ВКУС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ
Вкус эстетический
вырабатываемая общественной практикой способность человека эмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего отличать прекрасное от безобразного. В тех случаях, когда оценивается произведение искусства, вкус эстетический называется художественным вкусом.
ВКУС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ
способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического. По отношению к оценке произведений искусства эстетический вкус конкретизируется как художественный вкус.
Вкус эстетический
вырабатываемая общественной практикой способность эмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего отличать красивое, прекрасное от безобразного, отвратительного. По отношению к искусству В. э. называется художественным вкусом. Хороший В. э. означает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, в быту, в поведении, в искусстве. Формирование хорошего В. э. составляет одну из важнейших задач эстетического воспитания. В современных условиях, говорит Н. С. Хрущев, надо уделить серьезное внимание эстетическому воспитанию, формированию художественных вкусов у всех советских людей, объявлять решительную борьбу безвкусице, в чем бы она ни проявлялась — в формалистических увлечениях или в мещанских представлениях о «красивом» в искусстве, в жизни, в быту.
Источник: Философский словарь. 1963
ВКУС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ
вырабатываемая общественной практикой способность человека эмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего отличать красивое. прекрасное от безобразного. В тех случаях, когда оцениваются произв. искусства, В. э. называется художественным вкусом. Хороший В. э. означает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту, поведении, искусстве. Напротив, плохой В. э. извращает эстетическое отношение человека к действительности, делает его равнодушным к подлинной красоте, а иногда даже приводит к тому, что человек получает удовольствие от безобразного. Развитость В. э. характеризуется тем, насколько глубоко и всесторонне он постигает эстетические ценности жизни и искусства. Формирование развитого В. э. составляет одну из задач эстетического воспитания.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС
способность по непосредственному чувству определять эстетическую ценность явлений, отличать прежде всего прекрасное от безобразного. Э. в. может быть хорошим, если человек получает наслаждение от подлинно прекрасного, и плохим, когда он равнодушен к красоте или получает удовольствие от безобразного. Э. в.— не врожденная способность людей. Он формируется эстетическим окружением человека, эстетическим воспитанием. Большое воздействие на него оказывает восприятие произведений искусства и художественное творчество. Общую направленность вкусовых оценок определяют идеалы и мировоззрение людей. И сам Э. в. выступает как важная особенность человеческой личности, характеризующая, насколько глубоко и всесторонне она постигает эстетические ценности жизни и искусства. Правильно ли известное изречение: «О вкусах не спорят»? Оно справедливо в том смысле, что не стоит спорить о разных, но равно хороших вкусах. В мире бесконечное множество прекрасных явлений, и поэтому вполне допустимо, что люди отдают предпочтение различным типам красоты. Хотя один человек эстетически предпочитает, например, лес, а другой — море, одному больше нравится музыка Баха, а другому — Бетховена, в данных случаях действительно не стоит спорить о вкусах. Но когда различие во вкусах обусловлено противоположным отношением к самому прекрасному или безобразному, спор о вкусах не только возможен, но и необходим.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
ВКУС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ
способ ность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравится» — «не нравится») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в иск-ве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического (чувство юмора). По отношению к оценке произв. иск-ва В. э. конкретизируется как худож. вкус. В истории эстетики интерес к проблеме В. э. проявился уже в XVII—XVIII вв. Фр. просветители и теоретики Классицизма (Буало, Монтескье, Вольтер и др.) рассматривали ее с позиций рационализма и нормативизма, представители англ. сенсуалистической эстетики (Шефтсбери, Ком и др.) выводили В. э. из человеческих ощущений, но связывали его с нравственностью. В противоположность Хатчесону и Берку, утверждавшим всеобщность В. э., Юм подчеркивал его субъективность. Особое место разработка этой проблемы занимает в эстетике Канта, отметившего противоречивый, общественно-индивидуальный характер В. э. Развивая традиции рус. революционно-демократической мысли (Белинский, Чернышевский), марксистско-ленинская эстетика рассматривает В. э. как социально-историческое явление, диалектически сочетающее в себе элементы как классового, так и общечеловеческого. Индивидуальный В. э. представляет собой эстетическую установку, формирующуюся в эстетическом опыте человека и, в свою очередь, включающуюся в новый опыт, опосредствуя каждое новое эстетическое восприятие и переживание. В. э. является субъективным критерием эстетической оценки, к-рая в известной мере интуитивна (Интуиция эстетическая), т. е. эмоционально предшествует рациональному эстетическому суждению. Однако качество В. э. определяется тем, в какой мере выраженная в нем субъективная оценка соответствует объективной эстетической ценности (Ценность эстетическая). Хороший В. э.— способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в иск-ве. В. э. является плохим, дурным, извращенным, когда человек равнодушно или даже с отвращением воспринимает красоту и получает удовольствие от уродливого. Количественной характеристикой вкуса считается степень его развитости или неразвитости, широты или узости. Развитость В. э. определяется глубиной постижения эстетических ценностей, способностью выявить богатство значений, к-рыми они обладают. Неразвитый вкус в известных пределах может быть хорошим, неиспорченным, но за этими пределами он не может служить надежным ориентиром в эстетически-ценностном отношении. Широта или узость В. э. во мн. зависит от того, насколько обширна область эстетических ценностей, доступная вкусовой оценке, в какой мере способен человек-эмоционально оценить эстетические ценности различных эпох, национальных культур, создаваемые в разнообразных видах и жанрах иск-ва. В. э. как вид эстетической способности и потребности человека — существенная особенность личности. Ее уникальность определяет и своеобразие В. э. Те или иные вкусовые предпочтения зависят от воспитания, привычек, характера, жизненного опыта, общения человека. И такое своеобразие в рамках хорошего вкуса вполне допустимо; применительно к нему оправдано выражение «о вкусах не спорят». Иное дело извращенные вкусы или откровенная безвкусица, искажающие саму сущность эстетического. С ними, разумеется, нельзя мириться. Но спор о вкусах, вполне оправданный в этом случае, требует рационального обоснования вкусовых оценок путем обращения к такому более обобщенному фактору эстетически-оценочной деятельности, как эстетический идеал (Идеал эстетический). Будучи социально обусловленным, В. э. личности формируется под воздействием окружающей среды, образа жизни, большое влияние на него оказывает иск-во, к-рое в качестве худож- начала включается в быт и труд людей (Эстетическая организация среды) и действует повседневно, подчас незаметно. Идеалы и мировоззрение человека определяют общую направленность вкусовых оценок. Несомненна связь В. э. и с таким социально-психологическим явлением, как мода. Формирование В. э. — одна из задач эстетического воспитания.
Источник: Эстетика: Словарь