ВОЗДАЯНИЕ
ВОЗДАЯНИЕ
согласно убеждениям верующих - наказание за нарушение религ. запретов или вознаграждение за соблюдение культовых установлений и праведную жизнь, к-рое исходит от сверхъестеств. сил. Учение о В. тесно связано с нравств. концепцией добра и зла. В. рассматривается как божеств, установление, при этом осн. упор делается на посмертное В. Люди делятся на праведников, накапливающих в течение земной жизни добрые дела и следующих «закону божьему», за что им уготовано блаженство «за гробом», и грешников, нарушающих их, к-рые соответственно будут наказаны за это в потусторонней жизни. Однако сохранилась и идея прижизненного В., выступающего в качестве кары божьей, обрушивающейся в виде возможных несчастий на отд. человека, народ, страну, все человечество, а также в виде наказания, налагаемого церковью на верующего за нарушение им правил религ. поведения, ересь, вольнодумство и т. п.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
ВОЗДАЯНИЕ
вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью Эквивалентное В. издавна считалось одним из непременных требовавши справедливости; без него представлялось невозможным требовать от людей выполнения определенных норм поведения. Принцип В. используется в праве (наказание сообразно с мерой преступления), а также лежит в основе материального стимулирования деятельности людей В морали проблема справедливого В возникает тогда, когда люди начинают отличать личные интересы от общественных. Поскольку эксплуататорское об-во, основанное на социальной несправедливости, как правило, не обеспечивает действительного вознаграждения добродетели и наказания порока, то в религиозной морали В. переносится в потусторонний мир. Вера в «загробную жизнь» и «божий суд» выдвигается там как единственная гарантия и предпосылка нравственного образа жизни людей на земле. Т обр., моральная санкция по аналогии с правовой толковалась как своеобразная «материальная компенсация» в потустороннем мире за благодеяния и злодеяния, совершенные в земной жизни. В действительности же подлинно моральной санкцией являются поощрение и наказание, осуществляемые посредством духовного воздействия на людей Принцип В. впервые находит последовательное осуществление лишь при социализме, и прежде всего в распределении по труду Здесь этот принцип не только способствует развитию трудовой активности, но, будучи воплощением требований справедливости, является вместе с тем, способом духовного воздействия об-ва на личность (признание ее заслуг стимулирует у нее трудолюбие и т.д.). Достижение полного единства материальных интересов личности и об-ва при коммунизме снимет саму проблему В., к-рая имеет смысл лишь до тех пор, пока сохраняется их различие. В обыденном языке термин В. в настоящее время употребляется редко.
Источник: Словарь по этике
ВОЗДАЯНИЕ
1) согласно убеждениям верующих - наказание за нарушение религ. запретов или вознаграждение за - соблюдение культовых установлений и праведную жизнь, к-рое исходит от сверхъестесгв. сил (духов, божеств, абстрактной, безликой субстанции, наконец, бога^гворца в монотеистич. религиях) ; 2) соц.-этич. религ. концепция, основанная на этих верованиях. В ранних формах религии идея В. наиболее отчетливо прослеживается в понятии табу, когда возмездие за нарушение культовых запретов, по убеждению первобытн. людей, неотвратимо следует в земной жизни. В развитых религиях учение о В. тесно связано с нравств. концепцией добра и ала. В. рассматривается как божеств, установление, при этом осн. упор уже делается на посмертное В. Люди делятся на праведников, накапливающих в течение земной жизни добрые дела и следующих «завету», «закону божьему», дхарме, шариату и т. д., за что им уготовано блаженство «за гробом», и грешников, нарушающих их, к-рые соответственно будут наказаны за это в потусторонней жизни. В христианстве и исламе разработаны учения о рае для праведников и аде для грешников. В иудаизме представления о рае и аде весьма туманны; там идея В. связана с приходом мессии, воскресением умерших, установлением тысячелетнего царства и благодатной жизни в нем для всех праведников. В буддизме В. выступает в виде закона кармы, согласно к-рому перерождение человека в будущей жизни зависит от его поступков в настоящем перерождении: всякое отклонение от пути дхармы ведет к понижению будущего соц. статуса. Однако в развитых религиях сохранилась и идея прижизненного В., выступающего в качестве кары божьей, обрушивающейся в виде возможных несчастий на отд. человека, народ, страну, все человечество, а также в виде наказания, налагаемого церковью (синагогой, общиной) на верующего за нарушение им правил религ. поведения, ересь, вольнодумство и т. п.
Источник: Атеистический словарь