ВОСТОЧНЫЙ ТИП ЦИВИЛИЗАЦИИ
ВОСТОЧНЫЙ ТИП ЦИВИЛИЗАЦИИ
в одном из общепринятых значений соответствует понятию «восточная цивилизация», характеризующему одну из первых в истории человечества законченных форм цивилизации, существовавшей с III по I тысячелетие до н.э. на Древнем Востоке (Китай, Индия). Вместе с тем В. т. ц. — одно из ключевых понятий общемировой типологии культуры, построенной на основе сопоставления западного и восточного (азиатского) путей развития цивилизации от поздней античности до Нового и Новейшего времени. В этом случае Запад и Восток рассматриваются не как географические, а прежде всего как социокультурные понятия, отражающие особый характер цивилизационного развития на довольно значительном отрезке времени. В этом плане прежде всего отмечается, что В. т. ц. основан на авторитарно-административной системе власти и утверждении деспотических, абсолютных форм правления. При этом институт собственности и наличие каких-либо прав у людей обычно прочно связаны с обладанием властью и господством административно-бюрократического аппарата. Наряду с этим В. т. ц. характеризуют общинные принципы организации жизни, что вместе с торжеством идей государственного единства ведет к утверждению безусловного авторитета коллектива, рода, семьи над отдельной личностью и к неразвитости принципов индивидуализма и личностных начал. В. т. ц. ориентирован на воспроизведение сложившихся общественных структур и отношений, а также на традиционные ценности, образцы поведения, стереотипы и формы мышления. Поэтому для восточной культуры столь характерно глубокое уважение к старейшинам, учителям, наставникам, обладающим большим жизненным опытом и мудростью. Высокой добродетелью на Востоке считается углубление в древние религиозные, этические и философские учения, стремление мыслить в пределах классических, «правильных» воззрений, знаний и канонов, передающихся из поколения в поколение. Напр., в основе конфуцианской культуры — признание государства единой семьей, регулируемой традиционными ритуализированными правилами и нормами на основе принципов уважения к человеку как хранителю и носителю этих всеобщих этических ценностей. Для В. т. ц. становится доминирующим целостный взгляд на мир, установка не на логически-рациональное, а прежде всего на духовно-интуитивное постижение и переживание единства и всеобщности мира и человека как части этого мира. Поэтому в В. т. ц. философия, наука, религия и этика неотделимы от индивидуального опыта и понимания отдельного ученого или наставника, а восточная философская и научная культура характеризуются приверженностью не к теоретическому, понятийному, а к художественному, образному изложению мыслительного материала. В этом случае предпочтение отдается постижению духовного мира человека в его единстве с природой. На этой основе собственно наука в В. т. ц. долгое время носила прикладной, практический и рецептурный характер, что отчасти способствовало успехам в области медицины, астрономии, геометрии. Принципы единства мира и целостности его постижения оказали глубокое влияние на художественную культуру Востока, отличающуюся глубоким традиционализмом, стремлением к познанию гармонии и красоты бесконечной, духовных основ жизни. Для религиозной культуры В. т. ц. характерно превращение самой религии из вероучения в сложнейший комплекс религиозно-философских, этических и практически-житейских воззрений, составляющих миропонимание людей. Это позволило немецкому социологу М. Веберу (1864—1920) писать о характерной для Востока «общинной религиозности», необособленной от длительной совместной деятельности мирского экономического и политического сообщества. Развитие В. т. ц. было теснейшим образом связано с такими массовыми и мировыми религиями, как даосизм, буддизм, индуизм и ислам. Продуктивность В. т. ц. проявилась в целом ряде открытий и свершений. Это крупнейшие для своего времени гидротехнические, оборонительные сооружения, оригинальные образцы дворцовой и храмовой архитектуры, обсерватории, компас, фарфор, порох, бумага, разборные шрифты для печати, школы практической медицины, непревзойденные шедевры скульптуры, живописи и поэзии, самобытная народная культура. В целом на фоне развития западного типа цивилизации восточный ее вариант оценивается как отмеченная преимущественно высокими философскими и религиозными порывами «невероятно рафинированная цивилизация», чьи духовные и мистические веяния «освежили» и «прояснили человеческую атмосферу» (П. Тейяр де Шарден). Поэтому культурные достижения В. т. ц. стали неотъемлемым достоянием всей мировой цивилизации.