление развития, которое присутствует в каждом жизненном явлении. Эта тенденция может быть объяснена только как возможность. Следовательно, возможность, с одной стороны, выступает в качестве предстоящего (экзистенциал), раскрывающего содержание, с другой — как объясняющее, т. е. как категория. Как таковая возможность постижима лишь в понятиях, которые уже содержат понятие возможности. Мысль о категориальном характере понятия возможности впервые высказал Г. Ихгейзер (1933). Позднее А. Гелен уже вполне определенно назвал понятие возможности категорией. После него категориальный характер этого понятия признал В. Камлах. Философские основы такого толкования были заложены В. Дильтеем. В обычном толковании анализ понятия возможности как чегото экзистенциального предполагает и понимание его как категории. Для объяснения осознания реальности М. Шелер употребляет введенное Дильтеем понятие противоречия. Противоречие понимается как свойство одновременно объекта и (субъективного) переживания. Отсюда ясно отношение к понятию возможности. Возможность означает ссылку на противоречия. Такая ссылка не вполне объяснима рациональным путем. Она относится к противоречивости формы (работа, исполнение) и внутреннему противоречию. В каждой возможности присутствует вероятная невозможность. В обычной возможности чувственно ощущается вероятная невозможность («возможность невозможности»). Возможность не связана ни с познанием того, что может быть, ни с познанием себя самой. Ведь удары ритма также возможны без знания отражения тонов. Возможность и бытие возможности (Möglichsein) существуют в разных формах. Познание вероятностей, возможностей (Möglichkeiten) не всегда оказывает влияние на нашу возможность (Können). И тем не менее оно с необходимостью указывает на возможность. Познание без ссылки на возможность голо.
Достоверность бытия основывается преимущественно на достоверности возможности, соответственно раскрывающей содержание возможности. Последнее представляет то ее свойство, которое определяет наше отношение к вещам и понятиям. Оно воздействует на нас, приводит нас в движение или оставляет в покое, не требуя от нас наличия знаний в форме логических высказываний. Содержание возможности, следовательно, коренится, по словам В. Кроуга, не в познании (Erkenntnis), а в формировании самой возможности (Erkönntnis). Ichheiser. Das Können, d. Bed. des Könnens u. d. Erleben des Könnens, Ztschr. f. angew. Psychol., Bd. 44; Reiner. Freiheit, Wollen und Aktivität, 1927; Bohnenkamp. «Können» im Pädag. Lexikon d. Herderverlages; W. Kroug. Grundgedanken zu einer Philosophie des K., ZphF, X, 1956.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ВОЗМОЖНОСТЬ
араб. имкан) —одно из центральных понятий учения о существовании, развитого в средневековой арабо-мусульманской философии. Выступает в паре с понятиями «необходимость» (вуджуб) и «невозможность» (имтина). «Самость» (зат), обладающая возможностью, называется «возможным» (мумкин), или «имеющим возможность существования» (мумкин ал-вуджуд). Пара актуальное — потенциальное не совпадает с триадой возможное — необходимое — невозможное.
Термин «возможность» появляется уже у мутазилитов, но его категориальная проработка осуществляется в арабоязычном перипатетизме, более всего у Ибн Саны. АлФараби определяет возможность как равновероятность существования и несуществования. В силу этого возможность требует чего-то внешнего, что дало бы «перевес» одной из этих сторон над другой, благодаря чему «возможное» становится либо «необходимым» (ваджиб) и тогда обретает существование, либо «невозможным» (мумтани) и тогда получает несуществование. Поскольку и то и другое проистекает не от самого возможного, но от «обеспечивающего перевес» (мурадджих), возможное, обретшее необходимость, называется «необходимым благодаря другому» (ваджиб би-гайри-хи), или, более полно, «имеющим необходимость существования благодаря другому» (ваджиб ал-вуджуд би-гайри-хи); аналогично выстраиваются термины для «невозможности». Т. о., хотя возможность как понятие неразрывно связана с существованием и несуществованием, она логически предшествует им и определяет содержание терминов «существующее» (мавджуд) и «несуществующее» (мадум): возможность является собственной характеристикой самости, тогда как необходимость или невозможность, связанные соответственно с существованием и несуществованием, обязаны чему-то внешнему и обусловлены им. В этих аспектах возможность сближается с понятием «утвержценность» (субут), отличаемым от «существования». У Ибн Араби возможное трактуется как «утвержденные воплощенности» (айаи сабита), получающие существование, т. е. «воплощающиеся» (тааййун) в ходе процесса «проявления» (таджаллии). Ибн Сина рассматривает возможность как самостоятельное и фундаментальное понятие, которое не может быть сведено к «могуществу» (кудра) действователя, наделяющего возможное существованием. Понятие «возможное» близко, но не тождественно понятию «возникшее» (хадис): «возникшему» необходимо предшествует потенция существования и субстрат (мавду), «возможное» осмысляется как возможное благодаря собственной самости. Возможному предшествует «временное несуществование» (адам заманийй), хотя исключением являются метафизические Разумы: сами в себе возможные, они тем не менее существуют всегда. Понятие возможности логически предполагает понятие «нужды» (хаджа, факр, ифтикар): возможное нуждается в том, что «обеспечивает перевес» существованию над несуществованием или наоборот, чтобы оказаться соответственно существующим или несуществующим благодаря своей «связанности» (тааллук) с «иным».
Возможность (наряду с необходимостью и невозможностью) используется и для квалификации суждений. «Возможными» называются суждения типа «человек пишет», необходимость или невозможность которых зависит от внешних условий, которые и делают их соответственно истинными или ложными. Поэтому в плане вероятности познания возможное сущее отождествляется со «случайным» (штифакийй), а не необходимым, а потому с познаваемым в «опыте» (таджриба), а не разумом как априорная необходимость (ал-Фараби). Устойчиво признается тезис о беспредельности череды возможных сущих (Ибн Араби) и невозможности их «упорядочения» (дабт) и закономерного познания (Ибн Хаяаун).
Понятия «возможность» и «возможное» остаются важнейшими в ищракчзме и суфизме. Сохраняясь и в исмаилизме, они там теряют свою связь с понятием «необходимость», в силу чего становятся лишь иным обозначением для понятия «временное сущее». См. также Необходимость, Причина, Сущее, Утвержденность.
А. В. Смирнов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1,009.17 кб

Нравственная политика утопия или реальная возможность?

