ВОРМС Фредерик

Найдено 1 определение
ВОРМС Фредерик
(р. 1964, Булонь-Бийанкур) – заместитель директора и профессор философии в Высшей нормальной школе в Париже; директор основанного в 2002 А. Бадью и И. Дюру Международного центра по изучению современной французской философии. Председатель возрожденного им Общества друзей Бергсона, В. развивает свои исследования в трех основных направленях. Во-первых, – изучение творчества А. Бергсона в связи с проблемами, поставленными и разработанными во французской философии в начале 1900-х. Во-вторых, – история французской философии ХХ в., которую В. рассматривает в свете предложенного им и прочно вошедшего в философский обиход понятия «момент». С точки зрения В., историю философии в целом и французской философии ХХ в. в частности можно представить как смену и взаимопроникновение отдельных моментов. В своем развитии каждый следующий момент порывает с предыдущим и одновременно посредством самого этого разрыва вступает с ним во взаимодействие. В центре каждого момента находится основная проблема, его организующая. Во французской философии XX в. можно выделить момент 1900-х, охватывающий период с конца XIX в. до 1930-х и развивающийся вокруг проблемы духа; момент Второй мировой войны (1930–1960-е) с центральной проблемой существования и момент 1960-х с главенствующей проблемой структуры, продолжающийся вплоть до 1980-х, когда совершается поворот, ведущий к сегодняшнему философскому моменту. Последнему посвящено третье направление деятельности В., который называет его «моментом живого» или «живущего» («le moment du vivant»), поскольку в центре его оказываются, с одной стороны, вопросы физиологии живого, а с другой – проблемы морали и политики, персональной и институциональной заботы и поддержки человека. На основе изучения этих трех составляющих В. разработал собственную философскую концепцию «критического витализма». Ее идея состоит в том, что не существует ничего по ту сторону живого, так как именно жизнь представляет собой нечто первичное и неотъемлемое. Жизнь в данном случае понимается не как ценность, а, скорее, как система различий, сумма противоречий, располагающийхся внутри самой жизни (например, противоречие между жизнью и смертью). В свете этой позиции жизнь не может быть осмыслена иначе, как с помощью такого критического дуализма: только посредством жизненного опыта и различения мы постигаем живое (живущее). По мнению В., лишь критический витализм позволяет избежать эссенциалистского упрощения и трансцендентного дуализма, которые обходят стороной саму жизнь.
Соч.: Introduction à “Matière et mé- moire» de Bergson, suivie d’une brève introduction aux autres livres de Bergson. P., 1997; Le vocabulaire de Bergson. P., 2000; Bergson ou Les deux sens de la vie: étude inédite. P., 2004; La philosophie en France au XXe siècle. Moments. P., 2009; Le moment du soin. À quoi tenons-nous? P., 2010; Soin et politique. P., 2012; Revivre – Éprouver nos blessures et nos ressources. P., 2012; La vie qui unit et qui sépare. P., 2013. Лит.: Подорога, Ю.В. «Проблема» против «метода», или как писать историю современной философии // Философский журнал. 2010. № 1 (4). Е.Л. Смирнова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.