ВОЛЬФ Христиан

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВОЛЬФ ХРИСТИАН

немецкий юрист, математик и философ (Бреслау, 1679 — Галле, 1754). Ученик Лейбница, он развивает «догматический рационализм», утверждающий абсолютную взаимосвязь феноменов в логичном и правильном универсуме. Его мысль оказала глубокое влияние на Канта, использовавшего некоторые его идеи в своей критической философии. Его творческое наследие весьма значительно. Оно включает в себя работы: «Логика» (1728), «Онтология» (1730), «Естественная теология» (1737), «Практическая философия» (1738), а также «Эмпирическая психология» (1732) и работы по праву: «Естественное право» (в 8 томах, 1740-1749). На его теории ссылались Дидро и философы Просвещения.

Источник: Философский словарь

Вольф Христиан
 (1679—1754) — нем. философ-идеалист, просветитель, систематизатор и популяризатор философии Лейбница, проф. ун-та в Галле. Выхолащивая диалектические элементы лейбницевского учения, В. развивал метафизический телеологизм, по к-рому всеобщая связь, гармония бытия объясняются целями, установленными богом. В. был также систематизатором и обновителем схоластики. В основу построения своей системы он положил метод рационалистической дедукции, посредством к-рого все истины философии сводились к законам формальной логики, у В. — к закону противоречия. В. сыграл значительную роль в распространении математики, физики, химии, ботаники и т. п. Во взглядах на об-во он отстаивал т. зр. просвещенного абсолютизма. Осн. работа В. — «Логика, или Разумные мысли о силах человеческого рассудка» (1712).

Источник: Философский словарь. 1963

ВОЛЬФ (Wolff) Христиан
род. 24 янв. 1679, Бреслау - ум. 9 апр. 1754, Галле) - нем. философ и математик; был профессором в Галле (с 1707), играл ведущую роль в нем. Возрождении. Творец системы нем. рационализма, при создании которой использовал идеи Аристотеля, стоиков и схоластов. Преобразованную им философию Лейбница превратил в господствующее философское учение своей эпохи; его ученики занимали кафедры философии почти во всех нем. ун-тах. Большая заслуга Вольфа состоит в том, что большинство его весьма многочисленных произв. написано по-немецки, что положило начало нем. философской терминологии. Кант считал его одним из влиятельнейших представителей рационалистического догматизма, сторонником чистой и цельной веры в силу разума. Названия почти всех по-немецки им написанных соч. начинались словами: "Разумные мысли..."

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВОЛЬФ Христиан
философ и математик; р. 24.1.1679 (Бреслау) — ум. 9.4.1754 (Галле); был профессором в Галле (с 1707), играл ведущую роль в немецком Просвещении. Творец системы немецкого рационализма, при создании которой использовал идеи Аристотеля, стоиков и схоластов. Преобразованную им философию Лейбница превратил в господствующее философское учение своей эпохи; его ученики, так называемые вольфианцы, занимали кафедры философии почти во всех немецких университетах. Большая заслуга Вольфа состоит в том, что значительная часть его весьма многочисленных произведений написана по-немецки, что положило начало немецкой философской терминологии. Кант считал его одним из влиятельнейших представителей рационалистического догматизма, сторонником чистой и цельной веры в силу разума. Названия почти всех его сочинений, написанных им по-немецки, начинались словами: «Разумные мысли...» Автобиография его издана в 1841; Gesammelte Werke, 1962 ff.
Н. Pichler. W.s Ontologie, 1910; W. Frauendienst. W. als Staatsdenker, 1927; M. Wundt, C. W. und die dt. Aufklärung, 1941; M. Wundt. Die dt. Schulphilos. im Zeitalter der Aufklärung, 1945; H.-M. Bachmann, Die Staatslehre C. W.s, 1977; W. Schneiders (Hg.). C. W., 1983; C. Schröer. Naturbegriff u, Moralbegründung. Die Grundlegung der Ethik bei C. W. und deren Kritik durch Immanuel Kant, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ВОЛЬФ Христиан
24 января 1679, Бреслау, ныне Вроцлав—9 апреля 1754, Галле)—немецкий философ, представитель раннего Просвещения, последователь и популяризатор Лейбница. Сам он выступал против определения своей метафизики как «лейбнице-вольфовской». В многочисленных трудах, изданных на немецком и латинском языках, Вольф пытался создать систематизированный компендиум философских и научных знаний, или «разумных мыслей о Боге, мире, человеческой душе и всех вещах вообще», т. е. построить завершенную систему метафизики, основанную на ясных понятиях и строгих правилах логически доказательного мышления. Считая высшей задачей философии достижение пользы и блага людей, их умственного и нравственного совершенства, он вел активную научную и педагогическую деятельность, внеся заметный вклад в распространение в Германии просветительских идей, естественно-научных и философских знаний, в развитие светской национальной системы образования, немецкой философской терминологии и т. д. Пользовался широкой популярностью в Европе, был членом пяти крупнейших академий, в т. ч. н в России, где его идеи благодаря деятельности М. Ломоносова, Ф. Прокоповича и других учеников Вольфа сыграли важную роль в развитии российской культуры, становлении академической науки и университетского образования.
Философия, или метафизика, определяется Вольфом как рациональная наука о возможном, т. е. обо всем, что мыслится согласно логическому закону противоречия. Поэтому в качестве пропедевтики ей должна предшествовать логика—наука о формах и законах правильного мышления. В состав метафизики входят четыре науки: первая— философия, или онтология

