ВНИМАНИЕ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Внимание
есть сосредоточение нашего сознания на одном предмете с устранением от всех прочих. См. Рефлексия.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Внимание
одно из свойств интеллекта; подготовка последнего к обработке информации на определенную (заданную) тему.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ВНИМАНИЕ
психическое состояние, обеспечивающее направленность и сосредоточенность познавательной и практической деятельности на определенном объекте или действии.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ВНИМАНИЕ
концентрация сознания на определенном объекте. Различают спонтанное, или автоматическое внимание, не требующее никакого усилия, и внимание добровольное, или продуманное, предполагающее личное усилие.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Внимание
в психологии) направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или действии. Различают три вида внимания: произвольное, непроизвольное и постпроизвольное, самому вниманию присущи различные качества: объем, распределение, устойчивость и переключаемость.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ВНИМАНИЕ
(Aufmerksamkeit) — вызываемое особенностью предмета или усилием воли напряжение сознания при восприятии предметного содержания с целью более точного понимания, т. е. «состояние повышенной психической активности, благодаря которой содержание восприятия особенно отчетливо выделяется из общего потока сознания» (Кершенштейнер). Внимание может достигать различной степени интенсивности, вплоть до сильнейшей концентрации его в процессе творчества.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ВНИМАНИЕ
сосредоточенность познавательной и практической деятельности субъекта в данный момент времени на определенном объекте или действии. В результате направленности сознания на определенный предмет он осознается ясно и отчетливо, тогда как все другие раздражители, действующие в то же время, переживаются более или менее смутно и неотчетливо. К числу характеристик В. относятся избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость. Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит В. на том, что воспринимает или делает. В. обусловливает успешную ориентацию субъекта в окружающем мире.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ВНИМАНИЕ
концентрация сознания на определенном объекте. Рибо различал спонтанное, или автоматическое внимание, не требующее никакого усилия, и внимание добровольное, или продуманное, предполагающее личное усилие. Проблемы внимания были хорошо изучены Бергсоном в «Духовной энциклопедии» («Интеллектуальное усилие», 1902) и Джемсом в «Ощущении усилия» (1880). Имеется в виду работа, постепенно приводящая к чувству ясности. Но, хотя само усилие и зависит от нас, мы можем лишь терпеливо ждать просветления. Таков парадоксальный характер внимания: оно представляет собой работу, конечная цель которой — пассивность (С. Вейль). Именно это имел в виду Мальбранш, когда писал: «Внимание — это молитва, с которой мы обращаемся к божеству».

Источник: Философский словарь

Внимание
психическое состояние, обеспечивающее направленность и сосредоточенность познавательной и практической деятельности человека на определенном объекте или действии. Непроизвольное (непреднамеренное) В. к предмету (физиологически представляющее собой ориентировочный рефлекс) вызывается благодаря особенностям самого этого предмета — новизне, происходящим в нем изменениям, контрасту с др. объектами, силе его воздействия (яркий свет, сильный звук). Произвольное (преднамеренное) В. определяется осознанной задачей. Произвольное В., свойственное только человеку, развивалось вместе с трудовой деятельностью. По словам Маркса, кроме напряжения тех органов, к-рыми выполняется труд, во все время труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во В.

Источник: Философский словарь. 1963

Внимание
сосредоточенность познавательной и практической деятельности субъекта в данный момент времени на определенном объекте. Физиологической основой внимания является возникновение в коре головного мозга очага оптимальной возбудимости, вызывающее более или менее глубокое торможение окружающих участков. По активности субъекта в организации внимания различают три вида: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. Непроизвольное внимание - сосредоточение субъекта на объекте, вызываемое яркой эмоциональной окраской, новизной и силой раздражителя. Произвольное внимание представляет собой сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, определяемое поставленной задачей. Постпроизвольное внимание возникает на как проявление направленности личности и представляет собой сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Внимание

С некоторыми из входящих в сознание явлений сознающий субъект связывается особым актом, которым эти явления выделяются из остального содержания сознания. Этот акт, называемый вниманием, обусловливается частью извне, объективными свойствами самого явления (яркость, интенсивность, внезапность), частью же изнутри субъективным интересом, связывающим нашу волю и чувство с тем или другим явлением или идеей преимущественно перед прочими. В первом случае говорится, что внимание невольно обращается на данный предмет (В. непроизвольное), во втором - что мы направляем на него свое внимание (В. произвольное). Большая способность к произвольному вниманию - или сосредоточению духовных сил на одном предмете - составляет необходимое условие всякой значительной деятельности, что дало повод Бюффону видеть даже в гении лишь сильную степень внимания. Будучи зараз и волевым, и умственным актом, В. (произвольное) теснейшим образом связывает теоретическую и практическую области нашего духа и актуально выражает его единство.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

