ВОДОЛАГИН Александр Валерьевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВОДОЛАГИН Александр Валерьевич
Родился 12 ноября 1955 г. Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1978), аспирантуру там же (1982). Работал на кафедрах философии естественных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова (до 1986), Литературного института, Московской ВПШ, Российского социально-политического института (с 1986), Российского государственного социального института (с 1991), Российской академии управления, Российской академии госслужбы при Президенте Российской Федерации (с 1992). С 2000 г. зав. кафедрой философии Гуманитарного института. В 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию «Философское содержание художественного произведения». В 1992 г. защитил докторскую диссертацию «Онтология политической воли». Специалист в области социальной философии. Разработал концепцию воли как онтологической структуры человеческой жизни, внутренней формы жизненной практики, языкового полагания мира и мышления. Воля – действенное осуществление такой сущностной возможности бытия, как свобода. Присущий ей механизм самополагания – противополагания – синтеза противоположностей трансформируется в т. н. логику воли. Последняя является не «методологией познания», а орудием самоутверждающейся «воли к мощи». Политическую волю рассматривает как субъективно-идеальную форму организации общественного бытия, обеспечивающую интеграцию группы в борьбе за установление (или изменение) социального порядка. Функции политической воли сводятся к обслуживанию ее собственного онтологического базиса, защите жизненного мира народа и всего сущего в границах этого мира, к обеспечению безопасности сообщества.
Основные публикации Мировая история в интерпретации М. Хайдеггера // Философские науки. 1989. № 9; Политическая социология А.А. Богданова // Социологические исследования. 1990. № 6; Онтология политической воли. Тверь, 1992; Структура волюнтаристского политического действия // Социальная теория и современность. Вып. 7. М., 1992; Четвертая печать. Эскизы к феноменологии русского духа. Тверь, 1993. В соавт.; Экзистенциально-онтологический анализ политики // Социальная теория и современность. Вып. 9. М., 1993; «Последняя воля» Фридриха Ницше // Ницше Ф. Воля к власти. М., 1993; Метафизическая ось евразийства. Тверь, 1994. В соавт.; Онтологическая интерпретация феномена воли // Философия А. Шопенгауэра. М., 1995; Метафизика воли и теория естественного права // Трансцендентальная философия Ф. Шеллинга. М., 1996; Метафизическое сомнение как акт воли // Философия Рене Декарта. М., 1997; Универсальная онтология Г.В. Лейбница в истории западной метафизики // Метафизика Г.В. Лейбница: современные интерпретации. М., 1998; Философия воли. М., 2005; Философия и психопатология: творчество Карла Ясперса // Вопросы философии. 2006. № 4; Любовь и смерть в понимании В.В. Розанова // Там же. 2006. № 10; Методология социально-гуманитарного исследования. М., 2008; В соавт.; Метафизика воли. СПб., 2012.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

ВОДОЛАГИН Александр Валерьевич
(р. 12.11.1955) — спец. в обл. соц. филос; д. филос. н., проф. Окончил филос. ф-т МГУ (1978) и асп. того же ф-та (1982). Работал на кафедрах филос. естеств. ф-тов МГУ (до 1986) и в Лит. ин-те Союза писателей СССР, на кафедре филос. Моск. ВПШ и Рос. соц.-полит. ин-та (1986-91), Рос. гос. соц. ин-та (1991-92), Рос. академии управления и затем — Рос. академии гос. службы при Президенте РФ (1992-2000). В последующем - зав. кафедрой филос. Гуманит. ин-та. Канд. дисс — «Философское содержание художественного произведения» (1983). Докт. дисс — «Онтология политической воли» (1992). Вице-президент Международной академии ноосферы (устойчивого развития). В. разработал концепцию воли как онтол. структуры человеческой жизни, внутр. формы жизненной практики, языкового полагания мира и мышления. Воля — действенное осуществление такой сущностной возможности бытия, как свобода. Присущий ей механизм самополагания — противополагания — синтеза противоположностей трансформируется в т. н. логику воли, или «диалектику». Последняя является не «методологией познания», а орудием самоутверждающейся «воли к мощи». По мнению В., воля к мощи, о к-рой писал Ф. Ницше, означает обращенность личности к еще не реализованному богатству бытийных возможностей. Полит, волю В. рассматривает как субъективно-идеальную форму организации обществ, бытия, обеспечивающую интеграцию группы в борьбе за установление (или изменение) соц. порядка. Функции полит, воли сводятся к обслуживанию ее собственного онтол. базиса, защите жизненного мира народа и всего сущего в границах этого мира, к обеспечению безопасности сооб-ва в ее экон., экол., геополитическом и дух. измерениях. В. осуществляет анализ волюнтаризма и интеллектуализма как двух конкурирующих традиций зап. соц. мышления. На основе этого анализа разработана модель волюнтаристского полит, действия (произвола). Предложена схема осмысления полит, истории России.
Соч.: Мировая история в интерпретации М. Хайдеггера// ФН. 1989. № 9; По - 9 9 литическая социология А. А. Богданова // Социологические исследования. 1990. № 6; Онтология политической воли. Тверь, 1992; Структура волюнтаристского политического действия // Социальная теория и современность. Вып. 7. М., 1992; Четвертая печать. Эскизы к феноменологии русского духа. (В соавт.). Тверь, 1993; Экзистенциально-онтологический анализ политики // Социальная теория и современность. Вып. 9. М., 1993; «Последняя воля» Фридриха Ницше // Ф. Ницше. Воля к власти. М., 1993; Метафизическая ось евразийства. (В соавт.). Тверь, 1994; Онтологическая интерпретация феномена воли // Философия А. Шопенгауэра. М., 1995; Метафизика воли и теория естественного права // Трансцендентальная философия Ф. Шеллинга. М., 1996; Метафизическое сомнение как акт воли // Философия Рене Декарта. М., 1997; Универсальная онтология Г. В. Лейбница в истории западной метафизики // Метафизика Г. В. Лейбница: современные интерпретации. М., 1998; Философия и психопатология: творчество Карла Ясперса // ВФ. 2006. № 4; Любовь и смерть в понимании В. В. Розанова// ВФ. 2006. № 10.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009