ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 1 определение
ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
основные способы формирования личности, осуществляемого через систему различных социальных институтов (прежде всего через школу, средние специальные, высшие и профессионально-технические учебные заведения). Объективная необходимость В. и о. коренится в самой природе человеческого общества. Различные черты и признаки поведения животных передаются из поколения в поколение чисто биологическим путем, главным образом через аппарат наследственности (т. наз. «обучение» животных носит по преимуществу приспособительный характер и касается не основных черт обучаемого животного, а лишь некоторых форм и способов его поведения). Аналогичным путем передаются биологические признаки и некоторые черты поведения у человека. Однако не они, как известно, составляют сущность личности человека. Эта сущность определяется тем, насколько человек способен к участию в общественно полезной деятельности, а такая способность может быть сформирована лишь чисто социальным путем, т. е. прежде всего через систему специально для этого создаваемых общественных учреждений. Процесс формирования социальных способностей и составляет основное содержание В. и о. В процессе образования (обучения) люди получают знания, содержащие способы решения различных задач, напр. математических, физических и т. д. Без овладения этими знаниями нельзя добиться успеха в самых различных видах практической деятельности. Образование расширяет кругозор человека, дает ему возможность ориентироваться в окружающей действительности, принимать участие в таких сферах общественной жизни, как политика, искусство, культура, спорт и т. д. Существующие в обществе разделение и специализация труда делают необходимым не только общее, но и специальное, профессионально-техническое образование. Если общее образование формирует общие способности и дает знания, навыки, необходимые в любом деле, то специальное образование готовит непосредственно к определенному виду деятельности. В отличие от обучения, воспитание формирует в человеке не умение, не способность выполнять ту или иную работу, а такие внутренние качества личности, как моральные принципы, ценности, установки, черты характера. Оно вырабатывает у человека определенное отношение к действительности, к другим людям, без чего невозможна его жизнь в обществе. В каком направлении формируется человек, определяется прежде всего характером общественного строя, теми возможностями, к-рые предоставляет общество для развития личности. Воспитание осуществляется не строго определенным социальным институтом, оно происходит практически во всех общественных учреждениях и сферах жизни, в к-рых участвует личность. Довольно значительны здесь и те не всегда учитываемые обществом воздействия, к-рые оказывает на человека его повседневная жизнь (семья, быт). Иногда эти факторы пагубно влияют на личность, и в таком случае процесс воспитания выступает по своей сути как перевоспитание. Хотя цели и формы В. и о. различны, в жизни они теснейшим образом взаимосвязаны, и на деле всякое образование (обучение) воспитывает, как и всякое воспитание обучает. Перед нашим обществом, строящим коммунизм, стоит практическая задача — создание нового, всесторонне, гармонически развитого человека. А для этого необходимо, чтобы В. и о. выступали как единый, целостный процесс формирования личности (Коммунистическое воспитание),

Источник: Краткий словарь по философии. 1970