Источник: Новая философская энциклопедия

ВОЛЬФ Христиан
24.1.1679, Бреслау, - 9.4.1754, Галле), нем. философ-рационалист. Идеолог раннего Просвещения. Проф. в ун-тах Галле и Марбурга (где в числе его учеников был Ломоносов). Сформировался под влиянием идей Декарта, Э. Вейгеля, Э. В. Чирнхауза и особенно Лейбница, от к-рого унаследовал интерес к построению всеобъемлющей системы филос. знания (Weltweishcit), приверженность рационалистич. и априористич. методологии, а также ряд осн. идей метафизики, логики, теории познания и психологии. Впервые дал четкое различение теоретич. и эмпирич., чистого и прикладного знания; теоретич. философия, по В., - «наука о всех возможных предметах, насколько они возможны», т. е. наука, занимающаяся не простой констатацией фактов, а исследованием их взаимосвязей, причин и оснований. По классификации В., все филос. знание делится на «науки рациональные теоретические» (онтология, космология, рациональная психология, естеств. теология), «науки рациональные практические» (этика, политика, экономика), «науки эмпирические теоретические» (эмпирич. психология, телеология, догматич. физика) и «науки эмпирические практические» (технология и экспериментальная физика).
Из отд. частей филос. системы В. наиболее разработанной является онтология. В трактовке «формы» В. следует Аристотелю и Лейбницу, считая ее определяющим деятельным началом, в трактовке «материи» - Декарту, отождествляя ее с телесной протяженностью. В космологии В. вслед за Лейбницем считает действит. мир контингентным (одним из возможных), однако отвергает монадологию Лейбница и вносит существ. поправки в его теорию предустановленной гармонии, склоняясь к картезианскому психофизич. дуализму и более последоват. механицизму. Наиболее оригинален В. в этике: принципы естеств. морали он считает объективными нормами, вытекающими из самой структуры бытия и независящими от воли бога. В политич. учении В. - сторонник теории естеств. права и выразитель идей просвещенного абсолютизма. В 18 в. влияние В. в Германии было очень значительным; его учебные руководства по филос. дисциплинам, заменив устаревшие схоластич. компендиумы, служили основой университетского образования вплоть до появления «критич. философии» Канта.

