(Rapture of the Church).
Лат. rapio "выхватывать", "поднимать". Образ, используемый премилленаристами применительно к Церкви, края воссоединится (будет вознесена) со Христом при Втором пришествии. Учение о восхищении Церкви опирается прежде всего на отрывок 1 Фес 4:1517: "...сие говорим вам еловом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем ".
Основные расхождения в толковании слов ап. Павла заключаются в том, как соотносится самый миг восхищения со временем "великой скорби", крой будет отмечен конец времен. Претрибулационисты (лат. Iribulatio "терзание", "мучение") учат, что Церковь будет восхищена перед наступлением семилетнего периода скорби и откровения Антихриста. Вторая группа, мидтрибулационистов (английская приставка mid "в середине"), полагает, что воехищение Церкви произойдет во время периода скорби, когда Антихрист уже придет к власти, однако еще до начала суровых кар, предшествующих возвращению Христа на землю для основания Царства. Наконец, существует концепция поеттрибулационизма Церковь просуществует в мире весь период скорби и будет восхищена, когда Христос вернется во славе.
Претрибулационизм и истоки полемики о восхищении. Диспенсационалисты пытаются приписать всем без исключения премилленаристам крайние для премилленаризма идеи, в частноети, идеюпретрибулационизма, "восхищения до скорби ". Однако хорошо известно, что за всю историю Церкви учителя премилленаризма не изобразили детальную картину конца времен. До нач. XIX в. все верующие, так или иначе обсуждавшие восхищение Церкви, полагали, что оно произойдет при возвращении Христа, в конце скорбей. Благодаря Дж.Н. Дарби многие христиане стали верить, что возвращение Христа произойдет в два этапа: первый этап будет осуществляться ради святых, при воехищении Церкви, а второй со святыми, когда Христос будет править миром в конце периода "великой скорби". Согласно этому истолкованию библейского пророчества, между двумя событиями исполнится предсказанная Даниилом "седмина" (Дан 9:2427), когда власть окажется у Антихриста. После восхищения Церкви Бог возобновит отношения с Израилем.
Идеи Дарби имели большое влияние в Британии и Соединенных Штатах. Благодаря проповедям межденоминационных евангелизаторов XIXXX вв. многие евангелики стали разделять идею претрибулационизма. "Справочная Библия Скоуфилда", ведущие библейские институты, высшиетеологические школы такие, как Далласская теологическая семинария, семинария Тэлбот и Теологическая семинария св. благодати внесли свой вклад в популяризацию претрибулационизма. В беспокойные 60егг. идея "восхищения до скорби " возродилась уже на популярном уровне благодаря книгам X. Линдсея и деятельности проповедников, использовавших электронные массмедиа.
Влияние Дарби явно ощущается в работах его последователей. Однако гораздо сложнее понять, как он сам пришел к таким выводам. С. ?. Треджеллес как и Дарби, член движения Плимутских братьев утверждал, что идея "восхищения до скорби " родилась во время харизматического служения, к-рое проводил Э. Ирвинг в 1832 г. Другие ученые полагают, что концепция восхищения явилась в пророческом откровении, данном в 1832 г. юной шотландке Маргарет Макдональд. Она стала делиться своими прозрениями с другими. Ее экстатичеекая манера и апокалиптическое учение положили начало харизматическому возрождению в Шотландии. Находясь под сильным впечатлением рассказов о новой Пятидесятнице, Дарби посетил место начавшегося возрождения. По его собственному свидетельству, в последующие годы он встречался с М. Макдональд, однако же отрицал, что к ней снова сходил Св. Дух. Некоторые авторы полагают, что Дарби, несмотря на неприятие общего ее подхода, заимствовал у нее идею восхищения, на основе крой разработал собственную систему.
