ВОСЕМЬ БЛАГИХ ЭМБЛЕМ (Восемь символов удачи)
ВОСЕМЬ БЛАГИХ ЭМБЛЕМ (Восемь символов удачи)
символические предметы: 1) две золотые рыбки (санскр. mëna-mithuna, тиб. gser nya), символизирующие духовное освобождение, избавление от страха утонуть в океане страдания; 2) белый зонт (санскр. a–tapatra, chatra, тиб. gdugs), защищающий от зла и страданий, рассеивающий гнев, страсть, гордыню, зависть и невежество; 3) белая раковина (санскр. sankha, тиб. dung) символизирующий звук Учения (Дхарма) Будды, которое, распространяясь повсеместно, пробуждает слушателей от сна неведения; 4) бесконечный узел (санскр.srëvatsa, тиб. dpal beu) символизирующий, с одной стороны, непостоянство, изменчивость, взаимозависимость, а с другой — единство сострадания и мудрости; 5) стяг (санскр. dhvaja, тиб. rgyal mtshan) — цилиндрическая многоярусная фигура (штандарт), символизирующая победу Учения Будды над невежеством и смертью; 6) драгоценный сосуд (санскр. kalas a, kumbha, тиб. bum pa), исполняющий желания — как мирские (долголетие, богатство, слава), так и духовные (обретение освобождения и Просветления; 7) белый лотос с тысячей лепестков (санскр. padma, тиб. pa dma, pad ma), символизирующий чистоту Учения, которое очищает тело, речь и ум для обретения Просветления; 8) золотое колесо Учения (санскр. dharma-cakra, тиб. khor lo), восемь спиц которого сиволизируют Восьмеричный Путь Просветлённого из первой проповеди Будды, когда он и повернул это колесо (см. также «Дхарма-чакра-правартана-сутра»). Такие эмблемы изготавливаются из золота, серебра, нефрита и т.д., помещаются на алтаре, кладутся в ступы, статуи, изображаются в настенных росписях, свитках (танка), архитектурном декоре, оформлении книг (потхи), вышитых штандартах из парчи, шёлка и т.д. Они обозначают чудесное проявление тела, речи и ума будд, хотя и считаются мирскими символами. Зачастую все В.б.э. рисуют вместе на ткани, стене дома или в храме, называя картину «ашта-мангала» или по-тибетски «таши тагье». Это своего рода залог благоприятствования.