ВОСПРОИЗВОДСТВО НАУЧНЫХ КАДРОВ

Найдено 1 определение
ВОСПРОИЗВОДСТВО НАУЧНЫХ КАДРОВ
процесс сохранения и развития кадрового потенциала научной и научно-технической отрасли, обеспечение преемственности научных знаний. В этом процессе исключительно важной признается роль государства в обеспечении финансирования фундаментальной науки и подготовки научных кадров, а государственная политика в области воспроизводства и обновления научных кадров – важнейшим элементом государственной научно-технической политики.
В условиях изменяющегося общества при переходе страны на инновационный путь развития кадры высшей научной квалификации играют важную роль во взаимодействии между экономическим и научным потенциалом страны, в их сращивании и взаимном усилении. Сбалансированное воспроизводство научных кадров высшей квалификации, способных обеспечивать непрерывный процесс накопления, передачи, расширения и использования научных знаний как теоретического, так и эмпирического плана, является необходимым условием осуществления инновационного пути развития страны, заявленного в Стратегии вхождения Республики Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных государств мира.
При определении потребности страны в кадрах высшей научной квалификации учитывается, что их подготовка для высокотехнологичного сектора отечественной экономики является одной из важнейших предпосылок создания и развития этого сектора.
Воспроизводство научных кадров высшей квалификации осуществляется в рамках двух социальных институтов: науки и высшей школы, причем их взаимодействие в этом процессе происходит во многом по принципу «сообщающихся сосудов». В остальных сферах деятельности преимущественно происходит использование научного потенциала этих кадров. Поэтому именно наука и образование играют первостепенную роль для обеспечения страны научными кадрами высшей квалификации.
Снижение количества научных кадров высшей квалификации в области их воспроизводства недопустимо, т.к. неизбежно ведет к уменьшению их подготовки для страны в целом.
В условиях системной трансформации общества и перехода экономики на инновационный путь развития в сфере воспроизводства должен существовать определенный избыток научных кадров высшей квалификации, особенно молодых. Именно это позволит эффективно работать цепочке «образование — наука — инновации». Уходя из науки в инновационный бизнес, внедряя новые технологии, высококвалифицированные научные кадры претворяют в жизнь избранный страной путь развития. На освободившиеся места придут новые молодые кадры, обеспечивая динамизм и непрерывность функционирования науки.
Согласно сложившимся возрастным параметрам воспроизводства научных кадров высшей квалификации за 20 лет должно сменяться 60–70% кандидатов и 80–90% докторов наук, занятых в НИОКР и в сфере высшего образования. И от того, как и кем осуществляется такое замещение, зависят изменение качественных показателей научного сообщества, структура и уровень исследовательской деятельности, качество обучения в вузах.
Основой воспроизводства интеллектуального потенциала является магистратура, аспирантура, докторантура (как прежняя профильная, так и PhD). Одной из основных задач сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического и образовательного комплекса является создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки, технологий и образования.
Меры по решению данной проблемы должны ориентироваться на устранение главных факторов, препятствующих притоку в науку и образование молодых кадров (и способствующих оттоку молодежи из сферы науки и образования). В настоящее время в Республике создана благоприятная ситуация для решения проблемы создания системы воспроизводства научнообразовательных кадров, подбора и подготовки талантливых молодых ученых, что отражено в проекте Концепции по совершенствованию системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в Республике Казахстан до 2010 г., где указано: «Первоочередными задачами государственной политики в области образования и науки на пути реализации стратегии по вхождению Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира являются:
-интеграция высшего образования, науки и наукоемкого производства с целью развития приоритетных научных исследований и новых технологий, ориентированных на рыночную экономику;
-обеспечение квалифицированными специалистами прорывных направлений в науке;
-сохранение преемственности научных и научно-педагогических школ.
Опыт показывает, что решение названных задач невозможно без обновления системы подготовки и аттестации кадров на всех уровнях профессиональной подготовки». Исходя из этого, к основным задачам в указанном проекте Концепции отнесены следующие:
-разработка и совершенствование норматив-но-директивной базы, регулирующей подготовку и аттестацию по программам магистратуры и докторантуры (PhD);
-создание образовательных программ докторантуры (PhD) по всем приоритетным отраслям науки Казахстана;
-организация на базе ведущих вузов центров по реализации программ докторантуры (PhD);
-постепенный переход от традиционной системы подготовки и аттестации к модели целевого воспроизводства высококвалифицированных кадров для науки и образования через магистратуру и докторантуру PhD;
-децентрализация государственной системы аттестации научных и научно-педагогических кадров; – повышение ответственности организаций образования и науки перед обществом за качество подготовки научных и научно-педагогических кадров;
-разработка нормативных требований к при-суждению ученой степени PhD и «full-professor».
Перед казахстанской наукой стоит множество трудных проблем. Однако в конечном итоге все они проецируются на человеческий капитал – самый важный и чувствительный элемент в системе производства фундаментального научного знания, конкурентоспособных прикладных технологий.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
1.17 мб

ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАУЧНЫХ КАДРОВ ГЛАЗАМИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ИНСТИТУТОВ

Ярашева Азиза Викторовна, Аксенова Елена Ивановна
В статье представлены результаты исследования кадрового потенциала российских научных организаций, выполненного Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в 2015-2016 годах.
Читать PDF
354.97 кб

Воспроизводственная структура научных кадров и основные тенденции ее изменения

Шарый И. Н.
Представлены результаты анализа особенностей воспроизводственной структуры научных кадров. Рассмотрены особенности влияния демографических процессов на воспроизводство кадрового состава белорусской науки.
Читать PDF
1.05 мб

«Парадное благополучие» в сфере воспроизводства научных кадров современной России

Карпова Анна Юрьевна
Актуальность исследования определяется насущной потребностью обновления, повышения воспроизводства, пополнения российского научного потенциала.
Читать PDF
241.50 кб

Динамика процессов воспроизводства научных кадров в учреждениях академического сектора науки

Шарый И. Н.
В статье рассматриваются особенности динамики воспроизводства научных кадров в учреждениях академического сектора науки.
Читать PDF
344.48 кб

Особенности воспроизводства научных кадров в Беларуси и проблемы кадрового обеспечения приоритетных

И. Н. Шарый
Представлен анализ динамики изменений воспроизводственной структуры научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь за период с 2000 по 2014 г.
Читать PDF
802.48 кб

Основные тенденции изменения численности и воспроизводственной структуры научных кадров в Республике

И. Н. Шарый
Представлен анализ динамики численности научных работников и их воспроизводственной структуры в Республике Беларусь.