ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
культура Византийской империи на протяжении IV—ХV вв., отличавшаяся синтезом античных греко-римских и восточных традиций, определившая на долгий срок исторические связи Европы, Азии и России и ставшая важным этапом развития мировой культуры. Во время окончательного распада единой Римской империи император Константин I в 324—330 гг. на месте древней колонии Византии на берегу Босфора основал город Константинополь, позднее ставший столицей мощной Восточной империи, которую стали звать Византийской. В ближайшие три века в состав империи вошли обширные территории, в частности, Греция, Палестина, Сирия, Египет, о-ва Крит и Кипр, части Аравии, Месопотамии, Армении и Крыма, Далмация и Македония. Благодаря этому материальная культура и виды хозяйственной деятельности приобрели в В. чрезвычайно разнообразный характер (виноградарство, садоводство, растениеводство, коневодство, шелководство, производство шерстяных и льняных тканей, строительство, добыча мрамора, золота, серебра, меди и железа, ремесленничество, торговля). Первоначальное развитие сельскохозяйственной культуры В. отличалось сочетанием черт рабовладения с феодальными отношениями и становлением крестьянских общин. В ранневизантийский период (IV—VI вв.) империя превосходила Запад по уровню развития городов, товарно-денежных отношений и городской культуры, что видно на примере процветания Константинополя, Александрии в Египте, Антиохии в Сирии, Эфеса, Смирны и Никеи в Малой Азии. В городской жизни большое место играли общественные здания, цирки (ипподромы), театры, дворцы и храмы, акведуки. Воображение современников поражал собор Св. Софии (532—537) в Константинополе, ставший образцом для сооружения христианских купольных храмов. Наряду с этим особенностью городской культуры В. было интенсивное развитие праздничной культуры (культуры зрелищ). По своему социальному устройству В. оказалась централизованным государством с самодержавной монархической формой правления. При этом В. дала жизнь одной из фундаментальных идей средневековой идеологии, утвердив прочный союз церкви и империи, впервые установленный при правлении Константина I (324—337). Культ императора — главы государственной и религиозной власти, являющегося как бы представителем, заместителем роли Христа (С.С. Аверинцев), давал возможность В. выступать в качестве покровительницы и защитницы всех христианских народов и государств. В области правовой культуры в В. были развиты лучшие традиции римской юридической мысли, и при правлении императора Юстиниана (527—565) был принят Свод гражданского права, в котором, например, впервые был сформулирован принцип естественного права — равенства людей от природы, частной собственности, семейного права. Кодекс Юстиниана оказал значительное влияние на правовую культуру и законодательство Западной Европы. Коренные особенности В. к. определялись распространением христианства, которое после окончательного обособления В. от Рима (395) и разделения церквей (1054) утвердилось под названием православия. Православие стало не только религиозным учением, но и философской системой и основой этических, эстетических и жизненных воззрений людей. В ранневизантийскую эпоху был заложен фундамент средневекового христианского богословия, о чем, напр., свидетельствуют речи Иоанна Златоуста (ок. 347—407), богослова, выдающегося оратора, константинопольского патриарха. На I Вселенском Соборе в Никее (325) и на Константинопольском Соборе (381) был выработан и утвержден православный символ веры, что стало основой разделения с католической церковью. Для развития христианской философии большое значение имела деятельность Псевдо-Дионисия Ареопагита (2-я пол. V в.). По одной из версий, под этим именем богослов из Грузии Петр Ивер написал работы «О небесной иерархии», «О божественных именах» и «О церковной иерархии», где изобразил структуру земного и небесного мира по принципу лестницы. Эта мировая лестница идет от единого Бога, серафимов, херувимов, престолов господства, силы, власти, архангелов, ангелов к земной церковной иерархии: епископам, священникам, монахам, христианской общине и, наконец, к самому подножию лестницы, где расположен весь остальной мир. В основе учения Псевдо-Дионисия — аналогия между миром реальных предметов и Богом — их единственным творцом. Для средневековой философской и эстетической мысли важное значение также имела идея о том, что всякое творение Бога — это его богоявление (по греч. — теофания) в реальном мире. Для религиозной культуры В. большое значение имело развернувшееся в VII—VIII вв. иконоборческое движение, имевшее глубокие социально-политические и идеологические причины. С 726 г. запрет на почитание икон был узаконен императором Львом III Исавром. Этот запрет углубил противоречия между византийской и западной ветвью христианской церкви и оказался связан с утверждением идей о непостижимости и невоспроизводимости божества в облике человека. В поклонении иконе усматривалось обращение не к Богу, а к земному идолу, главному предмету почитания в язычестве. В противовес этому