ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Восьмеричный путь
таково представление буддизма о средствах, которые способны помочь верующему достичь просветления. И хотя ранние буддистские тексты ничего не говорят об этом, восьмеричный путь, как правило, считается одним из основных догматов буддизма, в котором обычно выделяют три области: это вера, нравственность и медитация. Восьмеричный путь состоит из: 1) «правильного понимания»; 2) «правильного мышления», то есть веры; 3) «правильной речи»; 4) «правильных действий тела»; 5) «правильных средств существования», то есть нравственности; 6) «правильного усилия»; 7) «правильной внимательности» и 8) «правильной концентрации», то есть -медитации. Это систематизированное краткое изложение основных положений буддизма, о которых можно написать более длинные трактаты.

Источник: Новые религиозные движения.

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ (БЛАГОРОДНЫЙ) ПУТЬ
в учении буддизма - путь, который ведет к прекращению страданий и состоящий в правильном видении, правильной мысли, правильной речи, правильном действии, правильном образе жизни, правильном усилии, правильном внимании, правильном сосредоточении. В.П. "высвобождает" человека от ряда посюсторонних зависимостей (амбициозной гордости, ненависти, чувственных страстей, неуемных желаний и т.п.). Принцип В.П. рекомендует людям избегать любых крайностей - как чувственных наслаждений, с одной стороны, так и абсолютного подавления интереса к ним, доходящего порой до сознательного самоистязания, с другой. В.П. в исходных основаниях своих не только ограничивал, но и в ряде аспектов отрицал поведенческие репертуары аскетизма.
А.А. Трицинов

Источник: Новейший философский словарь

Восьмеричный путь
доктрина буддизма, разработанная его основателем Сиддхартхой Гаутамой, об условиях, определяющих путь освобождения человека от присущих ему страданий. Устранение причин страдания заключается в следующем: - правильное видение (понимание основ буддизма и осознание своего собственного жизненного пути); - правильная мысль (замена неправильных мыслей на правильные и благородные); - правильная речь (слова человека действуют на его душу, на поведение); - правильное действие (надо жить в согласии с самим собой и с другими, никогда не причинять зла другим); - правильный образ жизни (соблюдение буддистских заповедей всегда и везде); - правильное умение (усердие, трудолюбие); - правильное внимание (контроль над мыслями, т. к. они определяют дальнейшую жизнь); - правильное сосредоточение (регулярные медитации, осуществляющие связь с космосом).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ
санскр. astangikamarga) доктрина буддизма, составляющая содержание четвертой из четырех благородных истин. Восьмеричный путь—это правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознавание и правильное сосредоточение. Т. о., восьмеричный путь включает три основные составляющие: «культуру поведения» (правильные мысль, слово, действие), «культуру медитации» (правильные осознавание и концентрация) и «культуру мудрости» (правильные взгляды). «Культура поведения» — это пять (или десять) основных заповедей (панчашила): не убей, не бери чужого, не лги, не опьяняй себя, не прелюбодействуй, а также добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения и т. п. «Культура медитации» — система упражнений, ведущая к достижению внутреннего умиротворения, отстраненности от мира и обузданию страстей. «Культура мудрости» — знание четырех благородных истин. Следование лишь культуре поведения приведет, согласно Будде, только к временному облегчению участи. Лишь осуществление восьмеричного пути в полном объеме способно обеспечить выход из круговорота перерождений (сансары) и достижение освобождения (нирваны). Из всех четырех благородных истин в восьмеричном пути Будда не просто констатирует возможность освобождения, а указывает практический способ, как самому, без посторонней помощи, стать буддой.
В. Г. Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ
(тиб. yan lag brgyad paI lam) названия буддийского учения о духовном Пути к освобождению от страданий, состоящего из восьми пунктов. Будда провозгласил его в первой проповеди Колеса Закона. 1) Правильные воззрения (дришти) состоят в осознании истинности Четырёх Благородных истин и Законоучения. 2) Правильные размышления (санкальпа) состоят в том, чтобы вызывать в сознании намерения освобождаться от страданий. 3) Правильная речь (вач) состоит в том, чтобы не говорить грубо, лживо, не произносить сквернословия, пустословия, глупости. 4) Правильное поведение (карма) состоит в совершении десяти благодеяний и воздержании от десяти злодеяний. 5) Правильный способ поддержания жизни (аджива) состоит в том, чтобы не причинять вреда другим существам, соответственно чему выбирают занятия и ремесло. 6) Правильное приложение усилий (вьяйяма), прежде всего ума, состоит в том, чтобы отстраняться от негативных мыслей, чувств, а сосредотачиваться на радости, любви ко всем существам, отрешённости от желаний и т.д. 7) Правильная память (смрити) состоит в постоянном внимании к деяниям тела, речи и ума, понимании их взаимодействия с окружающим. 8) Правильное сосредоточение (самадхи) состоит в постоянном развитии способностей созерцания (дхьяна), умственного видения (випащьяна) и других способов концентрации, самоконтроля и управления сознанием. Описания того, что практически значат эти ступени, составляют учения «четвёртой истины» буддизма. Этот же Путь имеет названия «благородный» (арья) и Срединный (мадхьяма-пратипад), т.е. проложенный между двумя крайними религиозными путями. Первый есть путь удовлетворения собственных желаний, ради которых молятся и проводят обряды брахманские священники, а второй — путь самоистязания, умерщвления плоти, коим следуют аскеты всех толков.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Похожие термины:

  • ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ, срединный путь

    путь, к-рый, избегая две крайности — чувственное сладострастие и самоистязание,— ведет к просветлению и освобождению от страданий (дуккха). Восьмеричным он называется потому, что состоит из 8 ступ