ВОЛЬТЕРЬЯНСТВО

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВОЛЬТЕРЬЯНСТВО
термин, служивший в рус. дореволюц. литературе для обозначения политич. и религ. свободомыслия 18 – нач. 19 вв., связанного с именем Вольтера. Строго науч. значения термин "В." не имеет.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ВОЛЬТЕРЬЯНСТВО
так называлось религ. и политич. свободомыслие вт. пол. 18 - нач. 19 в. в России в дворянок, и бурж. историографии. Передовая рус. обществ, и филос. мысль этого периода рассматривалась как подражание идеям Вольтера и др. франц. просветителей. В действительности возникновение и развитие антифеод., антикрепостн., антиклерик. идей передовых рус. мыслителей (П. П. Поповского, С. Е. Десницкого, Д.С.Аничкова, И. Я. Третьякова, А. Я. Поленова, Я. П. Козельского, Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина и др.) было обусловлено соц.-экономич. и об-шеств.-политич. условиями России того времени. «Нельзя забывать, — подчеркивал В. И. Ленин, - что в ту пору, когда писали просветители XVIII века (которых общепризнанное мнение относит к вожакам буржуазии), когда писа-. ли наши просветители от 40-х до 60-х годов, все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками» (т. 2, с. 520). Большинство рус. мыслителей стояло на стихийно-материалистич. позициях, облеченных в форму деизма. В объяснении явлений обществ. жизни придерживались теории «естеств. права» и «обществ, договора».

Источник: Атеистический словарь

ВОЛЬТЕРЬЯНСТВО
специфическое идейное и собственно философское направление в духовной жизни России 2-й пол. XVIII в. - 1-й четверти XIX в. Термин этот имел по крайней мере три значения. Он характеризовал, во-первых, фр. философию в целом, во-вторых, усвоение и творческую переработку философских и социологических идей Вольтера на рус. почве и, в-третьих, социально-бытовой тип российского дворянина кон. XVIII в. Первое из этих значений ныне устарело, а третье относится к области, скорее, истории и культуры, нежели истории философии. Совр. зарубежные исследователи не склонны переоценивать роль Вольтера как мыслителя, хотя в XVIII в. он считался одним из ведущих философов. Поэтому составить представления о рус. В. без учета той оживленной полемики, к-рая разгорелась вокруг имени философа и его трудов в отечественной печати того времени, нельзя. С Вольтером в России начали знакомиться очень рано. Первым его имя упомянул в 1735 г. В. К. Тредиаковский в "Эпистоле от российской поэзии к Аполлону", а первыми переводчиками стихотворений Вольтера стали Кантемир и Ломоносов (оба, правда, относились к Вольтеру без излишнего пиетета). Впоследствии Вольтера переводили много и часто. Известны переводы графа И. И. Шувалова, кн. Голицына, А. П. Сумарокова, кн. Е. Р. Дашковой, кн. Ф. А. Козловского и С. С. Башилова, сына приказного Троице-Сергиевой лавры, и И. И. Виноградова, сына священника. Надо сказать, что в низших слоях об-ва идеи Вольтера порой преломлялись весьма своеобразно. Так, в донесении И. П. Сенявина от 28 февраля 1848 г. говорится о сектантах-федосеевцах, использовавших в целях пропаганды своей ереси отдельные места из соч. Вольтера. В 1785-1789 гг. И. Г. Рахманинов предпринял издание собр. соч. Вольтера, по тем временам достаточно представительного, однако попытка полного издания потерпела провал вследствие ужесточения цензуры. Идеи Вольтера оказали сильное влияние на декабристов и им сочувствовавших (Пестеля, А. Ф. Бестужева и М. П. Бестужева-Рюмина, А. П. Ермолова), а также на рус. радикалов сер. XIX в. - Ханыкова, Буташевича-Петрашевского, Чернышевского, Н. А. Момбелли. Последних больше интересовали антиклерикальные выпады Вольтера, чьи политические воззрения, отличавшиеся консерватизмом и конформизмом, деятелей революционного движения явно не устраивали. Творчество Вольтера в России никогда не воспринималось однозначно. Критика его воззрений развивалась в трех направлениях. Во-первых, активно переводились труды фр. противников Вольтера, во-вторых, с ним полемизировали в примечаниях к его соч. и, в-третьих, выступали против него с оригинальными соч. Среди идейных противников Вольтера заслуживают упоминания: Фонвизин, Д. И. Восленский ("Поэма против просветителей", 1819), П. Н. Дамогацкий ("Записки о якобинцах, открывающие все противухристиянские злоумышления и таинства масонских лож, имеющих влияние на все европейские державы". Ч. 1-6, 1805-1809), А. Е. Баталии, С. Н. Глинка, И. М. Кандорский, М. Т. Каченовский, В. А. Левшин, А. Н. Нахимов, М. И. Невзоров, митрополит Евгений (Е. А. Болховитинов), под ред. к-рого в 1792 г. вышел труд аббата Ноннота "Вольтеровы заблуждения". Мн. соч. подобного рода выходили в свет анонимно.