ВНИМАНИЕ
направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или действии. Круг проблем изучения внимания выделился в результате дифференциации более широкого философского понятия апперцепции (Лейбниц, Кант, Гербарт). В современной психологии выделяют три вида внимания: произвольное - привлекается предметом или явлением без сознательного намерения человека и сохраняется без всяких усилий; непроизвольное - возникает в результате сознательного намерения, и сохранение его требует значительных усилий (свойственно только человеку); постпроизвольное - сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение не требует специальных умственных усилий. Вниманию присущи различные качества: объем, распределение, устойчивость и переключаемость. На рубеже 19 - 20 вв. самые различные проявления психики стремились объяснить с помощью внимания. Оригинальную моторную теорию внимания выдвинул H. H. Ламе, связав его с движениями, которые производит человек при восприятии или представлении предмета. Рибо рассматривал внимание как ряд приспособительных рефлексов. В современной психологии изучение внимания приобрело огромное значение в связи с созданием сложных технологических систем и специфической деятельностью в них человека, требующей тонких и развитых механизмов внимания.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Внимание
Обращение ума к наличной вещи (транзитивное внимание) или к самому себе (рефлексивное внимание). Второй вид внимания меньше связан с природными способностями человека, более утомителен и, по всей видимости, не может поддерживаться постоянно. Интроспекция открывает меньше возможностей для самопознания, чем действие и созерцание.
«Абсолютно чистой формой внимания является молитва», – утверждает Симона Вейль. Действительно, молитва есть чистое присутствие присутствия, чистая открытость, чистое приятие.
Однажды Свами Праньянпад (47), приезжавший на несколько месяцев во Францию, встретился с настоятельницей женского монастыря. «Вы согласны с тем, что нужно постоянно молиться?» – спросила она его. «Конечно, – отвечал он. – Но что понимать под молитвой? Молиться значит хранить свое присутствие в том, что есть». Это и есть внимание, но не болтливое и выпрашивающее что‑нибудь для себя, а безмолвное.
Тогда абсолютно нечистым вниманием я бы назвал вуайеризм как завороженность непристойным или мрачным. Это два крайних проявления внимания, его вершина и его дно, причем оба сладостны душе, потому что каждое по‑своему дарит нам возможность самозабвения.
Вопреки тому, что утверждает Батай (48), я не верю, что эти две крайности могут сходиться. Другое дело, что они питаются из одного источника – так полагает Фрейд, и я не вижу оснований с ним не согласиться.

Источник: Философский словарь.

ВНИМАНИЕ
сосредоточенность познавательной и практической деятельности субъекта в данный момент времени на определенном объекте или действии. Физиологической основой В. является возникновение в коре головного мозга очага оптимальной возбудимости, вызывающее более или менее глубокое торможение окружающих участков. По активности субъекта в организации В. различают три вида В.: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. Непроизвольное В. - это сосредоточение субъекта на объекте в силу его особенностей как раздражителя. Непроизвольное В. - наиболее простой и генетически исходный вид В., вызываемый яркой эмоциональной окраской, силой и новизной раздражителя. Произвольное В., в отличие от непроизвольного, представляет сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, определяемое поставленной задачей. Послепроизвольное В. возникает на основе интереса как проявление направленности личности и представляет собой сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности. Выделяют также внешне-направленное (перцептивное) и внутреннее В. Внешненаправленное В. включено в перцептивную деятельность человека, внутренне связано с осознанием личностью своего внутреннего мира, с самосознанием. Его объектами являются чувства, мысли, воспоминания. Основные свойства В., определяемые путем экспериментального исследования: объем, избирательность, устойчивость, распределение и переключение. Объем В. измеряется тем количеством объектов, которое может быть одновременно охвачено В. (у взрослого человека объем В. равен 4-6 предметам). Распределение В. выражается в возможности удержания в центре В. одновременно нескольких объектов. Переключение В. состоит в намеренном переносе В. с одного объекта на другой. Устойчивость В. проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Концентрация В. состоит в поглощении его одним объектом.
Т.В. Самущик