Водолазов Г. Г.
Статья посвящена проблеме взаимоотношения политики и морали, нравственным аспектам политической деятельности.
Читать PDF
579.86 кб

Локальные нарушения второго начала термодинамики и возможность эволюции неживой материи

Пеньков В. Е.
Читать PDF
237.30 кб

Возможность философской андрогинологии

Ерошенко Т. И.
Читать PDF
223.07 кб

Возможность религиозного обоснования политического насилия

Аванесова Е. Г.
Рассматривается христианская аргументация неизбежности политического насилия доказывается, что признание неизбежности политического насилия не означает его оправдания.
Читать PDF
324.29 кб

Рабочий - воин - потребитель: возможность генеалогии

Лукьянов В. М.
В предлагаемой статье делается попытка выделить некоторые малоочевидные исторические истоки и причины «общества потребления».
Читать PDF
169.08 кб

Возможность и предпосылки динамической концепции знания

Ледников Е. Е.
Читать PDF
275.58 кб

Сциентизм и антисциентизм: возможность диалога

Останина О. А.
Читать PDF
2.49 мб

Начало и первоначало: возможность их различения в контексте античной философии

Караваева С. В.
Читать PDF
118.99 кб

2007. 02. 006. Мак-эвой Л. Э. Левинас и возможность истории. Mac-avoy L. Levinas and the possibility

Ремезова И. И.
Читать PDF
454.98 кб

Различие как событие: возможность мышления

Комаров Сергей Владимирович
В статье рассматриваются концепты «различие» и «событие», которые становятся атрибутивными для философской мысли ХХ в. Анализируется понятие «событие» в философии М.Хайдеггера и понятие «различие» в философии Ж.Делеза.
Читать PDF
101.90 кб

«Пространственный поворот» и возможность новационных подходов в социально-философском дискурсе

Макогон Татьяна Ивановна
Проведен исторический анализ философских изысканий, рассматривающих пространственное, социальное, историческое как одинаковые и равноценные перспективы существования.
Читать PDF
417.76 кб

Антропный принцип как возможность новой онтологии

Бармина Ольга Викторовна
Рассматривается физическое и космологическое содержание антропного принципа начиная с момента возникновения и заканчивая его основными интерпретациями.
Читать PDF
0.00 байт

Гносеологическое своеобразие основных исследовательских программ в истории и возможность их синтеза

Зайцева Н. В., Шестаков А. А.
В статье рассматриваются основные исследовательские программы в исторической науке в аспекте их гносеологического своеобразия. Демонстрируется своеобразие цивилизационного и формационного подходов к истории.
Читать PDF
278.38 кб

Возможность, смысл и значение сравнения между исламской и западной философиями

Аятоллахи Х.
Читать PDF
379.30 кб

Грех как невозможная возможность: метафизика и феноменология греха в теологии Карла Барта

Ворохобов Александр Владимирович

Похожие термины:

  • Деятельность-действительность и возможность-способность в античности

    Для характеристики античного миросозерцания чрезвычайно важны понятия возможности и действительности. В античной философии понятие деятельности соотносится со ставшим, уже-сущим, понятие возмо
  • ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

    категории философии, выражающие одну из важнейших сторон объективного закономерного процесса развития. В процессе своего развития новое не сразу утверждает себя в действительности. Оно выступае
  • ВОЗМОЖНОСТЬ ЛОГИЧЕСКАЯ

    - одна из модальных характеристик высказывания, наряду с "необходимостью", "невозможностью" и "случайностью"; высказывание возможно, если его отрицание не является логически необходимым. В. л. обычн
  • Заступание в возможность

    отношение к возможности как к истинной,. Достоверной возможности. Термин “Заступание” используется Хайдеггером прежде всего для возможности смерти, поскольку в обыденной жизни возможность смер
  • Разработки и уточнения последних лет: Хабермас о возможности синтеза герменевтической и аналитической философии

    Как уже отмечалось, тщательный критический анализ достижений и просчетов важнейших направлений мировой философии всегда был живым нервом философии Хабермаса. Но всегда за этим стояли попытки не
  • О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ

    последняя и наиболее значительная философская работа И. В. Киреевского. Опубликована в журнале «Русская беседа», 1856, II, Отд. «Науки»; последнее издание: Киреевский И. В. Критика и эстетика. M., 1979. Труд
  • ВОЗМОЖНОСТНОЕ

    (possibilistic). Категория модальности, характеризующая подход к предмету с точки зрения его возможностей. «Возможностный подход», «возможностное видение», «возможностное истолкование», «возможностно
  • ВОЗМОЖНОСТИ СУЖДЕНИЕ

    суждение, в к-ром утверждается возможность чего-либо. Напр., "Заболевания гриппом могут сопровождаться высокой температурой". В. с. употребляется в следующих случаях: 1) Если известно, что данный при