Другие исследователи считают, что необходимо принять объяснения самого Дарби о том, как он пришел к своим воззрениям. В основе этих эсхатологических воззрений лежит идея о различении в Св. Писании двух сущностей Церкви и Израиля. Когда Церковь будет восхищена, изъята из мира, исполнятся пророчества, касающиеся Израиля. Антихрист придет к власти, обещая мир на земле, и заключит договор о защите возрожденного государства Израиль. Однако евреи будут преданы своим новым покровителем, крый внезапно отменит все традиционные религиозные обряды и потребует, чтобы поклонялись ему самому. Те, кто не согласится, подвергнутся гонениям. Этот окончательный холокост избранного народа Божьего побудит евреев принять Христа в качестве Спасителя. В период скорби землю постигнут казни; наконец, битва при Армагеддоне закончится видимым, личным и победоносным возвращением на землю Христа с Его святыми. Сатана будет скован Господом на тысячу лет, когда Господь со своими последователями будет править миром. Согласно премилленаристам, разделяющим концепцию " восхищения до скорби ", все пророчества, исполнение крых ожидалось в Первое пришествие Христа, исполнятся во Втором пришествии. То, что евреи отвергли Христа в первом веке, отложило наступление Царства до Второго пришествия. Такие воззрения на Церковь и на ее роль в пророчестве имели решающее значение для восприятия идеи " восхищения до скорби" и соответствующей системы воззрений.
Другой аргумент в пользу "восхищения до скорби " состоит в том, что перед приходом Антихриста должно быть устранено сдерживающее влияние Св. Духа (2 Фес 2:68). Поскольку Св. Дух особенно связан с Церковью, с уходом Его должна уйти и Церковь. Среди остальных доводов, приводимых в пользу "восхищения до скорби", можно отметить неотвратимость восхищения. Если оно может произойти в любой момент, то "благословенному событию" не будут предшествовать никакие знаки скорби, подобные откровению Антихриста, битве при Армагеддоне или осквернению Храма.
Мидтрибулационизм. Одним из ведущих представителей иного подхода к проблеме восхищения Церкви стал Г.Дж. Окенга, входивший в число лидеров евангелического движения в Соединенных Штатах после Второй мировой войны. В кратком личном свидетельстве, приведенном в февральском томе "Христианской жизни" (Christian Life, 1955), Окенга говорил о многих трудных проблемах, возникающих в связи с идеей " восхищения до скорби ", о тайном характере восхищения, о возрождении, к-рое возможно при отсутствии Св. Духа, о снижении роли Церкви в рамках диспенсационалистской эсхатологии. Другие лидерыевангелики разделяли его взгляды, хотя их собственные воззрения носили несколько иной характер. Сторонники концепции "восхищения во время скорби", мидтрибулационисты, ограничивали период гнева Божьего (Откр 1618) тремя с половиной годами до начала битвы при Армагеддоне. Исходя из настойчиво повторяющейся цифры в "три с половиной года" (сорок два месяца) в Дан 7:9,12 и в Откр 1112, они отводили скорби более короткое время. В подтверждение своих тезисов мидтрибулационисты ссылались на Дан 7:25,где говорилось, что Церковь будет пребывать под тиранической властью Антихриста в течение трех с половиной лет. В Дан 9:27 также указывается, что в конце времен правитель мира придет к согласию с христианами и иудеями, гарантируя им религиозную свободу, но затем осуществит вторую часть своего плана и запретит соблюдать религиозные обряды. К-ром е того, мидтрибулационисты ссылались на некрые н.з. отрывки, в т.ч. Откр 12:14, где предсказывался уход Церкви в пустыню и пребывание там в течение трех с половиной лет. Наконец, они полагали, что Нагорная проповедь (Мф 24; Мк 13; Лк 12) в большей мере подтверждает их взгляды, чем взгляды претрибулационистов.
Мидтрибулационисты считают, что восхищение Церкви произойдет после исполнения предсказанных знамений и предварительного этапа скорбей,в соответствии с Мф 24:1027. Восхищение не будет тайным; его сопровождает грандиозное зрелище, с громкими голосами и звуком трубы (1Фес 4:16; Откр 11:15; 14:2). Это драматическое знамение привлечет взоры неспасенных; когда они увидят, что христиане вознесены, они придут ко Христу и начнется основной этап возрождения (Откр 7:9,14).
Посттрибулационизм. Многих интерпретаторов не устраивали те резкие различия, крые проводили сторонники идеи "восхищения до скорби" между Церковью и Израилем. Они верили, что Христос вернется, чтобы вознести своих святых и в то же время основать Тысячелетнее Царство, и ссылались на многочисленные отрывки (Мф 24:27,29) в подтверждение своей идеи о том, что восхищение должно быть зримым, массовым и последовать за скорбью. Сторонники этойпозиции исходили из того, чтосовет, данный Церкви в Св. Писании, не имел бы смысла, если бы Церковь не прошла через скорбь. Так, членам Церкви сказано бежать в горы, когда произойдут определенные события, вроде мерзости запустения в святом месте (Мф 24:1520).