Источник: Советский философский словарь

ВОЛЬФ (Wolff) Христиан (1679-1754)
немецкий мыслитель, философ и математик, с именем которого связано начало Просвещения в немецкой философии, основатель первой философской школы в Германии, популяризатор идей Лейбница, подвижник внесения широких знаний в народ. Творческую деятельность В. начал с теологии, затем перешел к философии и математике. С 1706 становится профессором в г. Халле, где читал лекции по всем разделам философии и исключительно на немецком языке, что в те времена было большой редкостью (не случайно считается, что именно В. положил начало немецкоязычной системе философских понятий). В Халле В. основал первый немецкий научный журнал. По сравнению с протестантскими богословами тогдашней Германии В. был свободомыслящим мыслителем и поборником идей рационализма, что повлекло на него гнев прусского короля Фридриха Вильгельма, который выслал В. из Пруссии. В. переезжает в Кассель, становится первым философом Марбургского университета, где его лекции посещал М.В. Ломоносов, избирается членом академий Лондона, Парижа, Стокгольма, приглашается вице-президентом в российскую Академию наук. Находясь под влиянием идей Декарта, Спинозы, отчасти Локка и, главным образом, Лейбница, В. всю жизнь с невероятным педантизмом разрабатывал всеобъемлющую систему философии. (Главное произведение - "Логика, или Разумные мысли о силах человеческого рассудка", 1712). По форме изложения своей системы В. следовал "Этике" Спинозы, излагая свою дедукцию в строго геометрической форме: одна за другой здесь следуют аксиомы, теоремы, схоллии, королларии и т.п. Выработанная В. философская система была первой в Германии. Она охватывала по сути все отрасли знания того времени: как теоретического, так и практического. Все компоненты собственной теоретической системы В. пытался рационально обосновать, классифицировать, дефинировать и дедуцировать, заслужив тем самым авторитет родоначальника "духа научной основательности в немецкой философии" (Кант), однако эта основательность давалась ценой самого несносного педантизма. Систематизация идей Лейбница обернулась "плоским теологизмом", в результате чего многие интересные идеи последнего оказались заменены упрощенными метафизическими схемами, вульгаризировавшими саму лейбницевскую постановку вопросов. В результате философия Лейбница в интерпретациях В. лишилась многих эвристических наработок. В частности, свою телеологию Лейбниц пытался совместить с идеей механической причинности, которая носила у него глубоко имманентный характер; в варианте же В. телеология предстала как поиск внешних целей, главной и последней среди которых провозглашалась полезность всех вещей человеку, который, в свою очередь, мыслился В. как предназначенный Богом для того, чтобы почитать его как творца всех вещей. Всю свою философию В. разделил на теоретическую и практическую части, дав тем самым впервые четкое различие между теоретическим и эмпирическим знанием. В свою очередь, его теоретическая философия, будучи наукой о всех возможных предметах, насколько они "возможны", и исследующей их взаимосвязи, причины и основания, распадается на логику и метафизику. Будучи рациональной теоретической наукой, метафизика, по В., состоит из онтологии, космологии, психологии и естественной теологии. В состав практических наук В. внес этику, экономику, естественное право и политику. Наиболее разработанной в его системе явилась онтология, в которой более всего чувствовалось влияние Лейбница, а также Декарта. Следуя в целом основным идеям своего немецкого предшественника в области космологии, В., тем не менее отказался от его монадологии и внес некоторые изменения в его учение о "предустановленной гармонии", отдавая предпочтение декартовскому психофизическому дуализму и механицизму. В области этики и политики В. был сторонником естественной морали и теории естественного права. Центральное место во всей системе В. занимала его естественная теология или учение о Боге. Ибо только Бог является самостоятельным и необходимым существом, все остальные, согласно В., - лишь его творения, не обладающие такой самостоятельностью. Конечной целью философии и становится выяснение этого первичного основания всех вещей. Несмотря на ряд присущих ей методологических недостатков, философия В. оказала существенное влияние на развитие теоретической мысли в Германии, став чуть ли не единственным руководством по изучению университетских философских курсов вплоть до возникновения философского учения Канта, назвавшего своего предшественника "величайшим из всех догматических философов".
Т.Т. Румянцева

