процесс сохранения и развития кадрового потенциала научной и научно-технической отрасли, обеспечение преемственности научных знаний. В этом процессе исключительно важной признается роль государства в обеспечении финансирования фундаментальной науки и подготовки научных кадров, а государственная политика в области воспроизводства и обновления научных кадров – важнейшим элементом государственной научно-технической политики.
В условиях изменяющегося общества при переходе страны на инновационный путь развития кадры высшей научной квалификации играют важную роль во взаимодействии между экономическим и научным потенциалом страны, в их сращивании и взаимном усилении. Сбалансированное воспроизводство научных кадров высшей квалификации, способных обеспечивать непрерывный процесс накопления, передачи, расширения и использования научных знаний как теоретического, так и эмпирического плана, является необходимым условием осуществления инновационного пути развития страны, заявленного в Стратегии вхождения Республики Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных государств мира.
При определении потребности страны в кадрах высшей научной квалификации учитывается, что их подготовка для высокотехнологичного сектора отечественной экономики является одной из важнейших предпосылок создания и развития этого сектора.
Воспроизводство научных кадров высшей квалификации осуществляется в рамках двух социальных институтов: науки и высшей школы, причем их взаимодействие в этом процессе происходит во многом по принципу «сообщающихся сосудов». В остальных сферах деятельности преимущественно происходит использование научного потенциала этих кадров. Поэтому именно наука и образование играют первостепенную роль для обеспечения страны научными кадрами высшей квалификации.
Снижение количества научных кадров высшей квалификации в области их воспроизводства недопустимо, т.к. неизбежно ведет к уменьшению их подготовки для страны в целом.
В условиях системной трансформации общества и перехода экономики на инновационный путь развития в сфере воспроизводства должен существовать определенный избыток научных кадров высшей квалификации, особенно молодых. Именно это позволит эффективно работать цепочке «образование — наука — инновации». Уходя из науки в инновационный бизнес, внедряя новые технологии, высококвалифицированные научные кадры претворяют в жизнь избранный страной путь развития. На освободившиеся места придут новые молодые кадры, обеспечивая динамизм и непрерывность функционирования науки.
Согласно сложившимся возрастным параметрам воспроизводства научных кадров высшей квалификации за 20 лет должно сменяться 60–70% кандидатов и 80–90% докторов наук, занятых в НИОКР и в сфере высшего образования. И от того, как и кем осуществляется такое замещение, зависят изменение качественных показателей научного сообщества, структура и уровень исследовательской деятельности, качество обучения в вузах.
Основой воспроизводства интеллектуального потенциала является магистратура, аспирантура, докторантура (как прежняя профильная, так и PhD). Одной из основных задач сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического и образовательного комплекса является создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки, технологий и образования.
Меры по решению данной проблемы должны ориентироваться на устранение главных факторов, препятствующих притоку в науку и образование молодых кадров (и способствующих оттоку молодежи из сферы науки и образования). В настоящее время в Республике создана благоприятная ситуация для решения проблемы создания системы воспроизводства научнообразовательных кадров, подбора и подготовки талантливых молодых ученых, что отражено в проекте Концепции по совершенствованию системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в Республике Казахстан до 2010 г., где указано: «Первоочередными задачами государственной политики в области образования и науки на пути реализации стратегии по вхождению Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира являются:
-интеграция высшего образования, науки и наукоемкого производства с целью развития приоритетных научных исследований и новых технологий, ориентированных на рыночную экономику;
-обеспечение квалифицированными специалистами прорывных направлений в науке;
-сохранение преемственности научных и научно-педагогических школ.
Опыт показывает, что решение названных задач невозможно без обновления системы подготовки и аттестации кадров на всех уровнях профессиональной подготовки». Исходя из этого, к основным задачам в указанном проекте Концепции отнесены следующие:
-разработка и совершенствование норматив-но-директивной базы, регулирующей подготовку и аттестацию по программам магистратуры и докторантуры (PhD);
-создание образовательных программ докторантуры (PhD) по всем приоритетным отраслям науки Казахстана;
-организация на базе ведущих вузов центров по реализации программ докторантуры (PhD);
-постепенный переход от традиционной системы подготовки и аттестации к модели целевого воспроизводства высококвалифицированных кадров для науки и образования через магистратуру и докторантуру PhD;
-децентрализация государственной системы аттестации научных и научно-педагогических кадров; – повышение ответственности организаций образования и науки перед обществом за качество подготовки научных и научно-педагогических кадров;
-разработка нормативных требований к при-суждению ученой степени PhD и «full-professor».
Перед казахстанской наукой стоит множество трудных проблем. Однако в конечном итоге все они проецируются на человеческий капитал – самый важный и чувствительный элемент в системе производства фундаментального научного знания, конкурентоспособных прикладных технологий.
1.17 мб
ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАУЧНЫХ КАДРОВ ГЛАЗАМИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ИНСТИТУТОВ
В статье представлены результаты исследования кадрового потенциала российских научных организаций, выполненного Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в 2015-2016 годах.