Многие аргументы, приводимые защитниками "восхищения после скорби ", посттрибулационистами, выдвинуты в противовес позиции "восхищения до скорби ", наиболее широко поддерживаемой в XX в. американскими премилленаристами. Критики этой позиции полагают, что неотвратимое возвращение Христа не требует " восхищения до скорби". К-ром етого, посттрибулационисты указывают, что очень трудно определить, какие отрывки из Св. Писания относятся к Израилю, а какие к Церкви. Наконец, они полагают, что в НЗ учение о восхищении явным образом не сформулировано.
Защитники концепции "восхищения после скорби" выражают различные мнения относительно интерпретации пророческих писаний и деталей возвращения Христа. Дж. Уолвурд насчитывает четыре школы интерпретации. Первая, представляющая классический посттрибулационизм, получила воплощение в работах Дж.Б. Пейна; он учил, что Церковь всегда пребывала в скорби, и поэтому великая скорбь в основном уже свершилась. Второе направление посттрибулационизма это полуклассическая концепция, изложенная в работах А. Риса. При всех различиях во взглядах указанных авторов, их объединяет общая мысль вся история Церкви представляет собой эру скорби, помимо крой предстоит еще период "великой скорби". Третье направление посттрибулационизма называется "футуристическим" и талантливо представлено в работах Дж. Э. Лэдда. Он отводит будущему периоду скорби три с половиной или семь лет к этому выводу его привела буквальная интерпретация Откр 818. Твердый премилленарист, он верит, что "восхищение до скорби" не что иное, какдобавлениекСв. Писанию, к-рое искажает действительно важное событие, реальное появление Христа, провозглашающего свое Царство. Четвертое направление представлено работами Р.Г. Гандри, концепцию крого Уолвурд называет диспенсационалистской и посттрибулационистской. Гандри в новаторской форме сочетал претрибулационистскую аргументацию с идеей "восхищения после скорби".
Концепция частичного восхищения.
Помимо аргументов в пользу претрибулационистской, мидтрибулационистской и посттрибулационистской концепций восхищения, была выдвинута теория т.н. "частичного восхищения". Небольшая группа претрибулационистов учит, что только верные в Церкви будут вознесены перед началом скорби; остальные будут вознесены во время или в конце семилетнего периода. Согласно последователям этой теории, самые преданные Христу будут вознесены первыми, а вслед за ними остальные. Хотя теорию отвергло большинство премилленаристов, ее отстаивал широко почитаемый Дж.Х. Лэнг.
Заключение. Евангелики разделились в своих взглядах на восхищение. Тех, кто придерживался концепции "восхищения до скорби", обвиняли в узости взглядов на Церковь и ее задачи, на культуру и образование, на окружающий мир. Некрые диспенсационалисты невольно способствуют этим обвинениям, выдавая свою позицию чуть ли не за базисное учение веры, но болыпинство претрибулационистов отвергают подобную критику как необоснованное обобщение. Они утверждают, что их позиция не исключает ни высокоразвитой социальной этики, ни политики отрицания мира, если правильно ее понимать.
R.G. С louse (пер. Ю.Т.) Библиография: О.Т. Allis, Prophecy and the Church; R. Anderson, The Coming Prince; E.S. English, ReThinking the Rapture; R.H. Gundry, The Church and the Tribulation; G.E. Ladd, The Blessed Hope; D. MacPherson, The Incredible CoverUp; P. Mauro, The Seventy Weeks and the Great Tribulation; J.B. Payne, The Imminent Appearing of Christ; J. D. Pentecost, Things to Come; A. Reese, TheAppreaching Advent of Christ; J. F. Strombeck, First the Rapture; J. F. Walvoord, The Rapture Question; L. J. Wood, Is the Rapture Next?
См. также: Второе пришествие Христа; Эсхатология; Диспенсация, Диспенсационализм; Тысячелетнее Царство Христа на земле (взгляды на него); Дарби, Джон Нельсон.