(Sovereignty of God).
Библейское учение о Боге как о Царе, Верховном властителе, Законодателе всего мироздания.
Библейские источники. "Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает" (Пс 102:19). Будучи "Владыкой", Бог "над царством человеческим владычествует... и поставляетнадним, кого хочет" (Дан 5:21; см. 4:17,25,34; 7:14). Израильский царь Давид признает: "...величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, что на небе и на земле..." (1Пар 29:11). Молитвенное признание владычества Бога находит выражение в традиционной концовке Молитвы Господней: "...ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки..." (Мф 6:13). Бог "единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих" (1 Тим 6:15; см. Откр 19:16). Владычество Бога, т.о., отражает саму Его природу как всесильного и всемогущего, способного реализовать свое доброе соизволение, исполнить предначертанную волю и сдержать свои обещания.
Владычество Бога отражено в целом ряде Его имен. Его называют "Всевышним" (elyon, Быт 14:1820), "Веемогущим" (ilsadday , 17:1; ср. Исх 6:2), "Владыкой" (addnayyhwh , Быт 15:2; ВторЗ:24), "Вседержителем" (kyriospantokrator, Откр 1:8). См. также именование "Владыко", к-рое передает значениedespota ("хозяин", "господин") в Лк 2:29; Деян 4:24; 2 Пет 2:1; Иуд 4; Откр 6:10.
Владычество Бога отражается во всеобъемлющем плане (промысле), согласно к-ром у осуществляется исторический процесс, Он совершает "все по изволению воли Своей" (Еф 1:11). Осуществляется и проявляется владычество Бога в истории через дела творения, провидения и искупления. "Владыка" Господь "сотворил небо и землю"; для Него "нет ничего невозможного" (Иер 32:1723). Богу "все возможно" (Мк 10:27; 14:35; Лк 1:37). Бог, владычествуя, провиденциально заботится о мироздании и правит им. Ему подвластна судьба людей и народов (Деян 14:1517; 17:2428). Он предусмотрел грехопадение Адама (Быт 2:1617), распятие Христа (Деян 2:23; 4:2728) и все прочие события. Его провиденциальное правление всеохватно: "Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это" (Ис 45:7; ср. 1:11).
Владычество Бога проявляется в благодатных делах искупления. Он дает обещания, заключает заветы и творит искупительную историю. Мессия сам есть "Богкрепкий" (Ис9:67), "сынВсевышнего", чьему "Царству не будет конца" (Лк 1:33). С самого начала и до конца своего общественного служения Иисус благовествует о " Царстве Божьем" (Мк 1:15; Деян 1:3 и дал.; более ста упоминаний у синоптиков). После своего воскресения Христос провозглашает: "...дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Мф 28:18); вознесшийся Христоспрославляется: "...безмерновеличие могущества Его..." (Еф 1:19; см. Еф 1:2021; Флп 2:911; 1 Кор 15:2428; Откр 5:914). Поэтому и имеет столь простую форму самое раннее исповедание Христа: "Иисус Господь" (Рим 10:9).
В евангельском провозвестии указывается на владычество Бога, к-рое есть "сила Божия ко спасению всякому верующему" (Рим 1:16), а для "призванных" Христос "Божья сила" (1 Кор 1:24; ср. Еф 1:1822). АвторитетСв. Писания также выражает владычество Бога, ибо все Писание "богодухновенно" (2 Тим 3:16). Поэтому "не может нарушиться Писание" (Ин 10:35)и все должно исполниться и состояться (Мф 5:18; Лк 24:44).
Теологический аспект. Теологи обычно определяют "владычество" как один из сообщаемых божественных атрибутов. "Владычество" внутренне присуще Богу; иногда различают "суверенную волю" и "суверенную власть". Суверенные воля Божья и власть Божья не произвольны, не деспотичны или детерминированы; владычество Бога характеризуется Его справедливостью, святостью и другими атрибутами.
Божье владычество и человеческая ответственность носят парадоксальный характер и лежат вне пределов человеческого понимания, но они не противоречат друг другу. Божье владычество и человеческое владычество определенно противоречат друг другу, а Божье владычество и человеческая ответственность нет. Бог использует людей как орудия Его замыслов в истории, но при этом не предусматривает никакого насилия. Бог повелевает нам жить согласно Его суверенной воле (Быт 2:1617; Исх 20; Мф 22:3738), но осуществляет свою волю и через проявления греховности, непокорства (Быт 45:5,78; 50:1920).
Распятие Иисуса Христа несомненно, самое гнусное преступление в истории не выходит за границы " определенного совета и предведения Божия", ибо распинающие делали то, "чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой " (Деян 2:23; 4:2728; ср. Ин 19:11).
Учение о владычестве Божьем имеет особое значение в августиновокальвинистской традиции и отвергается (либо осуждается) пелагианской, арминианской и либеральной традициями, в крых провозглашаются различные степени человеческой автономии. Исповедание владычества Бога стало признаком истинного кальвинизма однако не его центральным принципом, не из него проистекает вся теология Кальвина. Те, кто утверждает так, на самом деле представляют только карикатуру на Кальвина и кальвинизм. О "владычестве" в "Наставлениях в христианской вере" упоминается только несколько раз; то же самое можно сказать о реформатских исповеданиях. И все же учение о владычестве Божьем несомненно, часть подлинной реформатской мысли. Ключ к теологии Кальвина в том, чтобыговорить, когда говорит Св. Писание, и молчать, когда оно молчит. Поэтому Кальвин писал о владычестве Божьем, отстаивал учение о предопределении и другиеучения.
Классический кальвинизм не преуменьшает роли человеческой ответственности в истории. Только в крайних формах супралапсарианства и гиперкальвинизма, когда умаляется человеческая ответственность и ограничивается универсальное евангельское благовестие, владычеству отводится чрезмерная роль. Исповедание владычества Божьего должно выражаться в том, чтобы мы хвалили и прославляли Бога, поощряли жизнь через покорность и любовь в Царстве БогаЦаря. Как и всякий другой божественный атрибут, владычество Бога должно найти отражение в христианской жизни. Христианин, крый возрождается в образе Божьем и все более освящается, может снова обрести власть над творением как Божий наместник, приближая Царство Божье в человеческой истории во славу ГосподаВладыки (см. Быт 1:28).
F.H. Klooster (пер. Ю.Т.)
Библиография: L. Berkhof, Systematic Theology; J. Calvin, Institutes; P. Toon, HyperCalvinism; J.I. Packer, Evangelism and the Sovereignty of God; A. W. Pink, The Sovereignty of God.
См. также: Кальвинизм; Промыслительные установления Божьи; Избранные, Избрание; Бога, атрибуты; Бог, учение о Нем; Имена Божьи; Предопределение; Реформатская традиция;Вечное осуждение; Супралапсарианство.