ВНУТРЕННИЙ МИР

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Внутренний мир
упрощенно) вся сознательная духовная жизнь человека.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ВНУТРЕННИЙ МИР
(Innenwelt) — вся сознательная психическая и духовная жизнь человека. В новой психологии, которая исходит только из видимого поведения, внутренний мир и внешний мир больше не противопоставляются. Но нельзя встречающееся ставить наряду с внешним миром, а живо представляемое — наряду с внутренним миром. Представления и мысленные объекты, которые формируются во внутреннем мире, противостоят человеку, хотя и особенным образом, как вещи, от него независимые, и могут быть отнесены им к объектам его размышлений. С другой стороны, чувства, настроения, симпатии, голод и жажду нельзя представить иначе как принадлежащими непосредственно внутреннему миру или приходящими извне и переживаемыми (чувство «поднимается, растет во мне, лишает меня самообладания, одолевает меня»).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

внутренний мир
ВНУТРЕННИЙ МИР, ВНЕШНИЙ МИР — понятия, фиксирующие различие между всем тем, что относится к явлениям психической сферы человека, и тем, что не относится к ней. Это различие связано с отношениями между материальным и ментальным, между объектом и субъектом, но не совпадает с ними, т к. проводится по отношению к индивидуальному сознанию. Так, к явлениям внешнего для человека мира наряду с материальными вещами и процессами относятся живые существа и другие люди, также обладающие внутренним миром. Знание о чужой душевной жизни — это тоже особый вид знания о внешнем мире. С другой стороны, объектом для человека могут быть явления и процессы его собственного внутреннего мира: восприятия, воспоминания, размышления, эмоции и т.п. В истории философии различие между этими мирами описывалось в понятиях имманентного и трансцендентного, субъективного, транссубъективного и объективного. Обычно указываются следующие различия объектов внешнего мира и явлений внутреннего мира: первые локализованы в пространстве и времени, вторые не имеют пространственного существования и менее жестко связаны со временем; на материальные объекты внешнего мира можно физически воздействовать — передвигать, деформировать и т.п., — тогда как явления внутреннего мира можно лишь непосредственно переживать и исследовать в самонаблюдении; первые доступны в наблюдении разным субъектам, их можно наблюдать повторно; вторые индивидуальны и допускают повторное рассмотрение лишь в актах воспоминания. Многие эпистемологические концепции (Р. Декарт, Д. Беркли, Д. Ю м , И. Г. Фихте, имманентная философия, феноменология и др.) постулируют опосредованный характер восприятия и познания внешнего мира и непосредственную данность внутреннего мира, а также особую достоверность явлений последнего по сравнению с опытом о внешних объектах. Критика такой позиции была предпринята И. Кантом, который, опровергая идеализм Декарта, доказывал, что опыт о внутреннем мире не обладает привилегированной непосредственностью и достоверностью. В современной философии сходная аргументация продолжена английским философом П. Стросоном в работе «Индивиды» (1959), в которой доказывается, что идентификация явлений любого вида требует связанной системы публично наблюдаемых и достаточно постоянных объектов. Такую систему формируют только материальные объекты внешнего мира. Поэтому лишь они могут быть описаны независимо от других объектов, тогда как все остальные, и в частности явления внутреннего мира, могут быть идентифицированы и описаны лишь в отношении к системе внешних объектов.         В.П. Филатов

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки