ВОСПРИЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

Найдено 1 определение
ВОСПРИЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
художественное) — вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и. целостном В. произв. иск-ва как эстетической ценности, к-рое сопровождается эстетическим переживанием. Нек-рые исследователи обозначают этот процесс как «худож. В.». Однако тогда исчезает, остается в тени разница между профессиональным худож. прочтением произв. иск-ва и принципиально непрофессиональным его В., к-рое имеет открытый характер, включающий жизненный опыт субъекта, его эстетический вкус и ценностные ориентации. Поэтому употребление в данном случае понятия В. э. представляется более предпочтительным. Специфику же В. явлений действительности, эстетическую ценность к-рых субъекту предстоит открывать самому, более точно передает понятие «эстетическое созерцание». В. э. не есть простое воспроизведение худож. произв. в сознании. Это сложный процесс со-участия и со-творчества воспринимающего субъекта. От эстетической деятельности художника — творца произв. иск-ва В. э, отличает то, что оно не технологично и движется в обратном направлении: от В. результата (произв. в целом) к заложенной в нем идее. Худож. произв. не дано субъекту В. непосредственно. Между произв. и воспринимающим субъектом всегда существует эстетическая дистанция — сознание того, что перед ним лишь изображение действительности, а не сама действительность. Эту мысль Л- Фейербаха выделил Ленин. Для преодоления дистанции необходима определенная настроенность субъекта (Установка эстетическая) на В. худож. произв. как если бы оно было действительностью, не забывая в то же время о его условности (эту особенность В. э. раскрывает и использует, напр., прием рассказчика-очевидца в литературном повествовании). В. э., т. обр., амбивалентно (Амбивалентность): его субъект одновременно верит и не верит в реальность изображаемого. В. э. во мн. определяется худож. произв., к-рое не только является осн. источником худож. информации, но и задает сам способ ее «прочтения», «перевода» в эмоционально-образный план субъекта. Сложность В. э. обусловлена тем, что идея произв. непереводима в вербальный, словесно-понятийиый план (по образному определению Э. Хемингуэя, она подобна 7/г, айсберга, скрытым под водой). На этом строит свою концепцию символизм, утверждающий, что эстетическая идея остается навсегда скрытой от обыденного сознания. Однако в худож. тексте (Текст художественный), в системе выразительных средств всегда заложен код, позволяющий расшифровать его сокровенный смысл. Проникновение в смысл худож. произв. зависит также от эстетических способностей (Способность эстетическая) субъекта, от степени развитости его эстетического чувства. Избирательность и глубина В. э. обусловлены состоянием культуры об-ва и общекультурным потенциалом самой личности, системой ее ценностных ориентации. Продуктом В. э. становится «вторичный» образ и смысл, к-рый совпадает и не совпадает с образом и идеей, задуманными автором. По словам поэта: «Книга должна быть исполнена читателем, как соната...». В процессе В. э. можно выделить несколько узловых моментов: установка на В. худож, произв., предварительная эмоция от встречи с ним; радость узнавания в нем ожидаемого образа, его развитие на основе ассоциаций (Ассоциация в искусстве) с представлениями, соответствующими собственному жизненному и культурному опыту субъекта. Поскольку худож. образ никогда полностью не совпадает с ожиданиями субъекта, постольку узнавание всегда принимает форму своеобразной игры: присвоения «чужого» худож. образа и эмпатии, «вчувствования» в него своих переживаний. В случае, когда худож. информация (Информация художественная) существенно превышает ожидания субъекта, В. э. либо разрушается (субъект оценивает худож. произв. как странное, экстравагантное, абсурдное, безобразное), либо на основе интенсивной работы воображения у него формируется новый образ-переживание, в к-ром идея, заложенная в произв. художником, как бы заново рождается, открывается. Этот высший.момент В. э. сопровождается глубоким эстетическим переживанием, к-рое вслед за Аристотелем можно охарактеризовать как катарсис. Завершает процесс В. э. эстетическое суждение, имеющее уже рефлективный характер (Суждение эстетическое). В. э. не всегда выступает в развернутом виде. Оно может остановиться на предварительной эмоции или на уровне узнавания привычных образов, но может и подняться до высокого напряжения (потрясения), когда субъект переживает радость не только от открывшегося ему смысла, но и от самого акта открытия.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
77.78 кб

