ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА ЛУИ БОНАПАРТА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

«ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА ЛУИ БОНАПАРТА»
произв. К. Маркса, посвященное теоретич. обобщению опыта Революции 1848-49, а также последующих событий во Франции до гос. переворота в дек. 1851. Написано в дек. 1851 - марте 1852, опубл. И. Вейдемейером в Нью-Йорке в мае 1852; 2-е изд. с предисл. Маркса вышло в 1869, 3-е - под ред. и с предисл. Ф. Энгельса в 1885; на рус. яз. издано в Женеве в 1894.
Применяя материалпстич. понимание истории в исследовании определ. историч. периода, Маркс развивает здесь гл. обр. теорию классовой борьбы и революции. Он подчеркивает активную роль людей в историч. процессе: «Люди сами делают свою историю...»; впервые употребляет термин «общественная формация»; развивает теорию базиса и надстройки (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 8, с. 119, 120, 145, 148). Маркс разрабатывает типологию революций (см. там же, с. 122-23, 141), периодизацию революц. событий 1848-51, анализирует явление бонапартизма. Маркс четко формулирует необходимость союза пролетариата и крестьянства: «Крестьяне... находят своего естественного союзника и вождя в городском пролетариате, призванном ниспровергнуть буржуазный порядок»; когда крестьянин расстанется с верой в свою парцеллу, «...пролетарская революция получит тот хор, без которого ее соло во всех крестьянских странах превратится в лебединую песню» (там же, с. 211, 607); впервые формулирует положение о необходимости слома бурж. гос. машины: «Все перевороты усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее» (там же, с. 206); при этом он подчеркивает: «Слом государственной машины не подвергает никакой опасности централизацию. Бюрократия есть только низшая и грубая форма централизации...»; «Государственная централизация, в которой нуждается современное общество, может возникнуть лишь на развалинах военно-бюрократической правительственной машины...» (там же, с. 606, 213).
Как указывал Энгельс в предисловии к 3-му изд. работы Маркса, в этом гениальном труде Маркс на опыте истории франц. революции проверил правильность открытого им великого закона движения истории, т. е. материалистич. понимания истории (см. там же, т. 21, с. 259).

