ВИЗГИН Виктор Павлович

Найдено 1 определение
ВИЗГИН Виктор Павлович
(р. 4.11.1940) — историк науки и филос; д. филос. н. Р. в г. Полярное Мурманской обл. Окончил химический ф-т МГУ (1962), асп. кафедры филос. МГУ для естественных ф-тов (1966). Канд. дисс. — «Философский анализ проблемы химической эволюции» (1968). Работал преп. филос. в МГУ, с 1971 по 1978 - н. с. ИИЕТ АН СССР, с 1988 по наст. вр. ст. н. с. ИФ РАН. В. — переводчик кн. М. Фуко «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук» (М., 1977; СПб., 1994) и др. работ франц. философов. Д. ч. НьюЙоркской'академии наук (с 1994). Одним из осн. фокусов размышлений философа выступает проблема совр. человека, живущего в мире как бы исчезающих или во всяком случае поставленных под вопрос качеств, поглощаемых, стираемых развитием техногенной цивилизации и массового об-ва, что несет с собой угрозу не только природе, но и цельности личности с ее уникальным миром. В своих иссл. проблемы качества у Аристотеля В. показал, что аристотелевская реабилитация качеств — сил основывается на использовании схем обыденной практики. В монографии 2004 гл. тезис автора состоит в том, что фи лос. установки «школы подозрения» при их относительной научной продуктивности не позволяют показать, как возможна причастность человека к высшим позитивным смыслам, и тем самым утвердить их нередуцируемость к низшим уровням реальности. Нужна не школа подозрения, а филос. надежды, филос. доверия. В работах В. впервые была предложена классификация видов аристотелевского квалитативизма (метафизический — динамический — физ.). Показано, что подобная структура базируется на использовании разных моделей, лежащих в истолковании сложного феномена качества. Если в метафиз. квалитативизме качество истолковывается на основе оппозиции «субстрат — атрибут», укорененной в структурах обыденного языка, то в физ. роль такой матрицы выполняет понятие формы, а в динамическом, где качества действуют как не зависимые от материального субстрата силы, работают схемы практик наподобие античной кухни.
Соч.: Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М., 1982; Научный текст и его интерпретация // Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982; Идея множественности миров. Очерки истории. М., 1988; Человек и орудие. М., 1989; Мишель Фуко — теоретик цивилизации знания // ВФ. 1995. № 4; Эпистемология Гастона Башляра и история науки. М., 1996; Генеалогия культуры: Ницше, Вебер, Фуко // Постижение культуры. Вып. 7. М., 1998; Онтологические предпосылки «генеалогической» истории Мишеля Фуко // ВФ. 1998. № 1; К анализу квалитативистского типа рациональности: случай Аристотеля // Историко-философский ежегодник-96, 97. М., 1998; Жизнь как ценность: опыт Ницше («Жизнь как ценность»). М., 2000; Эпистрофический прорыв: прошлое и настоящее // ВФ. 2000. № 3; На перекрестке двух культур. Читая Августина // От философии жизни к философии культуры. СПб., 2001; На пути к другому. От школы подозрения к философии доверия. М., 2004; Христианский платонизм как экзистенциальный опыт (П. А. Флоренский) // ФН. 2007. № 1; Хайдеггер и Марсель // ВФ. 2007. № 8.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009