ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 1 определение
ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
основные способы формирования личности, осуществляемого через систему различных социальных институтов (прежде всего через школу, средние специальные, высшие и профессионально-технические учебные заведения). Объективная необходимость В. и о. коренится в самой природе человеческого общества. Различные черты и признаки поведения животных передаются из поколения в поколение чисто биологическим путем, главным образом через аппарат наследственности (т. наз. «обучение» животных носит по преимуществу приспособительный характер и касается не основных черт обучаемого животного, а лишь некоторых форм и способов его поведения). Аналогичным путем передаются биологические признаки и некоторые черты поведения у человека. Однако не они, как известно, составляют сущность личности человека. Эта сущность определяется тем, насколько человек способен к участию в общественно полезной деятельности, а такая способность может быть сформирована лишь чисто социальным путем, т. е. прежде всего через систему специально для этого создаваемых общественных учреждений. Процесс формирования социальных способностей и составляет основное содержание В. и о. В процессе образования (обучения) люди получают знания, содержащие способы решения различных задач, напр. математических, физических и т. д. Без овладения этими знаниями нельзя добиться успеха в самых различных видах практической деятельности. Образование расширяет кругозор человека, дает ему возможность ориентироваться в окружающей действительности, принимать участие в таких сферах общественной жизни, как политика, искусство, культура, спорт и т. д. Существующие в обществе разделение и специализация труда делают необходимым не только общее, но и специальное, профессионально-техническое образование. Если общее образование формирует общие способности и дает знания, навыки, необходимые в любом деле, то специальное образование готовит непосредственно к определенному виду деятельности. В отличие от обучения, воспитание формирует в человеке не умение, не способность выполнять ту или иную работу, а такие внутренние качества личности, как моральные принципы, ценности, установки, черты характера. Оно вырабатывает у человека определенное отношение к действительности, к другим людям, без чего невозможна его жизнь в обществе. В каком направлении формируется человек, определяется прежде всего характером общественного строя, теми возможностями, к-рые предоставляет общество для развития личности. Воспитание осуществляется не строго определенным социальным институтом, оно происходит практически во всех общественных учреждениях и сферах жизни, в к-рых участвует личность. Довольно значительны здесь и те не всегда учитываемые обществом воздействия, к-рые оказывает на человека его повседневная жизнь (семья, быт). Иногда эти факторы пагубно влияют на личность, и в таком случае процесс воспитания выступает по своей сути как перевоспитание. Хотя цели и формы В. и о. различны, в жизни они теснейшим образом взаимосвязаны, и на деле всякое образование (обучение) воспитывает, как и всякое воспитание обучает. Перед нашим обществом, строящим коммунизм, стоит практическая задача — создание нового, всесторонне, гармонически развитого человека. А для этого необходимо, чтобы В. и о. выступали как единый, целостный процесс формирования личности (Коммунистическое воспитание),

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Образование и воспитание историей

Жеребкин Михаил Васильевич
Автор анализирует трехлетний опыт работы Исторического клуба Гуманитарно-педагогической академии Крымского федерального университета им. В. И.
Читать PDF

Об образовании, воспитании и любви к Родине

Молчанов Д.М.
Читать PDF

Экология души: система образования и воспитания

Агаджанян Николай Александрович
Размышления о духовном возрождении общечеловеческих интересов и ценностей, нравственном очищении, гармонизации отношений человека и общества с биосферой, морально-нравственном воспитании и роли интеллигенции в этих процессах.
Читать PDF

Н. М. Карамзин о воспитании и образовании в России

Жданович Людмила Николаевна
Проанализировано педагогическое наследие Н. М. Карамзина, историка и крупного общественного деятеля Российской империи. Предметом исследования стали взгляды Н. М.
Читать PDF

Философия воспитания и образования М. М. Рубинштейна

Гребешев Игорь Владимирович
Рассматривается взаимовлияние философии и педагогики на примере творчества М.М.
Читать PDF

Образование и воспитание детей мещан мордовского края

Зеткин Сергей Николаевич
Рассматривается проблема воспитания и образования детей наиболее значительного слоя городского населения России мещанства.
Читать PDF

Красота как понятие и основа образования и воспитания

Сандо Протоиерей-Ставрофор Доктор Драгомир
Одним из основных свойств педагогики является красота.
Читать PDF

Патриотическое воспитание в профессиональном образовании

Т. Л. Князева
Читать PDF

Проблемы воспитания и образования в наследии И. А. Ильина

Борисова Н. В.
We analyze the main trends of Il'in's philosopho-psycological ideas in the field of education and formation in the work
Читать PDF

Игра и удовольствие в дошкольном воспитании и образовании

Сингер Элли
Игра и удовольствие являются основными составляющими дошкольного образования. Игра включает в себя такие элементы, как удовольствие, чувство свободы, со-конструирование смыслов, правила и ритмы.
Читать PDF

Воспитание девушек-курсантов в системе военного образования

Никитина Светлана Анатольевна
В статье отмечается тенденция роста числа женщин среди личного состава Вооруженных Сил, что делает актуальным организацию их военно-профессиональной подготовки в военных вузах.
Читать PDF

повседневные практики общественного воспитания и образования

Песегова Екатерина Витальевна
Статья посвящена теоретико-методологическим основаниям и прикладным стратегиям исследования повседневных практик общественного воспитания.
Читать PDF

Гражданская война: образованность, воспитанность и жестокость

Новиков Михаил Васильевич
В статье рассматривается проблема жестокости в ходе гражданских войн на примере двух гражданских войн -российской (1918-1920 гг.) и испанской (1936-1939 гг.).
Читать PDF

Воспитание толерантности в системе дополнительного образования

Петрова Анастасия Игоревна
В статье раскрывается содержание понятия «толерантность», которое является приоритетным в условиях дополнительного образования. Воспитание толерантности у школьников сложный, но достижимый результат.
Читать PDF

Образование и воспитание дворянских девушек в XVIII нач. ХIХ века

Суренская Марина Сергеевна
в статье рассматривается процесс обучения и воспитания дворянских девушек в XVIII нач. ХIХ века, которое осуществлялось в домашних условиях, либо в государственных учебных заведениях.