Источник: Новейший философский словарь

ВОЛЬФ Христиан
Wolf, Wolff), (24 января 1679 – 9 апреля 1754) – нем. философ, популяризатор и систематизатор идеалистич. философии Лейбница. Проф. философии в Галле (1706–23), Марбурге, где в числе его слушателей был М. В. Ломоносов (1736–39), и снова в Галле (с 1740). В. был сторонником просвещ. абсолютизма, защищал в умеренной форме исходные положения теории естественного права, отстаивал абстрактные гуманистич. идеалы. Свою философию В. рассматривал как средство достижения "всеобщего блаженства людей", а ее главную задачу видел в выяснении первичной основы существования всех творений ("Логика, или Разумные мысли о силах человеческого рассудка" – "Logika, oder Vern?nftige Gedanken von den Kr?ften des menschlichen Verstandes", 1712, рус. пер., СПБ, 1765), к-рую он находил в боге – "самостоятельном существе", обладающем абсолютным могуществом и разумом. Природу В. считал произведением бога ("Разумные мысли о боге, мире и душе человека, а также о всех вещах вообще" – "Vern?nftige Gedanken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen ?berhaupt", 1720). В. стремился разработать всеобъемлющую систему знания. Положив в ее основу указанный теологич. принцип и формальные критерии достоверности различных истин, он считал, что физика изучает тела – "простые субстанции" (phaenomena substantiata), движение и пространств. отношения к-рых объясняются механич. причинностью; пневматология изучает деятельность духов ("Разумные мысли о действиях природы" – "Physica", Tl 1 – "Vern?nftige Gedanken von Wirkung der Natur", 1723), математика – величины вещей, этика, естеств. право и политика – волю как свойство души ("Философия морали, или Этика" – "Philosophie moralis, sive Ethica", pt l–5, 1750–53; "Политика, или Разумные мысли об общественной жизни людей" – "Politik, oder Vern?nftige Gedanken von dem gesellschaftlichen Leben des Menschen", 1721). Всеобщей связью всех духовных и телесных сущностей и ее основанием занимается философия, к-рую В. называл мировой мудростью ("Первая философия, или Онтология" – "Philosophia prima, sive Ontologia", 1730). В. дал толчок разработке эстетики (в частности, его учеником А. Баумгартеном), сведя прекрасное к рассудочному самонаблюдению чувств. восприятий. Психологию В. делил на эмпирическую и рациональную. Первая рассматривает душу со стороны ее связи с телом ("Эмпирическая психология" – "Psychologie empirica", 1732); вторая же занимается неизменной, бессмертной душой ("Рациональная психология" – "Psychologie rationalis", 1734). Соединение тела и души В. объяснял "непонятным чудом", сводя психич. явления к особым способностям души. Выхолащивая диалектич. элементы философии Лейбница и объясняя всеобщую связь и гармонию подчинением каждой вещи внешней, идущей от бога цели, т.е. придерживаясь принципов метафизики, телеологии, В. крайне формализовал все логич. понятия, отрицая противоречия в вещах и в мысли ("Рациональная философия, или Логика" – "Philosophia rationalis, sive Logica", 1728), за что его высмеивал и критиковал Ф. Энгельс (см. "Диалектика природы", 1955, с. 7, 24, 174). Наряду с рационалистич. методом демонстрации как достоверным путем познания истины В. отстаивал значение индукции, опытного знания в конкретных науках. Т.о., геометрически изложенная система В. была эклектична и, по существу, дуалистична: "естественная теология", тесно переплетаясь с телеологией, сочеталась в системе В. (особенно в физике) с рядом принципов механич. материализма. В. сыграл значит. роль в распространении естеств.-научных знаний (математики, физики, химии, ботаники, агрономии и т.д. ) в 18 в. Составляя свои сочинения и лекции не только на латинском, но и на нем. яз., В. основал большую филос. школу, идеи к-рой в 18 в. проникли также и в Россию. Соч.: Eigene Lebensbeschreibung, Lpz., 1841; Briefwechsel zwischen Leibniz und Ch. Wolff, Halle, 1860; Волфиянская экспериментальная физика. С немецкого подлинника на латинском языке сокращенная, с которого на российский язык перевел Михайло Ломоносов, 2 изд., СПБ, 1760. Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, М., 1955, с. 615; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, М., 1955, с. 112; т. 2, М., 1955, с. 73; Шпет Г. Г., История, как проблема логики, ч. 1. М., 1916; ?iсh1еr Н., ?ber С h. Wolffs Ontologie, Lpz., 1910; Baumann J., Wolffsche Begriffsbestimmungen, Lpz., 1910; Utitz E., Ch. Wolff, Halle, 1929; Frauendienst W., Ch. Wolff als Staatsdenker, В., 1927; Joesten К., Ch. Wolffs Grundlegung der praktischen Philosophie, Lpz., 1931; Campo M., Ch. Wolff e il razionalismo precritico, Milano, 1939; Wundt M., Ch. Wolff und die deutsche Aufkl?rung, [Stuttgart–В., 1941]; M?h1pfоrdt G., Christian Wolff, ein Enzyklop?dist der deutschen Aufkl?rung, в кн.: Jahrbuch f?r Geschichte der deutschslawischen Beziehungen..., Bd 1, Halle (Saale), 1956; Sch?ffler H., Deutsches Geistesleben zwischen Reformation und Aufkl?rung, 2 Aufl., Frankf./M., [1956]. Б. Раббот. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
126.93 кб

Влияние идей Христиана Вольфа на мировоззрение М. В. Ломоносова

Васильев Юрий Альбертович, Васильева Марина Юрьевна
В статье обосновывается утверждение о влиянии идей профессора Марбургского университета Христиана Вольфа на мировоззрение Михаила Ломоносова.
Читать PDF
227.00 кб

Учитель М. В. Ломоносова. Теория естественного права в трудах Христиана Вольфа

Перевезенцев Сергей Вячеславович

Похожие термины:

  • Христиан Вольф и его последователи

    Наиболее значительным представителем философии немецкого Просвещения, а по существу "отцом" или родоначальником философского просвещения в Германии был Хр. Вольф (1679-1754). В этой оценке единодушны