Эстетическое восприятие и дизайн

Пиликина Надежда Николаевна
Мы с вами не можем существовать в пустом пространстве, нас окружает мир вещей мир предметов. Пользуясь предметами, мы включаем их в круг своих интересов и представлений. С их помощью мы осваиваем пространство жизнедеятельности.
Читать PDF
59.30 кб

Особенности эстетического восприятия мира

Барановский В.Е.
Читать PDF
264.92 кб

Феноменология эстетического восприятия тела

Карпицкий Н.Н.
В статье анализируется эстетическое восприятие человеческого тела. Феноменологический метод позволяет описать эстетический горизонт тела.
Читать PDF
166.04 кб

Эстетическое восприятие танцевальных представлений

Абаев О.А., Новгородова Е.Е.
Читать PDF
284.41 кб

Эстетические и научные обоснования природы восприятия цвета

Филиппова Л.С.
В данной статье освещены вопросы, касающиеся истории развития цветового восприятия с древних времен до наших дней.
Читать PDF
254.09 кб

Эстетический модус восприятия политики: ракурсы интерпретации

Верещагин Олег Александрович, Белова Наталья Евгеньевна
Статья посвящена исследованию феномена «эстетизации политики». Политическая эстетика представлена в работе в границах концепта «символической политики».
Читать PDF
615.56 кб

Эстетическая специфика восприятия современной электронной музыки

Феоктистов Ф.П.
В статье рассматриваются особенности восприятия электронной музыки, отличающие его от акта прослушивания музыки инструментальной.
Читать PDF
102.30 кб

Связь между архитектоникой лица и его эмоционально-эстетическим восприятием

Соловьев М.М., Алексина Л.А., Баиндурашвили А.А., Фен Линь
Читать PDF
287.28 кб

Эстетическое восприятие фасадов жилых зданий в урбанизированной ландшафтной среде

Светлана Анатольевна Сердюкова
Ландшафтный урбанизм как новый подход в проектировании и планирование открытых пространств представляет интерес тем, что архитектура вписывается в существующую ландшафтную среду.
Читать PDF
472.00 кб

Homo synaesthesis: особенности эстетического восприятия и художественного мышления

Зайцева М. Л.
В статье рассматривается актуальная научная проблема эстетического восприятия и художественного мышления современного человека, способности которого, обусловленные революционными сдвигами в информационных технологиях, обучающих ме
Читать PDF
283.57 кб

Психологические предпосылки и механизмы эстетического и художественного восприятия

Арсеньев Иван Константинович
Читать PDF
112.69 кб

Восприятие церковного искусства верующей молодежью: духовные и эстетические приоритеты

Копировский А.М.
В статье анализируются итоги опроса группы верующей (православной) молодежи, связанного с ее отношением к церковному искусству.
Читать PDF
193.53 кб

Восприятие творчества А. Ф. Лосева в Польше в XX и XXI вв. В контексте его эстетической мысли

Оболевич Тереза
Детально рассматривается процесс восприятия творчества А.Ф. Лосева в Польше. С использованием синтетического метода представлены три периода рецепции его мысли: межвоенные годы (1918-1939 гг.
Читать PDF
384.00 кб

Подходы к проблеме развития полноценного восприятия искусства в области эстетического воспитания

Мосунова Людмила Александровна
В статье ставится задача проанализировать и обобщить подходы к проблеме развития полноценного восприятия искусства в области эстетического воспитания.
Читать PDF
405.25 кб

Синестезийное восприятие и познание объективной реальности в пространстве эстетических коннотаций

Зайцева Марина Леонидовна
Обосновывается необходимость признания синестезии философским понятием, которое реализует свою методологическую функцию в исследовании процесса познания объективной реальности.