Источник: Новейший философский словарь

ВНИМАНИЕ
характеристика психич. деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определ. объект. Под направленностью сознания понимается избират. характер психич. деятельности, осуществление выбора данного объекта из нек-рого поля возможных объектов.
Различают три вида В.: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное, или пассивное, В. имеет место, когда выбор объекта деятельности определяется без заранее поставленной цели, непреднамеренно. Если выбор призводится сознательно, преднамеренно, то В. является произвольным, или активным. Произвольное В. является актом воли, оно присуще только человеку. Деятельность может так захватить человека, что ее выполнение не требует от него спец. волевых усилий; наличие цели в сочетании с отсутствием волевых усилий характеризует послепроизвольное В.
Конкретные особенности В. устанавливаются с помощью характеристик его устойчивости, объема, распределенности и возможности переключения. Устойчивость В.- способность удерживать объект деятельности в поле сознания на определ. срок (от долей секунды до неск. часов). Объем В.- количество объектов, к-рое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени. Распределенность В.- способность удерживать в поле сознания объекты одновременно неск. различных деятельностей. Под переключением В. понимают особенности перехода в поле сознания от объектов одной деятельности к объектам другой.
В. стало предметом интенсивного психологич, изучения на рубеже 19-20 вв., когда с его помощью стремились объяснить самые различные проявления психики. В силу этого понятие В. стало крайне многозначным. Оригинальную моторную теорию В. выдвинул рус. психолог Н. Н. Ланге, связав В. с движениями, к-рые производит человек при восприятии или представлении предмета. Материалистич. трактовку В. дал франц. психолог Рибо (понимание В. как ряда приспособит. рефлексов). В совр. психологии ряд проблем, изучавшихся ранее в связи с В., рассматривается в рамках исследования установки и краткосрочной (оперативной) памяти. Вместе с тем изучение В. приобрело огромное значение в связи с созданием совр. сложных технич. систем и специфич. деятельностью в них человека, требующей тонких и развитых механизмов В.

Источник: Советский философский словарь

ВНИМАНИЕ
избирательно-активное состояние психич. деятельности, являющееся предпосылкой наилучшего отражения действительности. Физиологич. основой В. является возникновение в коре головного мозга очага оптимальной возбудимости, вызывающее по закону отрицательной индукции более или менее глубокое торможение окружающих участков. Соотношение нервных процессов в коре, определяющее степень и направленность В., устанавливается в зависимости от характера действующих раздражителей, содержания выполняемой деятельности и постоянно меняется. В. привлекается всяким непривычным изменением внешней обстановки, появлением новых раздражителей, что вызывает со стороны организма ориентировочный или исследовательский рефлекс. У человека развились сложные условнорефлекторные формы ориентировочно-исследовательской деятельности, отвечающие обществ. характеру жизненных условий. Различают В. непроизвольное и произвольное. Как в одном, так и в другом случае В. человека привлекается прежде всего предметами, приобретшими в ходе жизни определенное значение и связанными с потребностями и задачами деятельности. Различие же состоит в том, что в случае непроизвольного В. ориентировочные рефлексы вызываются появлением самого предмета или содержанием деятельности, и В. не носит организованного характера, а в случае произвольного В. ориентировочная деятельность организуется поставленной задачей и определенным планом деятельности. Для трудовой деятельности характерно произвольное В., получившее свое развитие именно в процессе обществ. труда как необходимое условие достижения поставленной цели. "Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, во все время труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании..." (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 185). Тесная связь между процессом деятельности и ее результатом часто приводит к тому, что В. начинает стимулироваться не только поставленной задачей, но и непосредственно самим содержанием деятельности. В этих случаях произвольное В. приобретает характер непроизвольного. Может быть и обратное явление: В., непроизвольно вызванное появлением объекта, начинает в дальнейшем стимулироваться необходимостью более детального исследования этого объекта, и непроизвольное В. уступает место целеустремленному, произвольному В. Лит.: Ананьев Б. Г., Воспитание внимания школьника, 2 изд., М.–Л., 1946; Гальперин П. Я., К проблеме внимания, "Докл. Акад. пед. наук РСФСР", 1958, No 3; Гоноболин ?. ?., Воспитание внимания у учащихся, М., 1955; Добрынин ?. ?., Внимание и его воспитание, М., 1951; его же, Внимание и память, М., 1958; Милерян ?. ?., Вопросы теории внимания в свете учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, "Советская педагогика", 1954, No 2; ?озов А. И., К вопросу о теории внимания, "Вопр. психологии", 1956, No 6; Произвольное и послепроизвольное внимание, М., 1958; Страхов И. В., Вопросы психологии внимания в школе, "Уч. зап. Саратовского пед. ин-та", 1954, вып. 18; Чухин ?., Внимание и способы его привлечения, Симферополь, 1949; Добрынин ?. ?., Основные вопросы психологии внимания, в кн.: Психологическая наука в СССР, т. 1, М., 1959; ?ибо [Г.], Психология внимания, пер. с франц., СПБ, 1892; Mierke К., Konzentrationsf?higkeit und Konzentrationsschw?che, Stuttgart [Bern], 1957; Pi?rоn ?., L´Attention, "J. psychol. norm. et pathol.", [P.], 1931, No 1–2; ?itchener E. В., Lectures on the elementary psychology of feeling and attention, N. Y., 1908. Л. Гурова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
518.28 кб