Источник: Советский философский словарь

ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА ЛУИ БОНАПАРТА"
произведение Маркса, в к-ром он, применяя метод диалектич. материализма к анализу историч. событий 1848-51 во Франции, дал глубокий по содержанию и блестящий по форме образец науч. понимания обществ. развития. Сочинение написано в период с дек. 1851 по март 1852 в форме статей для еженедельного журнала, подготовлявшегося к изданию в США Вейдемейером. Из-за денежных затруднений издание журнала было прекращено и статьи не были опубликованы. По предложению Маркса они были изданы Вейдемейером в мае 1852 отд. книгой в виде первого и единств. выпуска "непериодического журнала" "Die Revolution" под назв., данным Вейдемейером: "Восемнадцатое брюмера Луи-Наполеона" (вместо Луи Бонапарта). Попытки переиздать книгу в Германии или в Англии оказались безрезультатными. 2-е изд. книги, текст которой Маркс пересмотрел заново, вышло только в 1869. В 1885 вышло 3-е издание книги под редакцией Энгельса. Франц. перевод книги был впервые опубликован в газете "Le Socialiste" – органе Рабочей партии Франции – в январе-ноябре 1891. В том же году в Лилле работа вышла отдельной книгой. На рус. языке впервые эта книга была издана в 1894 в Женеве. В Советском Союзе с 1918 по 1958 тираж лишь отдельных изданий книги достиг 1 млн. экз. После гос. переворота 2 дек. 1851, уничтожившего во Франции республику и давшего, казалось, совершенно неожиданно, всю полноту власти авантюристу Луи Бонапарту, "...Маркс выступил с кратким, эпиграмматическим произведением, в котором изложил в его внутренней связи весь ход французской истории со времени февральских дней и раскрыл в чуде 2 декабря естественный, необходимый результат этой связи..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, 1955, с. 210). Превосходное понимание и проникновение в смысл совр. событий оказалось возможным потому, что Маркс проанализировал живую историю целого периода с т.зр. борьбы классов. Он обнажил политич. и материальные интересы всех классов Франции, их место и роль в революции. Ключом к пониманию истории второй франц. республики послужил Марксу открытый им же закон историч. развития, согласно к-рому всякая историч. борьба, совершающаяся в политической, религиозной, философской и любой др. идеологич. области, есть выражение классовой борьбы, к-рая, в свою очередь, обусловливается экономич. строем общества. Подытожив опыт классовой борьбы 1848–51, Маркс развил и конкретизировал идею диктатуры пролетариата, сделав важнейший теоретич. и политич. вывод о том, что пролетариату необходимо не просто завоевать бурж. гос. машину, а сломать это орудие подавления и угнетения пролетариата и трудящихся масс. "Все перевороты усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 206). Ленин, отмечая, что Маркс сделал громадный шаг вперед по сравнению с "Коммунистическим манифестом", назвал этот вывод главным, основным в учении марксизма о государстве (см. Соч., 4 изд., т. 25, с. 378). Особенно важна данная в работе характеристика социальной сущности крестьянства. Маркс раскрыл двойственную природу крестьянства и показал тенденцию его экономич. и политич. развития. Маркс сделал чрезвычайно важный и сыгравший впоследствии огромную роль вывод о неизбежности для крестьянства и необходимости для пролетариата союза между ними под руководством пролетариата в борьбе за пролет. революцию. Маркс показал, что "...интересы крестьян находятся уже не в гармонии с интересами буржуазии, с капиталом..., а в непримиримом противоречии с ними. Крестьяне поэтому находят своего естественного союзника и вождя в г о р о д с к о м п р о л е т а р и а т е, призванном ниспровергнуть буржуазный порядок" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 211). Маркс сопоставил особенности развития бурж. и пролет. революций, подчеркнув присущие пролет. революции последовательность в разрешении всех стоящих перед ней задач и революц. закон самокритики. Маркс отметил, что буржуазия в период революций 17–18 вв. нуждалась в идеалах, художеств. формах и иллюзиях прошлого, чтобы скрыть истинное содержание своей борьбы. Напротив, пролет. революции могут черпать свои идеалы только из будущего, а не из прошлого. Произведение содержит ряд важных мыслей Маркса о восстании как искусстве, о сущности бурж. демократии, об отношении пролетариата к мелкой буржуазии и др. В этой работе Маркс, по словам Энгельса, проверил правильность открытого им закона историч. материализма, и "это испытание дало блестящие результаты" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, 1955, с. 211). В этом произведении Маркс характеризует отношение между формами собственности и различными идейными течениями, как отношение между базисом и надстройкой: "Над различными формами собственности, над социальными условиями существования возвышается целая надстройка различных и своеобразных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззрений. Весь класс творит и формирует все это на почве своих материальных условий и соответственных общественных отношений" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 145). Лит.: Маркс К., [Письмо] Ф. Энгельсу от 2 сент. 1852, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; Энгельс Ф., [Письмо] К. Марксу от 23 сент. 1852 г., там же; его же, Предисловие к третьему немецкому изданию [работы К. Маркса] "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1955; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; Дудель С., Исторические работы Карла Маркса, "Книга и пролетарская революция", 1940, No 7; Рубинштейн ?., Гениальное произведение основоположника коммунизма, "Марксистско-ленинская лит.". Библиогр. бюл., 1938, No 3; Селевнев К., Работа Маркса "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "Историч. ж.", 1941, No 6; ?лоримон Бонт, Столетие книги К. Маркса "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", в сб.: Французские коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию, пер. с франц., М., 1953. Я. Каримская. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.