(Arouett - наст. фамилия; 1694—1778) - знаменитый франц. философ-просветитель и поэт, страстный борец против церкви, сторонник деизма. Род. в семье парижского нотариуса, воспитывался в иезуитской коллегии. За антиправительств. и антиклерик. произведения дважды заключался в Бастилию и был выслан из Франции. Три года (1726—1729), прожитые им в Лондоне, где В. познакомился с англ. материалистич. философией и учением И. Ньютона, оказали значит. влияние на формирование его мировоззрения. В. активно сотрудничал в «Энциклопедии», издававшейся Д. Дидро, и поддерживал близкие отношения с молодым поколением франц. просветителей-материалистов. Осн. филос. и антиклерик. произв. В.: «Филос. письма» (1733), «Трактат о метафизике» (1734)» «Основы философии Ньютона» (1738), «Трактат о веротерпимости» (1763), «Филос. словарь» (1764-1769), поэма «Орлеанская девственница» (1735, изд. в 1755), трагедии «Заира» (1732), «Магомет» (1741), филос. романы, повести, новеллы, сказки «Задиг, или Судьба» (1748), «Кандид, или Оптимизм» (1759) и др. Будучи деистом и отвергая офиц. религию, В. признавал существование божества как «законодателя природы», как «перводвигателя» Вселенной. Он понимал при этом, что доказать бытие бога невозможно, но по моральным и полит. мотивам все же считал его признание обязательным, утверждая, что вера в существование божества необходима для простого народа как своего рода узда, помогающая держать массы в повиновении. Ему принадлежит печально знаменитое высказывание: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать» (стих. «К автору книги о трех обманщиках», 1769).
Вместе с тем В. был страстным обличителем и критиком феодализма и его идеологии. Ему принадлежит известный лозунг «Раздавите гадину!», направленный против католич. церкви. В работе «О всеобщем мире» В. писал: «Совершенно очевидно, что христ. религия это - сеть, к-рой мошенники опутывали глупцов в теч. 18 веков, и кинжал, к-рым фанатики убивали своих братьев в теч. более 14 веков». В. прославился как деятельный защитник жертв религ. фанатизма во Франции. Он добился посмертной реабилитации крестьянина Каласа (протестанта), казненного в 1762 по обвинению в том, что он якобы препятствовал сыну перейти в католичество. В. выступал с защитой де ла Барра, Сирвена и др. людей, подвергшихся преследованиям и казненных по религ. мотивам. Как в мировоззрении В., так и в его деятельности сказывалась двойственность: он сокрушал феод., в т. ч. и феод.-церк., идеологию, подрывал феод. порядки, проявляя в этом очень большую энергию, но был чужд радикализма Д. Дидро, П. Гольбаха и их кружка. Склонность к компромиссу В. объясняется тем, что он был идеологом зажиточной франц. буржуазии, страшившейся выступлений нар. масс.
ВОЛЬТЕР Аруэ Франсуа Мари
ВОЛЬТЕР Аруэ Франсуа Мари
Вольтер Франсуа Мари Аруэ
(1694—1778) — фр. писатель, философ, историк, один из вождей фр. .Просвещения. Род. в семье нотариуса, воспитывался в иезуитской коллегии. За антифеодальную сатиру дважды арестовывался (1717 и 1725). Большую часть жизни провел вне Франции. Сотрудничал в Энциклопедии Дидро. В. — деист (Деизм); его мировоззрение противоречиво. Выступая сторонником механики и физики Ньютона, он признает существование бога как «первого двигателя». Движение природы происходит по вечным законам, но бог неотделим от природы, это не особая субстанция, а скорее свойственный самой природе принцип действия. Фактически В. склоняется к отождествлению бога («великого геометра») и природы. Он критикует дуализм, отбрасывая представления о душе как особого рода субстанции. Сознание, по В., свойство материи, присущее только живым телам, хотя для доказательства этого правильного положения приводится теологический аргумент — способностью мыслить наделил материю бог. В противовес теологической метафизике 17 в. В. выдвигал требование научного исследования природы. Отвергая декартово учение о душе и врожденных идеях, он считал источником знаний наблюдение и опыт, пропагандировал материализм Локка. Задача науки — изучение объективной причинности. Однако В. допускал наличие «конечных причин» и полагал, что опыт говорит нам о вероятности существования «высшего разума» и «архитектора» вселенной. Социально-политические взгляды В. имеют ярко выраженную антифеодальную направленность. Он боролся против крепостничества, выступал за равенство граждан перед законом, требовал введения пропорциональных имуществу налогов, свободы слова и т. д. Но критику частной собственности отвергал, полагая неизбежным деление об-ва на богатых и бедных. Разумное государственное устройство, по В., — конституционная монархия во главе с просвещенным монархом. В конце жизни склонялся к убеждению, что лучшим типом государства является республика. В исторических соч. критиковал библейско-христианскую т. зр. на развитие об-ва, дал набросок картины истории человечества. В основе «философии истории» (термин введен В.) лежит идея прогрессивного развития об-ва, независимо от воли божества. Но ход истории объяснял изменением идей, т. е. идеалистически. Огромное значение в деятельности В. имела его борьба против клерикализма и религиозного фанатизма. Гл. мишень сатиры В. — христианство и католическая церковь, к-рую он считал осн. врагом прогресса. Тем не менее В. не приемлет атеизма. Отрицая бога, воплощенного в конкретном образе (Христа, Магомета, Будды и т. д.), он полагал, что идея карающего бога должна жить в народе. И здесь сказалась классовая ограниченность В. Соч.: «Философские письма» (1733), «Трактат о метафизике» (1734), «Основы философии Ньютона» (1738), «Опыт всеобщей истории...» (1769) и др.
Источник: Философский словарь. 1963