Источник: Русская философия: словарь

ВОЛЬТЕРЬЯНСТВО
ведущее направление общественной мысли 2-й половины 18— 1-й половины 19 в., вызванное к жизни зачинателем французского Просвещения Вольтером. В стремлении избавить людей от суеверий и указать им дорогу к счастью вольтерьянство имело ярко выраженную антиклерикальную направленность, ставя задачей разрушить теологическое мировоззрение и заложить основы свободомыслия. Развиваясь в непримиримой борьбе с ортодоксальным христианством, вольтерьянство принимало формы деизма, пантеизма или атеизма. Социально-политический идеал вольтерьянства — «царство разума», т. е. справедливое общественное устройство, предоставляющее равные возможности для всех людей и гарантирующее их неотъемлемые права—свободу, равенство перед законом, право собственности на продукты своего труда. К французским вольтерьянцам можно отнести Дидро, Ламетри, Гольбаха, Гельвеция, Кондорсе, Бомарше, Марата, Робеспьера и многих других.
С Вольтером в России начали знакомиться рано. Первым его имя упомянул в 1735 В. К. Тредиаковский в «Эпистоле от российския поэзии к Аполлону», а первыми переводчиками стихотворений Вольтера стали Кантемир и Ломоносов (оба, правда, относились к Вольтеру без излишнего пиетета). Впоследствии Вольтера переводили много и часто (А. Л. Дубровский, С. С. Башилов, Ф. А. Полунин, Н. Е. Левицкий, И. Г. Рахманинов). В низших слоях общества идеи Вольтера порой преломлялись своеобразно. Так, в донесении И. П. Сенявина от 28 февраля 1848 говорится о сектантах-федосеевцах, использовавших в целях пропаганды своей ереси отдельные места из сочинений Вольтера. Идеи Вольтера оказали заметное влияние на декабристов и им сочувствовавших (П. И. Пестеля, А. Ф. Бестужева и М. П. Бестужева-Рюмина, А. П. Ермолова), а также на русских радикалов сер. 19 в.—А. В. Ханыкова, М. В. Буташевича-Петрашевского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Момбелли. Последних больше интересовал антиклерикализм философа, чем его политические воззрения, отличавшиеся консерватизмом и конформизмом. Творчество Вольтера в России никогда не воспринималось однозначно. Критика его взглядов давалась в различных формах: активно переводились труды французских противников Вольтера, с ним полемизировали в примечаниях к его сочинениям и, наконец, выступали против него и с оригинальными произведениями. Среди идейных противников Вольтера заслуживают упоминания; Д. И. Фонвизин, Д. И. Вселенский («Поэма против просветителей», 1819), П. Н. Дамогацкий («Записки о якобинцах, открывающие противохристианские злоумышления и таинства масонских лож, имеющих влияние на все европейские державы», ч. 1—6, 1805—09), А. Е. Баталин, С. Н. Глинка, И. М. Кандорский, М. Т. Каченовский, В. А. Левшин, А. Н. Нахимов, М. И. Невзоров, митрополит Евгений (Е. А. Болховитинов), под редакцией которого в 1792 вышел труд аббата Ноннота «Вольтеровы заблуждения». Много сочинений подобного рода выходили в свет анонимно.
Лит.: Терновскич Ф. Русское вольнодумство при императрице Екатерине и эпоха реакции.—В сб.: Труды Киевской духовной академии. Киев, 1868, № 1, 3, 7; Карешн И. М. Вольтер, его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1893; Сиповскш В. В. Из истории русской мысли XVIII— XIX веков. Русское вольтерьянство.— «Голос минувшего», 1914, кн. 1; Люблинский В. С. Наследие Вольтера в СССР.— В кн.: Литературное наследство. М-, 1937, т. 29—30; Державин К. Н. Вольтер. М., 1946; Алексеев М. Л. Вольтер и русская культура XVHI в.—В сб.: Вольтер. Статьи и материалы. Л., 1947; ИечкинаМ.В. Вольтер и русское общество.—В сб.: Вольтер. Статьи и материалы. М.—Л., 1948; Заборов П. Р. Русская литература и Вольтер: XVIII— первая треть XIX в. Л., 1978; Haumant E. La culture francaise en Russie (1700-1900). P., 1910; Вольтер и Россия, под ред. А. Д. Михайлова, А. Ф. Строева. М., 1999; Вольтер в России: Библиографический указатель: 1735—1995. М-, 1995; Spear F. A. Bibliographie analytique des ecrits relatifs a Voltaire. 1966— 1990. Qxf„ 1992.
A. В. Панибратцев

Источник: Новая философская энциклопедия