Внимание к данным интуиции как ведущий принцип гносеологического метода Рене Декарта

Пономаренко Анна Сергеевна
В статье рассматривается концепция интуиции Рене Декарта в связи с рационалистическим методом познания.
Читать PDF
515.33 кб

Археология религии: внимание

Першин Ю. Ю.
Обозначены некоторые онтологические и антропологические константы и размытые ныне смыслы первичной, подлинной религиозности, искажающейся и деградирующей в тоталитарном диктате религиозных догм.
Читать PDF
470.91 кб

Внимание конкурс

Читать PDF
212.45 кб

2015.04.007. ФЛАХ Й. ОСОЗНАНИЕ СИТУАЦИИ: ВНИМАНИЕ, СИТУАЦИОННЫЙ ФАКТОР! КОММЕНТАРИЙ В АДРЕС ЭНДСЛИ.

Ализаде А.А.
Читать PDF
353.36 кб

Внимание: сотворение пространства

Золотухина-Аболина Елена Всеволодовна
Статья посвящена вопросу о том, каким образом наше внимание строит для нас пространственные отношения.
Читать PDF
473.60 кб

Внимание, синхронизм!

Стерледев Роман Константинович, Стерледева Тамара Дмитриевна
В статье рассматривается проблема синхронистичности, анализируются примеры синхронизмов. Представлены возможные перспективы использования этого феномена. Намечаются пути к осознанию и изучению данного явления.
Читать PDF
249.55 кб

Перевод статьи: Архимандрит Максим (Констас) «Внимай себе: внимание и цифровая культура»

Наталья Сергеевна Смирнова
Предлагаемый вниманию читателей текст является переводом с английского языка доклада архимандрита Максима Констаса на международной конференции «Цифровые СМИ и православное пастырское окормление», проходившей 7–9 мая 2015 года в А
Читать PDF
448.46 кб

«Сотворение мира вниманием»: подступы к проблеме

Золотухина-аболина Елена Всеволодовна
Статья посвящена проблеме «сотворения реальности» вниманием : автор обращается к ряду психологических, социологических, эзотерических и психотерапевтических подходов, в основе которых лежит идея избирательного построения образа ми
Читать PDF
336.53 кб

Конфигурация поля интеллектуального внимания российской философии в 1990 2000 гг. XX XXI вв

Красиков Владимир Иванович
Статья подготовлена при финансовой поддержке и в рамках выполнения научно-исследовательского проекта № 2.1.3/4245, Аналитической ведомственной целевой программы "Развитие научного потенциала высшей школы" 2009-2011 гг.
Читать PDF
280.49 кб

Структура поля интеллектуального внимания современной отечественной философии (80-00 гг. XX-XXI вв.

Красиков Владимир Иванович, Сандаг Энхтуяа
Статья посвящена исследованию переходного периода в отечественной философии от советского к собственно российскому периоду.

Похожие термины:

  • Внимание, мнение, мысль

    Философский смысл термина: Размышление (Эврипид); мысль (Платон, Аристотель); отдельное понятие как результат опыта (Хрисипп); общее представление, понимание (Полибий); здравый смысл (Плутарх).
  • релевантность внимания

    Внимание как ментальный процесс — это сосредоточение и фокусировка на стимулах, ментальных факторах или задачах. Если внимание рассматривать как процесс отбора отдельных данных из множества дос