сторонники противоположной точки зрения указывали на единство божественного и человеческого в облике Христа и утверждали, что икона, храм и сама процедура богослужения — это путь к познанию Бога через отдельные символические формы. Главой иконопочитателей стал Иоанн Дамаскин (ок. 675—753), обосновавший культ икон, мощей, а также внешних атрибутов богослужения (греч. — литургии) с его признаками богатства, пышности и эстетического великолепия внутреннего убранства храмов. В результате иконопочитание было восстановлено на Никейском Соборе в 787 г. С конца IХ до конца ХI в. Константинополь становится крупнейшим средневековым центром научной мысли и университетской образованности. В Константинопольском университете, который был государственным учреждением, изучались грамматика, риторика, философия, арифметика, геометрия, музыка, астрономия, а в 1045 г. был образован юридический факультет. В области естественных наук (математики, физики, механики) выдающиеся достижения были связаны с деятельностью ученого-энциклопедиста Льва Математика (нач. IХ в. — ок. 869), чьи механизмы, приводимые в движение водой, поражали посетителей Большого дворца, резиденции императоров. К ХI—ХII вв. относится новый расцвет византийской художественной культуры и эстетики. Византийская эстетика была теснейшим образом связана с общим направлением духовной культуры и религиозной философии и основывалась на соотношениях божественного и земного. Эстетические принципы опирались на идеи богоявления, т.е. открытия в фактах и предметах реального мира божественных начал. Эту задачу должно решать искусство, чьи образы становятся знаками, символами возвышенно-божественного, постижение которого возможно в процессе духовно-эстетического восприятия и прозрения. Произведение искусства превращается в художественный мир канонизированных ситуаций и образов, трафаретных сюжетов и стереотипных персонажей, открывающих общие принципы возвышенно-прекрасного. Большое значение имела постановка в византийской эстетике вопроса о самостоятельной ценности красоты и искусства, а также разработка категорий прекрасного, цвета, света, знака, символа и образа. Наивысшие достижения византийской художественной культуры выразились в храмовой и дворцовой архитектуре, в развитии фрески и мозаики светского и религиозного содержания, в портретной скульптуре, книжной миниатюре. Константинополь, имевший целый ряд богатейших библиотек, стал одним из крупнейших средневековых центров книжной культуры. Самостоятельным вкладом В. в мировое искусство стало развитие иконописи, подчинявшейся особому иконографическому канону в сюжетах, образах святых и художественных приемах (плоский рельеф, скульптурность и фронтальность изображения фигур и предметов, условность и одухотворенность человеческих ликов, высокий уровень стилизации). Таким образом, формируется так называемый «византийский стиль» средневекового искусства, приметами которого, кроме вышеназванных, были необычайная преданность яркому колориту, пристрастие к дорогим материалам и золоту. Византийское искусство и византийский стиль живописи, мастерство иконы, мозаики, фрески и книжной миниатюры оказали глубокое воздействие на художественную культуру Италии, Балканского полуострова и России. Поздние явления В. к. были связаны с распространением мистической философии исихазма (от греч. — покой, тишина). Учение исихастов было сосредоточено на духовной деятельности человека, самопознании, самовоспитании и подвижничестве. Познание и вера превышают возможности разума и осуществляются через «видение» сердца и слияние с божественным в моменты мистического озарения. В ХIII—ХIV вв. исихазм приобрел популярность, что позволило ему проникнуть в другие страны и, в частности, на Балканы и в Россию. К ХV в. относится период теснейших связей византийской гуманистической философии и учености с Италией эпохи Возрождения. Об этом свидетельствует деятельность ученого-энциклопедиста, религиозного реформатора, знатока философии Платона и античной мифологии Георгия Гемиста Плифона (1360—1452). С Италией была связана жизнь и деятельность Виссариона Никейского (1403—1472). Последователь Платона и Аристотеля, он много сделал для приобщения Италии к греческой культуре и, оказавшись в центре кружка ученых, писателей и любителей древности, стал основателем так называемой Академии Виссариона в Риме. Падение в 1453 г. Константинополя под ударами турок означало завершение блестящей эпохи в истории европейской культуры. После разгрома В. наступил период могущества Османской империи со столицей в Константинополе-Истамбуле. Однако В. к. и цивилизация оказали громадное влияние на развитие многих стран Европы эпохи средних веков и Возрождения. Глубокие связи Болгарии, Сербии, Грузии, Армении с В. к. способствовали дальнейшему развитию национальных культур населявших эти страны народов. Это в полной мере относится и к Руси, которая, в 988—990 гг. приняв восточное православие, на протяжении нескольких веков испытывала всестороннее воздействие В. к. в области философии, богословия, образованности, книжной культуры, архитектуры и иконописи.