российский литератор. Учился в Тамбовской духовной семинарии, из которой был исключен за политическую неблагонадежность. Выл активным участником революционного движения в России. Подвергался тюремному заключению. Был в ссылке. После октября 1917 - на партийной и советской работе. Автор книг "На стыке" (1923), "Искусство и жизнь" (1924), "Литературные типы" (1925), "Литературные записки" (1926), "Искусство видеть мир" (1928), "Литературные портреты" (тт. 1-2, 1928-1929) и многих др. работ. В 1922 был одним из инициаторов организации и сооснователей Русского психоаналитического общества (РПСАО). В 1925-1928 принадлежал к троцкистской оппозиции. Был исключен из ВКП (б), но после отхода от оппозиции восстановлен. Работал в Гослитиздате. Опубликовал ряд работ по теории искусства, в которых отрицал возможность создания в СССР пролетарской культуры и гегемонию пролетариата в сфере литературы и искусства. Изучал и трактовал значительную роль бессознательного, интуиции и "непосредственных впечатлений" в творческом процессе. В 1937 арестован органами НКВД СССР по обвинению в принадлежности к "антисоветской троцкистско-террористической организации" и осужден к высшей мере наказания (расстрелу). В 1957 посмертно реабилитирован.
В.И. Овчаренко
ВОРОНСКИЙ Александр Константинович
ВОРОНСКИЙ Александр Константинович (1884-1943)
Источник: Новейший философский словарь
ВОРОНСКИЙ Александр Константинович
1884—1943)—советский литературный критик, публицист, писатель. Выступал по проблемам эстетики, методологии худож. критики, теории иск-ва. По инициативе В., к-рую поддержали Н. К. Крупская и Ленин, в 1921 г. был создан первый советский литературно-худож. и научно-публицистический журнал «Красная новь», помещавший статьи и по проблемам эстетики. Луначарский называл В. одним из «образованнейших и наиболее глубоких представителей нашего художественного и научно-художественного коммунистического мира». Основополагающим в эстетических воззрениях В. было понимание иск-ва как познания жизни. Опираясь на идеи Белинского, В. писал: «Искусство, как и наука, познает жизнь. У искусства, как и у науки, один и тот же предмет: жизнь, действительность». Считая, что наше иск-во должно обратиться к «серьезному художественному познанию действительности», В. подчеркивал значимость в этом процессе эмоции, позволяющей художнику «слиться» с предметом отражения и полнее выявить свою индивидуальность. Но при рассмотрении проблем худож. познания В. некритически использовал понятие интуиции, идеалистически истолкованное Бергсоном, хотя сама интуитивистская философия была чужда ему как стороннику марксистской теории отражения, реализма. В. выступал против распространенных в 20-е гг. идей о сведении иск-ва лишь к иллюстрации «лозунга момента» или замены его «строительством жизни», в спорах о новой культуре отстаивал бережное отношение к худож. наследию. Активно участвуя в строительстве советской культуры. В., однако, иногда допускал в своих публикациях неточные формулировки, дававшие повод рапповской критике для обвинений в том, что он якобы отрицает пролетарскую культуру. Объективную оценку эстетические взгляды В. получили в совр. исследованиях, справедливо признающих значение его теоретико-публицистической деятельности в становлении советской эстетики (разработка проблем функций иск-ва, реализма) и худож. критики. Осн. работы В. по проблемам эстетики: «Искусство как познание жизни и современность» (1923), «Искусство видеть мир (о новом реализме)» (1928).
Источник: Эстетика: Словарь